"Нам жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка
Автор: Коркина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №91, город Тюмень
В раздел начальное образование
Нам жизнь дана на добрые дела
Цель:
Сформировать у детей представление о том, что такое «добро», «добрый», «доброжелательный человек», «добрые дела»
Задачи:
раскрыть нравственную сторону жизненных явлений и поступков, развивать способность сочувствовать, сопереживать, воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, чувство толерантности, стремление совершать добрые дела, повышать самооценку.
1.
Введение в тему
Я попрошу вас закрыть глаза, расслабиться и послушать музыку (мелодия добра). Откройте глазки посмотрите друг на друга и подарите улыбки. В классе стало светлее от ваших улыбок. -Что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему возникли такие чувства? На доске и партах карточки. Найдите те карточки, которые по вашему мнению подошли бы к этой музыке. Почему?
Красота страх, темнота, злоба, ложь
тепло
мама
семья
свет
нежность
Вывод:
эта музыка мелодичная, плавная, нежная, душевная и конечно же к ней подходят самые близкие, теплые слова, которые нам доставляют радость, счастье. Михаил Михайлович Пришвин (детский писатель) написал такое высказывание: «Всё прекрасное на Земле– от солнца, всё хорошее– от человека». - Подумайте, и скажите, тему нашего занятия. Объясните это высказывание.
- Скажите, о чём пойдёт речь на занятии
(о добрых поступках)
ТЕМА
Нам жизнь дана на добрые дела
2.
Раскрытие темы
1. - Ребята легко ли совершать добрые поступки? Послушайте
В. Донникова «Канавка».
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В посёлке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку. Тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит. Витя подбрасывает мяч. Но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – и чуть не упала. - А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала. - Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала. Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!» Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток…, сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
Вопросы.
О чём этот рассказ? Почему все ругали канавку? Как девочка отозвалась о канавке?
- Чем отличается канавка от канавищи? -Почему для Вити это была любимая канавка? Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Ребята а как вы думаете, важно ли было Вите, чтобы люди узнали о его хорошем поступке, похвалили?
Есть пословица “Кто добр поистине, добро творит в
молчании”.
2. - Ребята, вы послушали рассказ. Изменилось ли у вас мнение на вопрос: Легко ли совершать добрые поступки? А ВСЕГДА ЛИ МЫ СОВЕРШАЕМ ТОЛЬКО ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ? Ответить на этот вопрос нам помогут пазлы:
1.
На партах лежат пазлы, нужно найти пару для своего пазла из другой группы. Обсудить и оценить поступок?
2.
Объединитесь в 2 группы по цветам пазлов.
3.
Подумайте, что общего на ваших картинках.
4.
Составьте такие правила, чтобы ребятам хотелось совершать только добрые поступки. Выступают у доски
4
. -Да, непросто быть добрым и совершать добрые поступки, этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки. В сказках Добро всегда побеждает Зло. К нам в гости пришли герои сказок. Эти герои совершали не только добрые поступки, но и …. По загадкам определите сказочного героя. 1. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила (Красная Шапочка) 2. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
3. Ходит возле дома птичка И несёт она яички. Громко "ко-ко-ко" поёт, Деда с бабкою зовёт (Курочка Ряба) 4. В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица!
(Баба Яга)
5. Я - богатый, всемогущий, Очень стройный, страшно злющий, Но я смерти не боюсь, Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный) 6. Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? Ответ: Карабас-Барабас - Вспомните произведение. Охарактеризуйте поступки, которые совершал герой в сказке. Если он совершал добрые поступки, положите на картинку красную фишку, а если злые поступки -чёрную.
ПРОВЕРКА Группы , поменяйтесь столами и проверьте, правильно ли
ребята определили положительных и отрицательных героев сказок
– Люди с давних времён высоко ценили человеческое качество – доброту. Мудрые люди придумывали пословицы. Вам задание собрать пословицы (дети восстанавливают пословицы)
Худо тому, кто добра не делает никому. Учись доброму – дурное на ум не пойдёт. Про доброе дело говори смело. Мир не без добрых людей. Доброе слово и кошке приятно. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Доброе слово лечит, а злое калечит. Добрые дела красят человека.
Группы отвечают, объясняют пословицы
Пословицы учат нас быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми,
справедливыми.
-Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Рефлексия
А сейчас, ребята, разобьём цветочную клумбу доброты, где каждый из вас посадит свой цветочек. Сажая его, назовите то доброе дело, которое вы хотите совершить сегодня, придя домой, или в ближайшее время, а может быть, будете постоянно совершать. (Дети сажают цветы) Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами и всегда шагайте дорогою добра.
В раздел начальное образование