"Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках"
публикация
Автор: Сергеева Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ школа №66, город Самара
В раздел начальное образование
Тема по самообразованию
.
Приемы активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках
Подготовила: Сергеева Светлана Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ школы №66 2015-2016 уч.год. год Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон Одна из актуальных учебных проблем в начальной школе - активизация познавательной деятельности учащихся. Активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно являются наиболее важными качествами современного человека. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках?
Формирование познавательного интереса к учению
– важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках создаю ситуации, в которых учащиеся сами: • отстаивают своё мнение; • принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; • задают вопросы друг другу и учителю; • анализируют ответы друг друга; • оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); • консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; • самостоятельно выбирают разноуровневые задания; • находят несколько вариантов решения проблемы; • находят "ошибкоопасные места”. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Урок- игра, урок-путешествие по математике, русскому языку, окружающему миру. Уроки-экскурсии в библиотеку являются ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. Дети охотно преодолевают учебные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Эти уроки помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают
радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей , помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок- путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом
, активизация познавательной деятельности учащихся на
уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-
воспитательного процесса в школе.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организоваваю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.
Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе . Такими методами являются: - Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию. - Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. - Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ). - Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод. Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это: - Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других. - Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Ученики очень любят различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации. - Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др. - Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно- следственных связей. В своей работе наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет : - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ; - эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы; - самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; - осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность. Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов
, главной
задачей учителя является такое построение образовательного процесса,
при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить
тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего
труда.
Стараюсь максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.
Используемая литература: 1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982. 2. Начальная школа. Журнал. №4,1997. 3. Начальная школа. Журнал. №8, 1999. 4. Начальная школа. Журнал. №4, 2000. 5. Начальная школа. Журнал. №6,2001 6. Начальная школа. Журнал. №3, 2002.
Приемы активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках
Подготовила: Сергеева Светлана Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ школы №66 2015-2016 уч.год. год Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон Одна из актуальных учебных проблем в начальной школе - активизация познавательной деятельности учащихся. Активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно являются наиболее важными качествами современного человека. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках?
Формирование познавательного интереса к учению
– важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках создаю ситуации, в которых учащиеся сами: • отстаивают своё мнение; • принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; • задают вопросы друг другу и учителю; • анализируют ответы друг друга; • оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); • консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; • самостоятельно выбирают разноуровневые задания; • находят несколько вариантов решения проблемы; • находят "ошибкоопасные места”. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Урок- игра, урок-путешествие по математике, русскому языку, окружающему миру. Уроки-экскурсии в библиотеку являются ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. Дети охотно преодолевают учебные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Эти уроки помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают
радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей , помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок- путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом
, активизация познавательной деятельности учащихся на
уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-
воспитательного процесса в школе.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организоваваю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.
Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе . Такими методами являются: - Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию. - Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы. - Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ). - Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод. Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это: - Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других. - Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Ученики очень любят различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации. - Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др. - Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно- следственных связей. В своей работе наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет : - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ; - эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы; - самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; - осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность. Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов
, главной
задачей учителя является такое построение образовательного процесса,
при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить
тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего
труда.
Стараюсь максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.
Используемая литература: 1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982. 2. Начальная школа. Журнал. №4,1997. 3. Начальная школа. Журнал. №8, 1999. 4. Начальная школа. Журнал. №4, 2000. 5. Начальная школа. Журнал. №6,2001 6. Начальная школа. Журнал. №3, 2002.
В раздел начальное образование