Урок "Обучение грамоте" (чтение)."Согласные звуки [ р], [ р "]. Буквы Р, р."
методическая разработка
Автор: Крюкова Ольга Яковлевна, учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №40", город Новоуральск, Свердловская область
В раздел начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
Урок «Обучение грамоте» (чтение).
УМК «Перспектива».
Урок открытия нового знания.
Тема: «Согласные звуки [ р], [ р ']. Буквы Р, р.»
Урок составила: Ольга Яковлевна Крюкова учитель начальных классов первая квалификационная категория г. Новоуральск 2016 г.
Образовательная область
«Филология».
Курс
«Русский язык».
Конструкт урока
«Обучение грамоте» (чтение).
Тема:
Согласные звуки [ р], [ р ']. Буквы Р, р.
Перспективная цель:
создание условий для освоения навыка чтения.
Актуальная цель:
создание организационных и содержательных условий о сходстве и различии согласных звуков [р ], [ р '], знакомство с буквами Р,р
Задачи:
1)
Образовательная:
-ознакомление с согласными звуками [р ], [р '] и буквами Р,р, в процессе практической работы.
2)
Коррекционно-развивающая:
- развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы «Почему звуки [р], [ р '] согласные?»; - развитие умения различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, осознание содержания отдельных иллюстраций, текстов.
3)
Воспитательная:
- воспитание ценностного отношения к русской литературе через слушание « Сказки о рыбаке и рыбке » А.С.Пушкина.
Технологическая карта урока
Предмет Тема Класс УМК Методы Тип урока Вид урока Планируемые результаты Виды учебной деятельности Средства личностные метапредметные предметные
предмет
Обучение грамоте ( чтение).
тема урока
Согласные звуки [ р ],[ р ']. Буквы Р,р. 1 класс
УМК
«Перспектива» 1)Объяснительно- иллюстративный. 2)Частично- поисковый. 3)Репродуктивный Урок сообщения новых знаний. Традиционный с применением проблемных технологий. Усваивают содержание здоровье- сберегающих технологий (исходя из социальных и личностных ценностей). Ориентируются на проявление этических чувств, положительное отношение к обучению.
Регулятивные.
Осваивают способы решения учебной задачи. Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.
Познавательные
Умеют работать со схемами (знаково- символические УУД); Умеют осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Умеют сравнивать, классифицировать, устанавливать аналогии.
Коммуникативные
Умеют высказывать свое мнение ,умеют слушать Умеют выделять новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, распознают в словах новые звуки, читают слоги и слова с изученной буквой. Читают рассказ и отвечают на вопросы по содержанию. Практическая работа. Работа с учебником. Работа с иллюстрациями . Учебник Л.Ф.Климанова «Азбука часть 1». Предметные картинки. Карточки со словами, схемы- модели. Ребусы. «Лента букв».
собеседника. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (Универсальные учебные действия)
I. Организационно-
мотивационный
Задача
: создание благоприятного микроклимата.
Принцип:
психологическая комфортность.
Средства:
языковые.
Учитель
приветствует учеников. (создание положительной мотивации)
Ученики
настраиваются на урок.
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция как способность к учебной деятельности.
II.
Создание проблемной
ситуации.
Задача:
создание ситуации противоречия.
Принцип:
деятельностный подход.
Средства:
языковые, наглядные, знаково-символические.
Учитель
актуализирует полученные знания. -На прошлом уроке вы побывали в гостях у Алика. -Расскажи о своём дне рождения. -Кого ты пригласил? -Чем угощал гостей? - Что тебе подарили?
Учитель
подводит учащихся к проблеме. - Из слов
забор, дверь
выделяем звуки [ р ], [ р ']. - Знакомство с буквами Р,р. - Чтение слогов- слияний. - Открыть учебники - Чтение слов:
рана
ранка
тронул
уколол
-
Составьте схемы этих слов. - Распознавание согласных звонких звуков[ р ], [р '].
Дети
делятся впечатлениями о своих днях рождения, выделяют и распознают из предложенных слов согласные звонкие звуки[р], [р'], составляют схемы.
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
умение задавать вопросы, слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
выражают своё отношение к проблеме(морально- этическая ориентация- оценка поступков).
III.
Открытие новых знаний.
Задача:
создание условий по открытию новых знаний.
Принцип:
целостности.
Средства:
языковые, учебник.
Учитель
организует работу по решению проблемы. -Работа по учебнику - Рассмотрите иллюстрацию. -Что на ней изображено?
Учитель
знакомит детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», читает отрывок, задаёт вопросы по содержанию.
Ученики
отвечают на вопросы учителя, анализируют отрывок из произведения. Чтение «цепочкой» текста. Дети называют слова из текста с согласными звуками [ р ], [р '], дают им характеристику.
Предметные УУД:
опыт предметной деятельности по получению и применению новых знаний.
IV.
Самостоятельное применение
новых знаний.
Задача:
организация работы по продуктивному применению знаний.
Принцип:
непрерывности.
Средства:
языковые, учебник
Физкультминутка.
Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил. -Я люблю,- сказал он строго Чтоб полосок было много!
Учитель
организует работу по выполнению заданий проблемного характера. - Работа по учебнику - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображен? -Чтение рассказа « Кактус» -Как зовут девочку? -Что она сделала? - Что с ней случилось?
Учитель
организует работу по составлению правил оказания первой медицинской помощи.
Ученики
рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя.
Дети
читают текст «цепочкой», анализируют содержание по вопросам учителя.
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
организация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:
Развитие мотива- желание сберечь своё здоровье на основе опыта собственной жизни.
V.
Обобщение и выводы
по учебной проблеме.
Итог урока.
Задача:
организация обобщения и подведения итогов урока.
Принцип:
деятельности.
Средства:
языковые.
Учитель
предлагает разгадать ребусы и дать характеристику согласным звонким звукам [ р ], [ р']. ( ра + дуга= радуга) (рыба + к = рыбак) - Выполнить задание: « Придумай слово, в котором есть звук[ р ']. - Какую проблему мы решали? - Почему звуки [ р ], [р '] согласные?
Ученики
отгадывают ребусы, выделяют согласные звуки [ р], [ р'] и дают им характеристику, отвечают на проблемные вопросы.
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
рефлексия деятельности.
Коммуникативные УУД:
участие в коллективном обсуждении.
Личностные УУД:
делают выводы, отвечают на итоговые вопросы учителя и
Учитель
организует обобщение по «Ленте букв» и подводит итог урока. -Как надо беречь своё здоровье? оценивают свои достижения.
Урок «Обучение грамоте» (чтение).
УМК «Перспектива».
Урок открытия нового знания.
Тема: «Согласные звуки [ р], [ р ']. Буквы Р, р.»
Урок составила: Ольга Яковлевна Крюкова учитель начальных классов первая квалификационная категория г. Новоуральск 2016 г.
Образовательная область
«Филология».
Курс
«Русский язык».
Конструкт урока
«Обучение грамоте» (чтение).
Тема:
Согласные звуки [ р], [ р ']. Буквы Р, р.
Перспективная цель:
создание условий для освоения навыка чтения.
Актуальная цель:
создание организационных и содержательных условий о сходстве и различии согласных звуков [р ], [ р '], знакомство с буквами Р,р
Задачи:
1)
Образовательная:
-ознакомление с согласными звуками [р ], [р '] и буквами Р,р, в процессе практической работы.
2)
Коррекционно-развивающая:
- развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемы «Почему звуки [р], [ р '] согласные?»; - развитие умения различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, осознание содержания отдельных иллюстраций, текстов.
3)
Воспитательная:
- воспитание ценностного отношения к русской литературе через слушание « Сказки о рыбаке и рыбке » А.С.Пушкина.
Технологическая карта урока
Предмет Тема Класс УМК Методы Тип урока Вид урока Планируемые результаты Виды учебной деятельности Средства личностные метапредметные предметные
предмет
Обучение грамоте ( чтение).
тема урока
Согласные звуки [ р ],[ р ']. Буквы Р,р. 1 класс
УМК
«Перспектива» 1)Объяснительно- иллюстративный. 2)Частично- поисковый. 3)Репродуктивный Урок сообщения новых знаний. Традиционный с применением проблемных технологий. Усваивают содержание здоровье- сберегающих технологий (исходя из социальных и личностных ценностей). Ориентируются на проявление этических чувств, положительное отношение к обучению.
Регулятивные.
Осваивают способы решения учебной задачи. Узнают, называют и определяют объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием урока.
Познавательные
Умеют работать со схемами (знаково- символические УУД); Умеют осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Умеют сравнивать, классифицировать, устанавливать аналогии.
Коммуникативные
Умеют высказывать свое мнение ,умеют слушать Умеют выделять новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, распознают в словах новые звуки, читают слоги и слова с изученной буквой. Читают рассказ и отвечают на вопросы по содержанию. Практическая работа. Работа с учебником. Работа с иллюстрациями . Учебник Л.Ф.Климанова «Азбука часть 1». Предметные картинки. Карточки со словами, схемы- модели. Ребусы. «Лента букв».
собеседника. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (Универсальные учебные действия)
I. Организационно-
мотивационный
Задача
: создание благоприятного микроклимата.
Принцип:
психологическая комфортность.
Средства:
языковые.
Учитель
приветствует учеников. (создание положительной мотивации)
Ученики
настраиваются на урок.
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция как способность к учебной деятельности.
II.
Создание проблемной
ситуации.
Задача:
создание ситуации противоречия.
Принцип:
деятельностный подход.
Средства:
языковые, наглядные, знаково-символические.
Учитель
актуализирует полученные знания. -На прошлом уроке вы побывали в гостях у Алика. -Расскажи о своём дне рождения. -Кого ты пригласил? -Чем угощал гостей? - Что тебе подарили?
Учитель
подводит учащихся к проблеме. - Из слов
забор, дверь
выделяем звуки [ р ], [ р ']. - Знакомство с буквами Р,р. - Чтение слогов- слияний. - Открыть учебники - Чтение слов:
рана
ранка
тронул
уколол
-
Составьте схемы этих слов. - Распознавание согласных звонких звуков[ р ], [р '].
Дети
делятся впечатлениями о своих днях рождения, выделяют и распознают из предложенных слов согласные звонкие звуки[р], [р'], составляют схемы.
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
умение задавать вопросы, слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
выражают своё отношение к проблеме(морально- этическая ориентация- оценка поступков).
III.
Открытие новых знаний.
Задача:
создание условий по открытию новых знаний.
Принцип:
целостности.
Средства:
языковые, учебник.
Учитель
организует работу по решению проблемы. -Работа по учебнику - Рассмотрите иллюстрацию. -Что на ней изображено?
Учитель
знакомит детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», читает отрывок, задаёт вопросы по содержанию.
Ученики
отвечают на вопросы учителя, анализируют отрывок из произведения. Чтение «цепочкой» текста. Дети называют слова из текста с согласными звуками [ р ], [р '], дают им характеристику.
Предметные УУД:
опыт предметной деятельности по получению и применению новых знаний.
IV.
Самостоятельное применение
новых знаний.
Задача:
организация работы по продуктивному применению знаний.
Принцип:
непрерывности.
Средства:
языковые, учебник
Физкультминутка.
Телевизор тигр купил, Самый лучший попросил. -Я люблю,- сказал он строго Чтоб полосок было много!
Учитель
организует работу по выполнению заданий проблемного характера. - Работа по учебнику - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображен? -Чтение рассказа « Кактус» -Как зовут девочку? -Что она сделала? - Что с ней случилось?
Учитель
организует работу по составлению правил оказания первой медицинской помощи.
Ученики
рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя.
Дети
читают текст «цепочкой», анализируют содержание по вопросам учителя.
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
организация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:
Развитие мотива- желание сберечь своё здоровье на основе опыта собственной жизни.
V.
Обобщение и выводы
по учебной проблеме.
Итог урока.
Задача:
организация обобщения и подведения итогов урока.
Принцип:
деятельности.
Средства:
языковые.
Учитель
предлагает разгадать ребусы и дать характеристику согласным звонким звукам [ р ], [ р']. ( ра + дуга= радуга) (рыба + к = рыбак) - Выполнить задание: « Придумай слово, в котором есть звук[ р ']. - Какую проблему мы решали? - Почему звуки [ р ], [р '] согласные?
Ученики
отгадывают ребусы, выделяют согласные звуки [ р], [ р'] и дают им характеристику, отвечают на проблемные вопросы.
Познавательные УУД:
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД:
рефлексия деятельности.
Коммуникативные УУД:
участие в коллективном обсуждении.
Личностные УУД:
делают выводы, отвечают на итоговые вопросы учителя и
Учитель
организует обобщение по «Ленте букв» и подводит итог урока. -Как надо беречь своё здоровье? оценивают свои достижения.
В раздел начальное образование