"Чем я помогу планете"
сценарий внеклассного мероприятия
Автор: Шкода Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №76, город Сочи, Краснодарский край
В раздел начальное образование
СЦЕНАРИЙ
внеклассного мероприятия
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Чем я могу помочь планете?»
3 класс (с использованием пособия «Климатическая шкатулка» - комплекта учебно-игровых материалов для школьников по теме «Изменение климата») Автор: Шкода Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №76 г.Сочи
Тема:
Чем я могу помочь планете?
УМК:
«Начальная школа ХХI века».
Класс:
3 «Г».
Возраст детей:
9 лет.
Цель: с
оздание условий для активной самостоятельной поисковой дея - тельности учащихся
Задачи:
1. Формировать у учащихся потребность в энергосбережении и познакомить с примерами эффективного использования энергии. 2. Способствовать развитию у учащихся умений анализировать имеющуюся информацию, систематизировать, делать выводы; организовывать взаимо - действие в группе. 3. Воспитывать у младших школьников гражданскую позицию: «Земля - это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
Форма проведения:
круглый стол.
Образовательные технологии:
коллективные способы обучения, т ехнология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
пособие «Климатическая Шкатулка», презентация «Чем я могу помочь планете?», модульный круглый стол, глобус, плакат «Изме - нение климата», карточки для работы в группах, рисунки «Как сберечь энер - гию», ручки, магниты.
Ход занятия:
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование
УУД
1.Мотивирование
к учебной дея-
тельности
Цель: осознанное вхождение уча- щихся в про- странство учебной деятельности
Слайд 1.
Приветствие, проверка готовности к занятию, организация внимания детей Приветствуют учителя, прове- ряют готовность к занятию, Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодей- ствие с учителем.
2.Актуализация
знаний и поста-
новка учебной
проблемы
Цель: подведение детей к формули- рованию темы и постановке задач урока.
Слайд 2.
Слайд 3.
Организация погруже- ния в проблему. На доске – фраза: «Энергию я сберегу – _?_ выжить помогу!» - Ребята, какое слово пропущено?
Вывод:
Лучше всего подходит слово Земле, так как, помогая Земле, мы помогаем и себе и всем людям, живущим на Земле. - Итак, кто определит тему нашего занятия? – «Чем я могу помочь планете?». - Важность этой темы отметил премьер- министр России Д.А.- Медведев, назвав энер- госбережение «большой макроэконо- мической задачей». А фраза «Энергию я сбе- регу – Земле выжить помогу!» пусть станет девизом нашего заня- тия. Анализируют фразу, принима- ют участие в совместном об- суждении, вы- сказывают соб- ственную точку зрения. - Можно вста- вить слова: лю- дям, всем, се- мье, себе, Земле. Определяют тему занятия. Коммуникативные УУД: умение вы- сказывать свое мнение, умение де- лать выводы, уме- ние формулировать собственное мне- ние, умение рабо- тать в группе. Познавательные УУД: целеполага- ние Регулятивные УУД: умение контролировать свое поведение.
3.Открытие ново-
го знания
Цель: выявление обучающимися но- вых знаний, разви- Поиск решения пробле- мы. Общая дискуссия. Организует работу в группах. - На прошлом занятии Работают в груп- пах. Участвуют в дискуссии, приводят свои примеры, дела- Коммуникативные УУД: умение вы- ражать свои мысли в соответствии за- дачей, умение де-
тие умения нахо- дить ответы на проблемные во- просы, подведение детей к самостоя- тельному выводу
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
мы изучали тему «Ис- пользование энергии человеком»
.
Вы полу- чили задание по груп- пам.
У 1 группы было зада-
ние
: провести наблюде- ния и отметить случаи неэффективного ис- пользования энергии человеком.
Вопрос:
- Есть ли в на- шем классном кабинете такие примеры? - Без каких электропри- боров мы можем сейчас обойтись?
Примем решение:
- Использовать презен- тацию, но каждый из нас выключит сегодня дома телевизор на 1 ми- нуту раньше (всего 34 минуты).
У 2 группы было зада-
ние
: провести наблюде- ния и отметить случаи эффективного исполь- зования энергии чело- веком.
Вопрос:
- Есть ли в на- шем классном кабинете такие примеры?
У 3 группы было зада-
ние
: изучить материалы в газетах, сети Интер- нет, подтверждающие необходимость эконо- мии энергии - энерго- сбережения.
Вопрос:
- В каком слу- ют выводы.
Отчеты групп.
1 группа: приводят приме- ры неэконом- ного использова- ния энергии. 2 группа: приво- дят примеры ра- ционального ис- пользования энергии. 3 группа: приво- дят доказатель- ства, научные факты, подтвер- лать выводы. Познавательное УУД: анализ объектов с целью выделения призна- ков; подведение под понятие.
чае с точки зрения энерго-сбережения эф- фективнее искать мате- риал в газетах или в сети Интернет?
Вывод:
человеку необ- ходима энергия во всех областях жизни, источ- ники энергии не беско- нечны, поэтому надо беречь и эффективно использовать её, но не все люди знают, как это делать, поэтому надо изучать эту тему и рассказывать всем. ждающие необ- ходимость эко- номии энергии. ФИЗМИНУТКА
Слайд 8.
Методика релаксации
«Земля, воздух, огонь
и вода».
-
Ребята, вам известно, что земля, воздух, огонь и вода – это источники энергии. Предлагаю вам повысить уровень энергии в классе. - Представьте себе, что комната превратилась в бассейн, делайте мяг- кие, свободные движе- ния в «воде», почув- ствуйте прилив сил, энергии. – Теперь вдохните, ста- райтесь услышать, как воздух входит в нос, по- чувствуйте, как он на- полняет ваш организм, начиная от самых кон- чиков ушей; делаем глубокий вдох и медленный выдох, чув- ствуем, как воздух струится по всему телу, голове, груди и стре- Выполняют упражнения. Делают плавные движения кистя- ми рук. Встают и делают носом глубокий вдох, а затем вы- дох. Каждый представляет, что все его тело, словно большая губка, жадно впитывает кис- лород из возду- ха. Ученики де- лают несколько глубоких вдохов Профилактика утомляемости
мится – к ногам и кон- чикам пальцев. - Теперь установим контакт с землей, «заземляемся» - сильно давим на пол, стоим на одном месте, не отрываясь от пола, пытаемся пару раз под- прыгнуть вверх . - А сейчас предлагаю вам стать огнем - изоб- разить своим телом языки пламени, ощу- тить энергию и тепло в своем теле и постарать- ся «выпустить» энер- гию. - Мы зарядились и про- должаем работу. и выдохов. Цель – по-ново- му ощутить свои ноги, почувство- вать большую стабильность и уверенность Ученики актив- но двигают рука- ми, ногами, те- лом, изображая языки пламени.
5.Структурирова-
ние полученных
знаний.
Цель: обобщить и систематизировать полученные зна- ния. Практическая работа по плакату «Изменение климата». - Объединим наши уси- лия для решения общей проблемы:
Как я могу
помочь планете?
Сдвинем наши столы- модули в один большой круглый стол. Форма стола напоминает нам о планете Земле. - Объясните значение понятий «Углекислый газ», «Углеродный след».
Вывод:
снижая еже- дневные расходы энер- гии и ресурсов, можно сократить выбросы уг- лекислого газа и по- мочь планете. Анализируют иллюстративный материал. Делают вывод: - Предлагают способы реше- ния проблемы, объясняют зна- чение понятий «Углекислый газ», «Углерод- ный след», при- водят новые примеры. Познавательные УУД: самостоя- тельно осуще- ствляют поиск необходимой ин- формации (плакат), ориентировка в та- блице. Регулятивные УУД: определяют границу своего не- знания.
Слайд 9.
Как я могу помочь планете?
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, ВЫДЕЛЯЕМОГО ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
6.Первичное за-
крепление по лу-
ченных знаний
Цель: Построение нового способа действия. Учебная задача: На улице холодно, отопление еще не включили. - Какие из предложен- ных способов согреть- ся вы считаете более действенными и эф- фективными? И поче- му? - Проранжируйте отве- ты: 1. Надеть теплую кофту и носки. 2.Положить под ноги ковер. 3.Съесть что-нибудь. 4.Выпить горячий чай. 5.Включить электри- ческий обогреватель. 6.Танцевать, пры- гать, бегать по квар- тире. 7.Принять горячую ванну или душ. 8.Сесть туда, куда падают солнечные лучи. Решают учебную проблему. Совместное обсу- ждение и выбор ответов. Вариант: 1. Надеть теп- лую кофту и нос- ки. 2. Положить под ноги ковер. 9. Сделать убор- ку в квартире. 8. Сесть туда, куда попадают солнечные лучи. 6. Танцевать, прыгать, бегать по квартире. 3. Съесть что- нибудь. 4. Выпить горя- чий чай. 7. Принять горя- чую ванну или душ. 5. Включить электрический Коммуникативные УУД: умение вы- ражать свои мысли в соответствии за- дачей, умение объ- яснять свою точку зрения. Познавательное УУД: умение сопо- ставлять предше- ствующие знания с получаемой ин- формацией Регулятивные УУД: оценка-выде- ление и осознание учащимися того, что уже усвоено и подлежит усвое- нию
9.Сделать уборку в квартире. обогреватель
7.Фиксация ново-
го знания, поста-
новка дальней-
ших целей
. Цель: осмысление полученных зна- ний, формулирова- ние трудностей, возникших на уро- ке и путей их ре- шения
Слайд 10.
Проводит работу по составлению синквей- на по теме «энерго- сбережение» стихотво- рение из 5 строк.
Вывод:
Должен знать и ты, и я. Беречь энергию - Помогать планете Зем- ля. Работа в группах: сочиняют
син-
квейн-
стихотво- рение из 5 строк и презентуют его
(5
учеников по
строчке).
Энергия – Нужная, важная, Освещает, согре- вает, питает. Но она не беско- нечна. Надо беречь! - Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его, творчески осмыс- ливают получен- ные знания. Познавательное УУД: развитие речи и умения со- ставлять пятисти- шие. Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, умение слушать и пони- мать других.
8.Рефлексия. Под-
ведение итогов.
Цель: соотнесение поставленных за- дач с достигнутым результатом.
Слайд 11.
Сегодня мы старались помочь нашей плане- те. - Чем же мы можем помочь нашей плане- те? Вставьте пропу- щенное слово:
Земле я выжить по-
могу,
Если ______ сберегу!
Один человек от группы при на- личии времени озвучивает свои ответы. Сверяют по эта- лону, оценивают правильность вы- бора ответа. От- мечают активную и продуктивную работу свою и других учащихся Регулятивные УУД: Формируем уме- ния осознавать ка- чество и уровень усвоения знаний. Формируем на- чальные формы ре- флексии
9. Задание по ин-
тересам.
- Предлагаю вам выполнить
творческую
работу
по пропаганде энергосбережения: можно сочинить призыв, нарисовать пла- кат, создать газету или разработать проект и обязательно продумать
, где вы сможете
показать ваши проекты в
законченном виде. - Напутствием для вашего творчества пусть станут эти строки: Коль суждено дышать нам воздухом од - ним, Давайте с вами мы навек объединимся. Личностные УУД: Формируем уме- ния устанавливать учащимся значе- ния результатов своей деятельно- сти для удовлетво- рения своих по- требностей, моти- вов, жизненных интересов.
(беремся за руки)
Давайте Землю нашу вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся! - Занятие окончено. Спасибо за работу! Приложение 1.
Как я могу помочь планете?
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ
СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, ВЫДЕЛЯЕМОГО ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ Приложение 2.
Энергосберегающие технологии и проблемы их реализации
Возрастающие с каждым годом выработка и потребление энергии в мире создают необходимые условия для ускорения научно-технического прогресса, который позволяет улучшать благосостояние людей планеты. Но вместе с тем возрастающие объемы потребления энергии требуют все больших и больших объемов углеводородного сырья, запасы которого не безграничны. Главным фактором, обусловливающим необходимость энергосбережения, яв - ляется истощаемость запасов органического топлива. По оценкам экспертов, при современном уровне добычи мировых запасов угля хватит на 600 – 1000 лет, нефти 150 – 250 лет и газа 120 – 300 лет. Как следствие, в будущем можно ожидать постоянного роста цен на нефть и газ. Решение данной проблемы предусматривает проведение жесткой политики энергосбережения, основанной на использовании энергосберегающих технологий, ядерной энергетики, альтер - нативных источников энергии, и прежде всего, возобновляемых, к которым от -
носятся солнечная, ветряная и геотермальная энергия, биомасса, малая и круп - ная гидроэнергетика, энергия океана. Энергосберегающие технологии – важ - нейшее направление реализации энергетической стратегии. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов, увеличение загрязнения окружающей сре- ды, нарушение теплового баланса атмосферы, постепенно приводящее к гло - бальным изменениям климата, показывают неизбежность повышения энергоэф - фективности мировой экономики, проявляющейся, в первую очередь, в виде инициативы по энергосбережению. Важнейшим инструментам реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой является нормативно- правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы об энергосбережении. В России в 1996 году принят федеральный закон «О энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии».
Цифры и факты:
В электрочайнике для кипячения 1 литра воды нужно в два раза меньше электроэнергии, чем на электроплите, на электроплитах посуда с искривленным дном повышает расход электроэнергии до 40-60%, нагар на сковородке увеличивает количество энергии, необходимой для ее нагрева, на 30-50 процентов, наледь на стенках холодильника и морозильной камеры увеличивает расход электроэнергии на 15-20 процентов. при неполной или чрезмерной загрузках стиральной машины перерасход электроэнергии составляет 10-15%. выключение неиспользуемых телевизора, музыкального центра, других бытовых приборов позволяет снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт ч в год. Приложение 3. Карточка Учебная задача - Какие из предложенных способов согреться вы считаете более действенными и эффективными с точки зрения энергосбережения? Проранжируйте ответы: ___ Надеть теплую кофту и носки. ___ Положить под ноги ковер. ___ Съесть что-нибудь. ___ Выпить горячий чай. ___ Включить электрический обогреватель. ___ Танцевать, прыгать, бегать по квартире. ___ Принять горячую ванну или душ. ___ Сесть туда, куда падают солнечные лучи. ___ Сделать уборку в квартире
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Чем я могу помочь планете?»
3 класс (с использованием пособия «Климатическая шкатулка» - комплекта учебно-игровых материалов для школьников по теме «Изменение климата») Автор: Шкода Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №76 г.Сочи
Тема:
Чем я могу помочь планете?
УМК:
«Начальная школа ХХI века».
Класс:
3 «Г».
Возраст детей:
9 лет.
Цель: с
оздание условий для активной самостоятельной поисковой дея - тельности учащихся
Задачи:
1. Формировать у учащихся потребность в энергосбережении и познакомить с примерами эффективного использования энергии. 2. Способствовать развитию у учащихся умений анализировать имеющуюся информацию, систематизировать, делать выводы; организовывать взаимо - действие в группе. 3. Воспитывать у младших школьников гражданскую позицию: «Земля - это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».
Форма проведения:
круглый стол.
Образовательные технологии:
коллективные способы обучения, т ехнология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
пособие «Климатическая Шкатулка», презентация «Чем я могу помочь планете?», модульный круглый стол, глобус, плакат «Изме - нение климата», карточки для работы в группах, рисунки «Как сберечь энер - гию», ручки, магниты.
Ход занятия:
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование
УУД
1.Мотивирование
к учебной дея-
тельности
Цель: осознанное вхождение уча- щихся в про- странство учебной деятельности
Слайд 1.
Приветствие, проверка готовности к занятию, организация внимания детей Приветствуют учителя, прове- ряют готовность к занятию, Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодей- ствие с учителем.
2.Актуализация
знаний и поста-
новка учебной
проблемы
Цель: подведение детей к формули- рованию темы и постановке задач урока.
Слайд 2.
Слайд 3.
Организация погруже- ния в проблему. На доске – фраза: «Энергию я сберегу – _?_ выжить помогу!» - Ребята, какое слово пропущено?
Вывод:
Лучше всего подходит слово Земле, так как, помогая Земле, мы помогаем и себе и всем людям, живущим на Земле. - Итак, кто определит тему нашего занятия? – «Чем я могу помочь планете?». - Важность этой темы отметил премьер- министр России Д.А.- Медведев, назвав энер- госбережение «большой макроэконо- мической задачей». А фраза «Энергию я сбе- регу – Земле выжить помогу!» пусть станет девизом нашего заня- тия. Анализируют фразу, принима- ют участие в совместном об- суждении, вы- сказывают соб- ственную точку зрения. - Можно вста- вить слова: лю- дям, всем, се- мье, себе, Земле. Определяют тему занятия. Коммуникативные УУД: умение вы- сказывать свое мнение, умение де- лать выводы, уме- ние формулировать собственное мне- ние, умение рабо- тать в группе. Познавательные УУД: целеполага- ние Регулятивные УУД: умение контролировать свое поведение.
3.Открытие ново-
го знания
Цель: выявление обучающимися но- вых знаний, разви- Поиск решения пробле- мы. Общая дискуссия. Организует работу в группах. - На прошлом занятии Работают в груп- пах. Участвуют в дискуссии, приводят свои примеры, дела- Коммуникативные УУД: умение вы- ражать свои мысли в соответствии за- дачей, умение де-
тие умения нахо- дить ответы на проблемные во- просы, подведение детей к самостоя- тельному выводу
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
мы изучали тему «Ис- пользование энергии человеком»
.
Вы полу- чили задание по груп- пам.
У 1 группы было зада-
ние
: провести наблюде- ния и отметить случаи неэффективного ис- пользования энергии человеком.
Вопрос:
- Есть ли в на- шем классном кабинете такие примеры? - Без каких электропри- боров мы можем сейчас обойтись?
Примем решение:
- Использовать презен- тацию, но каждый из нас выключит сегодня дома телевизор на 1 ми- нуту раньше (всего 34 минуты).
У 2 группы было зада-
ние
: провести наблюде- ния и отметить случаи эффективного исполь- зования энергии чело- веком.
Вопрос:
- Есть ли в на- шем классном кабинете такие примеры?
У 3 группы было зада-
ние
: изучить материалы в газетах, сети Интер- нет, подтверждающие необходимость эконо- мии энергии - энерго- сбережения.
Вопрос:
- В каком слу- ют выводы.
Отчеты групп.
1 группа: приводят приме- ры неэконом- ного использова- ния энергии. 2 группа: приво- дят примеры ра- ционального ис- пользования энергии. 3 группа: приво- дят доказатель- ства, научные факты, подтвер- лать выводы. Познавательное УУД: анализ объектов с целью выделения призна- ков; подведение под понятие.
чае с точки зрения энерго-сбережения эф- фективнее искать мате- риал в газетах или в сети Интернет?
Вывод:
человеку необ- ходима энергия во всех областях жизни, источ- ники энергии не беско- нечны, поэтому надо беречь и эффективно использовать её, но не все люди знают, как это делать, поэтому надо изучать эту тему и рассказывать всем. ждающие необ- ходимость эко- номии энергии. ФИЗМИНУТКА
Слайд 8.
Методика релаксации
«Земля, воздух, огонь
и вода».
-
Ребята, вам известно, что земля, воздух, огонь и вода – это источники энергии. Предлагаю вам повысить уровень энергии в классе. - Представьте себе, что комната превратилась в бассейн, делайте мяг- кие, свободные движе- ния в «воде», почув- ствуйте прилив сил, энергии. – Теперь вдохните, ста- райтесь услышать, как воздух входит в нос, по- чувствуйте, как он на- полняет ваш организм, начиная от самых кон- чиков ушей; делаем глубокий вдох и медленный выдох, чув- ствуем, как воздух струится по всему телу, голове, груди и стре- Выполняют упражнения. Делают плавные движения кистя- ми рук. Встают и делают носом глубокий вдох, а затем вы- дох. Каждый представляет, что все его тело, словно большая губка, жадно впитывает кис- лород из возду- ха. Ученики де- лают несколько глубоких вдохов Профилактика утомляемости
мится – к ногам и кон- чикам пальцев. - Теперь установим контакт с землей, «заземляемся» - сильно давим на пол, стоим на одном месте, не отрываясь от пола, пытаемся пару раз под- прыгнуть вверх . - А сейчас предлагаю вам стать огнем - изоб- разить своим телом языки пламени, ощу- тить энергию и тепло в своем теле и постарать- ся «выпустить» энер- гию. - Мы зарядились и про- должаем работу. и выдохов. Цель – по-ново- му ощутить свои ноги, почувство- вать большую стабильность и уверенность Ученики актив- но двигают рука- ми, ногами, те- лом, изображая языки пламени.
5.Структурирова-
ние полученных
знаний.
Цель: обобщить и систематизировать полученные зна- ния. Практическая работа по плакату «Изменение климата». - Объединим наши уси- лия для решения общей проблемы:
Как я могу
помочь планете?
Сдвинем наши столы- модули в один большой круглый стол. Форма стола напоминает нам о планете Земле. - Объясните значение понятий «Углекислый газ», «Углеродный след».
Вывод:
снижая еже- дневные расходы энер- гии и ресурсов, можно сократить выбросы уг- лекислого газа и по- мочь планете. Анализируют иллюстративный материал. Делают вывод: - Предлагают способы реше- ния проблемы, объясняют зна- чение понятий «Углекислый газ», «Углерод- ный след», при- водят новые примеры. Познавательные УУД: самостоя- тельно осуще- ствляют поиск необходимой ин- формации (плакат), ориентировка в та- блице. Регулятивные УУД: определяют границу своего не- знания.
Слайд 9.
Как я могу помочь планете?
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, ВЫДЕЛЯЕМОГО ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
6.Первичное за-
крепление по лу-
ченных знаний
Цель: Построение нового способа действия. Учебная задача: На улице холодно, отопление еще не включили. - Какие из предложен- ных способов согреть- ся вы считаете более действенными и эф- фективными? И поче- му? - Проранжируйте отве- ты: 1. Надеть теплую кофту и носки. 2.Положить под ноги ковер. 3.Съесть что-нибудь. 4.Выпить горячий чай. 5.Включить электри- ческий обогреватель. 6.Танцевать, пры- гать, бегать по квар- тире. 7.Принять горячую ванну или душ. 8.Сесть туда, куда падают солнечные лучи. Решают учебную проблему. Совместное обсу- ждение и выбор ответов. Вариант: 1. Надеть теп- лую кофту и нос- ки. 2. Положить под ноги ковер. 9. Сделать убор- ку в квартире. 8. Сесть туда, куда попадают солнечные лучи. 6. Танцевать, прыгать, бегать по квартире. 3. Съесть что- нибудь. 4. Выпить горя- чий чай. 7. Принять горя- чую ванну или душ. 5. Включить электрический Коммуникативные УУД: умение вы- ражать свои мысли в соответствии за- дачей, умение объ- яснять свою точку зрения. Познавательное УУД: умение сопо- ставлять предше- ствующие знания с получаемой ин- формацией Регулятивные УУД: оценка-выде- ление и осознание учащимися того, что уже усвоено и подлежит усвое- нию
9.Сделать уборку в квартире. обогреватель
7.Фиксация ново-
го знания, поста-
новка дальней-
ших целей
. Цель: осмысление полученных зна- ний, формулирова- ние трудностей, возникших на уро- ке и путей их ре- шения
Слайд 10.
Проводит работу по составлению синквей- на по теме «энерго- сбережение» стихотво- рение из 5 строк.
Вывод:
Должен знать и ты, и я. Беречь энергию - Помогать планете Зем- ля. Работа в группах: сочиняют
син-
квейн-
стихотво- рение из 5 строк и презентуют его
(5
учеников по
строчке).
Энергия – Нужная, важная, Освещает, согре- вает, питает. Но она не беско- нечна. Надо беречь! - Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его, творчески осмыс- ливают получен- ные знания. Познавательное УУД: развитие речи и умения со- ставлять пятисти- шие. Коммуникативные УУД: учёт разных мнений, умение слушать и пони- мать других.
8.Рефлексия. Под-
ведение итогов.
Цель: соотнесение поставленных за- дач с достигнутым результатом.
Слайд 11.
Сегодня мы старались помочь нашей плане- те. - Чем же мы можем помочь нашей плане- те? Вставьте пропу- щенное слово:
Земле я выжить по-
могу,
Если ______ сберегу!
Один человек от группы при на- личии времени озвучивает свои ответы. Сверяют по эта- лону, оценивают правильность вы- бора ответа. От- мечают активную и продуктивную работу свою и других учащихся Регулятивные УУД: Формируем уме- ния осознавать ка- чество и уровень усвоения знаний. Формируем на- чальные формы ре- флексии
9. Задание по ин-
тересам.
- Предлагаю вам выполнить
творческую
работу
по пропаганде энергосбережения: можно сочинить призыв, нарисовать пла- кат, создать газету или разработать проект и обязательно продумать
, где вы сможете
показать ваши проекты в
законченном виде. - Напутствием для вашего творчества пусть станут эти строки: Коль суждено дышать нам воздухом од - ним, Давайте с вами мы навек объединимся. Личностные УУД: Формируем уме- ния устанавливать учащимся значе- ния результатов своей деятельно- сти для удовлетво- рения своих по- требностей, моти- вов, жизненных интересов.
(беремся за руки)
Давайте Землю нашу вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся! - Занятие окончено. Спасибо за работу! Приложение 1.
Как я могу помочь планете?
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА, КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ
СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, ВЫДЕЛЯЕМОГО ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА ОСТАНАВЛИВАЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ Приложение 2.
Энергосберегающие технологии и проблемы их реализации
Возрастающие с каждым годом выработка и потребление энергии в мире создают необходимые условия для ускорения научно-технического прогресса, который позволяет улучшать благосостояние людей планеты. Но вместе с тем возрастающие объемы потребления энергии требуют все больших и больших объемов углеводородного сырья, запасы которого не безграничны. Главным фактором, обусловливающим необходимость энергосбережения, яв - ляется истощаемость запасов органического топлива. По оценкам экспертов, при современном уровне добычи мировых запасов угля хватит на 600 – 1000 лет, нефти 150 – 250 лет и газа 120 – 300 лет. Как следствие, в будущем можно ожидать постоянного роста цен на нефть и газ. Решение данной проблемы предусматривает проведение жесткой политики энергосбережения, основанной на использовании энергосберегающих технологий, ядерной энергетики, альтер - нативных источников энергии, и прежде всего, возобновляемых, к которым от -
носятся солнечная, ветряная и геотермальная энергия, биомасса, малая и круп - ная гидроэнергетика, энергия океана. Энергосберегающие технологии – важ - нейшее направление реализации энергетической стратегии. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов, увеличение загрязнения окружающей сре- ды, нарушение теплового баланса атмосферы, постепенно приводящее к гло - бальным изменениям климата, показывают неизбежность повышения энергоэф - фективности мировой экономики, проявляющейся, в первую очередь, в виде инициативы по энергосбережению. Важнейшим инструментам реализации государственной политики энергосбережения в странах с развитой экономикой является нормативно- правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные законы об энергосбережении. В России в 1996 году принят федеральный закон «О энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии».
Цифры и факты:
В электрочайнике для кипячения 1 литра воды нужно в два раза меньше электроэнергии, чем на электроплите, на электроплитах посуда с искривленным дном повышает расход электроэнергии до 40-60%, нагар на сковородке увеличивает количество энергии, необходимой для ее нагрева, на 30-50 процентов, наледь на стенках холодильника и морозильной камеры увеличивает расход электроэнергии на 15-20 процентов. при неполной или чрезмерной загрузках стиральной машины перерасход электроэнергии составляет 10-15%. выключение неиспользуемых телевизора, музыкального центра, других бытовых приборов позволяет снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт ч в год. Приложение 3. Карточка Учебная задача - Какие из предложенных способов согреться вы считаете более действенными и эффективными с точки зрения энергосбережения? Проранжируйте ответы: ___ Надеть теплую кофту и носки. ___ Положить под ноги ковер. ___ Съесть что-нибудь. ___ Выпить горячий чай. ___ Включить электрический обогреватель. ___ Танцевать, прыгать, бегать по квартире. ___ Принять горячую ванну или душ. ___ Сесть туда, куда падают солнечные лучи. ___ Сделать уборку в квартире
В раздел начальное образование