"Удвоенная согласная на стыке приставки и корня"
методическая разработка урока
Автор: Федорова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 5, г. Сургут
В раздел начальное образование
Урок русского языка 3 класс
УМК «Школа 2100»
Федорова Ольга Юрьевна , г. Сургут МБОУ СОШ № 5
Тема: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Цель:
1. Познакомить с новой орфограммой. Закрепить понятия: корень, приставка. Формировать предметные умения обобщать путём сравнения, оперировать понятиями, рассуждать по аналогии. 2. Развивать память, произвольное внимание, воображение. 3. Воспитывать умения поддерживать товарищей, проявлять уважение к ответам одноклассников.
Оборудование:
Алгоритм « Когда писать удвоенную согласную на стыке приставки и корня»; схемы частей слова: приставка, корень; словарные слова с пропущенными удвоенными согласными; толковый словарь Даля.
Ход урока
1.Орг.
момент.
Начинаем наш урок, Думаю, пойдёт он впрок. Постарайтесь всё понять- Чтобы грамотно писать - Ребята, сегодня на уроке вы будете не просто ученики, а исследователи. - - Как вы думаете, кто такой исследователь? - В «Толковом словаре» Ожегова можно найти объяснение этому слову
(
Исследователь-это тот, кто занимается научными изучениями.)
И так…приступим к научным исследованиям
- Запишем дату начала исследования ( число) и место, где проводится
исследование.
( классная работа)
2.Словарная работа.
1.
Единица измерение массы (
грамм
)
2.
Простудное заболевание (
грипп
)
3.
Их надо играть и знать (
гаммы
)
4.
Нам не труден пересказ
5.
Если маленький … . (
рассказ
)
6.
Он на вокзале есть всегда К нему приходят поезда Двойное эр содержит он И называется … (
перрон
)
7
. Проста загадка и легка: Пишусь всегда через два – ка И мяч, и шайбу клюшкой бей , А называюсь я … (
хоккей
) - Подчеркните орфограмму. - Как можно назвать эту группу слов? (словарные) Почему? - Обозначьте корень в словах.
3. Проблемная ситуация. Постановка проблемного вопроса. Составление
алгоритма детьми
.
- Какое слово будет лишним и почему? (
рассказ)
- В какой части слова пишется удвоенная согласная? Докажи (у доски. Разбор по составу: -
С чего начнёшь рассуждение?
Рассказ – сказка, сказать, пересказать
.
- Где пишется удвоенная согласная? ( одна в приставке, а другая в корне) т.е
на стыке приставки и корня.
Стык – место, где вплотную соединяются приставка и корень.
(
на доске вывешивается алгоритм
)
- Составим алгоритм рассуждения: (каждый пункт прикрепляется к доске)
1. Подбираю однокоренные слова
2. Нахожу корень.
3. Нахожу приставку
4.Сравниваю согласные буквы на стыке приставки и корня.
4. Делаю вывод.
5. Обозначаю графически орфограмму.
- Придумайте предложение с этим словом:
1 ряд
– повествовательное предложение;
2 ряд
– вопросительное предложение;
3 ряд
– побудительное предложение.
-
Запишите своё или то, которое больше понравилось . - Чье предложение вам понравилось больше? - Почему? ( в нем были прилагательные, а они украшают нашу речь)
на стыке
-
А как вы думаете, ребята, только ли в этом слове пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня
?
4. Постановка цели урока.
-
Ребята, а кто мне поможет сформулировать тему нашего урока? Чем мы будем
заниматься и чему будем учиться?
- Тогда переходим к теме нашего урока
Тема
- Почему пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Какую задачу поставим перед собой?
- Научиться писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и различать их с орфограммой удвоенных согласных в корне слова.
5
. Развитие учебно – языковых и правописных умений
(
стр. 129 упр 160 )
-. Объектами нашего дальнейшего исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить, выделить части слова.
Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.
Мальчики девочки
Массаж рассмешил Кроссворд оттолкнул Аттестат оттаял Одноклассник ввинтил оттуда
7.
Актуализация изученного .
- Скажите, какой праздник мы отмечали в последнее воскресенье ноября? - Праздник День Матери. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать ещё больше слов благодарности всем. Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. - Мы сегодня тоже поработаем с текстом о маме. - Прочитайте его. Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит) меня, когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!
- Что нужно изменить в нашем тексте? Давайте подберём приставки к словам в скобках, но вы не забывайте о нашем открытии. - Когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? - Запишите текст в тетрадь. - Проверяем. Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда поддержит в трудную минуту, рассмешит меня, когда у меня плохое настроение. Бесспорно – моя мама самая лучшая! - Обозначьте наше открытие. Выделите приставку и корень , подчеркните удвоенные согласные.
8.
Составление слов ( на карточках )
рас ать рас чихал держ бес ный под сердил страш ся Посмотрите внимательно на доску. - Что записано в таблице? ( слоги, части слова…) - Составьте из этих частей слова и запишите их в строчку. ( Работа в парах ) -. Объясните письменно написание орфограммы (можно по одному человеку у доски с объяснением, опираясь на алгоритм)
рассердился поддержал расчихался
сердится держать чихнёт
сердитый держит чих
- Почему в последнем слове нет этой орфограммы? - Почему необходимо знать эту орфограмму?
9.
Закрепление темы урока. Самостоятельная работа на карточках
- У всех на столе лежат карточки. Обозначь наше открытие. Нужно подумать и вставить соответствующую букву. Выдели приставку и корень.
т или тт? О__ рубил сухую ветку
с или сс? Ра __ мешил друзей
д или дд? Конкурс по __ елок
с или сс? Бе __ нежная зима
с или сс? Ра__ кусил орех
м или мм? Знакомая орфогра _ а
с или сс? Новые кро __ овки
с или сс? Бе __ онная ночь
с или СС? Ра__ мотрел картинки
1.Блицопрос. – Закончите предложения :
1) Части слова – это …. ( приставка,корень, суффикс.) 2) Орфограммы – удвоенные буквы согласных могут находиться …( в корне и приставке ) 3) Чтобы правильно написать удвоенную букву букву согласного, нужно выделить … ( части слова) 4) Орфограммы – удвоенные буквы согласных в корне нужно…. ( запомнить ) Это…. ( словарные слова) 5) Если приставка заканчивается, а корень начинается с одного и того же звука, это называется … ( стыком)
10. Итог:
Кто скажет, какие слова стали ключевыми при изучении новой темы?
(
слова, которые мы повторяли на протяжении всего урока
)
Удвоенные согласные, стык ,корень, приставка, Орфограмма ( на карточках)
Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? Что нового узнали на уроке? Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня? - Какие условия необходимы, чтобы образовалась удвоенная согласная на стыке приставки и корня?
Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а
корень начинается с такой же согласной, то на стыке
приставки и корня пишется удвоенная согласная.
- Можно сказать, что мы с вами сделали открытие? - А кто сможет нарисовать схему слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? сс - Почему надо знать эту орфограмму? - Оцените себя. - Спасибо за урок! Мне хочется, что бы вы все могли сегодня сказать: Сегодня я искал, творил, Секрет я маленький открыл, Научился его применять. Задания теперь легко мне выполнять.
10.
Отгадай кроссворд
Давайте попробуем отгадать кроссворд (Слайд7)
Антоним к слову закат.
Внезапное потепление
Помощь,содействие
Молодые растения для посадки
Подстрекая,возбудить сильное желание к чему- либо..
Продолжение имени сказочного героя:Кащей.
Предмет,который заменяет настоящий
.
Рассвет.
Оттепель
Поддержка
Рассада...
Раззадорить
Бессмертный
Подделка
1) Подумайте, как правильно написать слова.
бе(с, сс)полезно
ра(с, сс)писание
бе(с, сс)трашный
2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с
удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
бесполезно
расписание
бесстрашный
В раздел начальное образование