Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Удвоенная согласная на стыке приставки и корня"

методическая разработка урока

Автор: Федорова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 5, г. Сургут



В раздел начальное образование




Урок русского языка 3 класс

УМК «Школа 2100»

Федорова Ольга Юрьевна , г. Сургут МБОУ СОШ № 5

Тема: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Цель:
1. Познакомить с новой орфограммой. Закрепить понятия: корень, приставка. Формировать предметные умения обобщать путём сравнения, оперировать понятиями, рассуждать по аналогии. 2. Развивать память, произвольное внимание, воображение. 3. Воспитывать умения поддерживать товарищей, проявлять уважение к ответам одноклассников.
Оборудование:
Алгоритм « Когда писать удвоенную согласную на стыке приставки и корня»; схемы частей слова: приставка, корень; словарные слова с пропущенными удвоенными согласными; толковый словарь Даля.
Ход урока

1.Орг.

момент.
Начинаем наш урок, Думаю, пойдёт он впрок. Постарайтесь всё понять- Чтобы грамотно писать - Ребята, сегодня на уроке вы будете не просто ученики, а исследователи. - - Как вы думаете, кто такой исследователь? - В «Толковом словаре» Ожегова можно найти объяснение этому слову
(

Исследователь-это тот, кто занимается научными изучениями.)

И так…приступим к научным исследованиям

- Запишем дату начала исследования ( число) и место, где проводится

исследование.

( классная работа)

2.Словарная работа.

1.
Единица измерение массы (
грамм
)
2.
Простудное заболевание (
грипп
)
3.
Их надо играть и знать (
гаммы
)
4.
Нам не труден пересказ
5.
Если маленький … . (
рассказ
)
6.
Он на вокзале есть всегда К нему приходят поезда Двойное эр содержит он И называется … (
перрон
)

7
. Проста загадка и легка: Пишусь всегда через два – ка И мяч, и шайбу клюшкой бей , А называюсь я … (
хоккей
) - Подчеркните орфограмму. - Как можно назвать эту группу слов? (словарные) Почему? - Обозначьте корень в словах.
3. Проблемная ситуация. Постановка проблемного вопроса. Составление

алгоритма детьми

.
- Какое слово будет лишним и почему? (
рассказ)
- В какой части слова пишется удвоенная согласная? Докажи (у доски. Разбор по составу: -
С чего начнёшь рассуждение?

Рассказ – сказка, сказать, пересказать

.
- Где пишется удвоенная согласная? ( одна в приставке, а другая в корне) т.е
на стыке приставки и корня.

Стык – место, где вплотную соединяются приставка и корень.



(
на доске вывешивается алгоритм
)
- Составим алгоритм рассуждения: (каждый пункт прикрепляется к доске)
1. Подбираю однокоренные слова

2. Нахожу корень.

3. Нахожу приставку

4.Сравниваю согласные буквы на стыке приставки и корня.

4. Делаю вывод.

5. Обозначаю графически орфограмму.

- Придумайте предложение с этим словом:

1 ряд
– повествовательное предложение;
2 ряд
– вопросительное предложение;
3 ряд
– побудительное предложение.
-
Запишите своё или то, которое больше понравилось . - Чье предложение вам понравилось больше? - Почему? ( в нем были прилагательные, а они украшают нашу речь)
на стыке


-
А как вы думаете, ребята, только ли в этом слове пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня
?

4. Постановка цели урока.

-

Ребята, а кто мне поможет сформулировать тему нашего урока? Чем мы будем

заниматься и чему будем учиться?

- Тогда переходим к теме нашего урока

Тема
- Почему пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Какую задачу поставим перед собой?
- Научиться писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и различать их с орфограммой удвоенных согласных в корне слова.
5



. Развитие учебно – языковых и правописных умений

(

стр. 129 упр 160 )
-. Объектами нашего дальнейшего исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить, выделить части слова.
Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Мальчики девочки
Массаж рассмешил Кроссворд оттолкнул Аттестат оттаял Одноклассник ввинтил оттуда
7.

Актуализация изученного .
- Скажите, какой праздник мы отмечали в последнее воскресенье ноября? - Праздник День Матери. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать ещё больше слов благодарности всем. Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. - Мы сегодня тоже поработаем с текстом о маме. - Прочитайте его. Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит) меня, когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!
- Что нужно изменить в нашем тексте? Давайте подберём приставки к словам в скобках, но вы не забывайте о нашем открытии. - Когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? - Запишите текст в тетрадь. - Проверяем. Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда поддержит в трудную минуту, рассмешит меня, когда у меня плохое настроение. Бесспорно – моя мама самая лучшая! - Обозначьте наше открытие. Выделите приставку и корень , подчеркните удвоенные согласные.
8.

Составление слов ( на карточках )
рас ать рас чихал держ бес ный под сердил страш ся Посмотрите внимательно на доску. - Что записано в таблице? ( слоги, части слова…) - Составьте из этих частей слова и запишите их в строчку. ( Работа в парах ) -. Объясните письменно написание орфограммы (можно по одному человеку у доски с объяснением, опираясь на алгоритм)
рассердился поддержал расчихался

сердится держать чихнёт

сердитый держит чих
- Почему в последнем слове нет этой орфограммы? - Почему необходимо знать эту орфограмму?

9.

Закрепление темы урока. Самостоятельная работа на карточках
- У всех на столе лежат карточки. Обозначь наше открытие. Нужно подумать и вставить соответствующую букву. Выдели приставку и корень.
т или тт? О__ рубил сухую ветку

с или сс? Ра __ мешил друзей

д или дд? Конкурс по __ елок

с или сс? Бе __ нежная зима

с или сс? Ра__ кусил орех

м или мм? Знакомая орфогра _ а

с или сс? Новые кро __ овки

с или сс? Бе __ онная ночь

с или СС? Ра__ мотрел картинки

1.Блицопрос. – Закончите предложения :
1) Части слова – это …. ( приставка,корень, суффикс.) 2) Орфограммы – удвоенные буквы согласных могут находиться …( в корне и приставке ) 3) Чтобы правильно написать удвоенную букву букву согласного, нужно выделить … ( части слова) 4) Орфограммы – удвоенные буквы согласных в корне нужно…. ( запомнить ) Это…. ( словарные слова) 5) Если приставка заканчивается, а корень начинается с одного и того же звука, это называется … ( стыком)
10. Итог:

Кто скажет, какие слова стали ключевыми при изучении новой темы?

(
слова, которые мы повторяли на протяжении всего урока
)


Удвоенные согласные, стык ,корень, приставка, Орфограмма ( на карточках)
 Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?  Что нового узнали на уроке?  Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня? - Какие условия необходимы, чтобы образовалась удвоенная согласная на стыке приставки и корня? 
Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а

корень начинается с такой же согласной, то на стыке

приставки и корня пишется удвоенная согласная.
- Можно сказать, что мы с вами сделали открытие? - А кто сможет нарисовать схему слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? сс - Почему надо знать эту орфограмму? - Оцените себя. - Спасибо за урок! Мне хочется, что бы вы все могли сегодня сказать: Сегодня я искал, творил, Секрет я маленький открыл, Научился его применять. Задания теперь легко мне выполнять.
10.

Отгадай кроссворд

Давайте попробуем отгадать кроссворд (Слайд7)

Антоним к слову закат.

Внезапное потепление

Помощь,содействие

Молодые растения для посадки

Подстрекая,возбудить сильное желание к чему- либо..

Продолжение имени сказочного героя:Кащей.

Предмет,который заменяет настоящий
.
Рассвет.

Оттепель

Поддержка

Рассада...

Раззадорить

Бессмертный

Подделка


1) Подумайте, как правильно написать слова.

бе(с, сс)полезно

ра(с, сс)писание

бе(с, сс)трашный

2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с

удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

бесполезно

расписание

бесстрашный


В раздел начальное образование