Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Математика"

Разработка урока

Автор: Величко Инна Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ начальная школа п.Харп, п.Харп



В раздел начальное образование




Интегрированный урок «Математика и окружающей мир» во 2 классе

Пояснительная записка.
Интегрированный урок по теме: «Эта загадочная Арктика. Сложение и вычитание в пределах 20» проводится в рамках предметной недели для обучающихся 2-ых классов. Актуальность проведения такого урока заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в дальнейшем. Проведение интегрированного урока дополнит и расширит математические и природоведенческие знания, привьёт интерес к изучаемым предметам и позволит использовать полученные знания на практике. Основные
цели
урока.  Развитие и расширение знаний по математике и окружающему миру;  Привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. В ходе урока решаются следующие
задачи
:  Развитие мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого и т.д.;  Прививать любовь к предметам «Математика», «Окружающий мир»;  Формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. Решение поставленных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведенческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а так же личную заинтересованность в расширении знаний.

Тема: Эта загадочная Арктика.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Цель:
закрепление умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток; знакомство с природной зоной Арктикой, её расположением на карте России и климатическими особенностями.
Задачи.

Образовательные:
закреплять умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, умение решать задачи в одно действие на нахождение суммы и на разностное сравнение; знакомиться с природной зоной Арктикой, её расположением на карте России и климатическими особенностями.
Развивающие:
развивать познавательную активность обучающихся, детскую любознательность, речь учащихся, логическое мышление.
Воспитательные:
создать условия для воспитания интереса к математике и окружающему миру, реализовать возможности культуры общения.
Планируемые предметные результаты
Выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом и без перехода через десяток; решать задачи на нахождение суммы и на разностное сравнение; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с с Арктикой, её расположением на карте России и климатическими особенностями.
Подготовительная работа
Один из обучающихся класса готовит мини исследование по изучению месторасположения арктической зоны, климате, животных. Оборудование к занятию: рабочая тетрадь, цветные карандаши, линейки. Программные ресурсы: ПК, колонки, проектор, экран.
Ход урока.
1
Самоопределение к деятельности
. (Звучит фонограмма со звуками пурги, метели)
Учитель:
Как вы думаете, на что похожи эти звуки?
Учитель:
Как вы думаете, ребята, когда чаще всего мы слышим эти звуки? ( учитель включает слайд на котором изображена арктическая пустыня)
Учитель:
Посмотрите внимательно на экран и скажите, где мы оказались?
Ученики:
Там, где много снега и льда.
Учитель:
Верно. Мы оказались в царстве снега и льда. В этом царстве всегда холодно и никогда не бывает лета. Вернее, лето бывает, но и летом здесь холодно. ( щелчок по слайду – появление надписи «Арктика»)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Это Арктика – удивительное и загадочное место. В течение нашего путешествия вы будете открывать тайны Арктики.
Учитель:
знаете ли вы ребята, где находится Арктика? (щелчок по слайду – появляется карта природных зон России)
Подготовленный ученик рассказывает сведения об Арктике сопровождая свой рассказ

показом слайдов:
на самом севере нашей страны располагается зона снега и льда – Арктика. Она занимает большую территорию: от материка до северного полюса. Пространства покрыты снегом и льдами. Климат Арктики очень суровый: зимой температура воздуха снижается до – 60 градусов. И летом поднимается до +3 градусов. Районы Арктики получают очень мало осадков и по засушливости приближаются к пустыням. На побережье Северного ледовитого океана дуют постоянные ветры, их скорость достигает ураганной силы. Большую часть года в Арктике царит тёмная полярная ночь. Зима длится долго. Летом в Арктике – полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Весна, лето и осень длятся по одному месяцу. Арктику называют краем, озаряемым полярным сиянием.

Учитель:
посмотрите ребята и догадайтесь, чьи следы вы видите на снегу.
Дети:
медведя.
Учитель:
верно. Это следы белого медведя - жителя Арктики. Зовут нашего медвежонка Умка. Как вы думаете, почему он получил такое имя?
Дети:
Он – умный.
Учитель:
Умка, белый медвежонок, Знает Арктику с пелёнок. С каждой льдинкой он знаком, Будет нам проводником. Посмотрите ребята, он поймал снежинку. Это значит, что умка просит вас выполнить вычисления. 17-7 = 10 + 3 = 14 + 6 = 7 + 5 = 9 +8 = 18 – 0 = 12 -5 = 8 + 3 = 4 + 7 = 16 – 8 = 15 – 6 = 14-4 =
Учитель:
Молодцы! Хорошо потрудились! Посмотрите, а Умка уже на льдинку взобрался и просит вас решить задачу.
Ученик читает задачу.
В одной кучке было 9 снежков, а в ругой – 7. Сколько всего снежков было?
Учитель:
каким действием будете решать задачу?
Ученики:
Сложением.
Учитель:
Запишите решение в тетрадь.
Учитель:
Прочитайте решение. Подумайте и измените вопрос задачи.
Ученики:
На сколько снежков больше в первой кучке, чем во второй?
Учитель:
Каким действием будете решать эту задачу.
Ученики:
Вычитанием.
Учитель:
Запишите решение задачи.
Физминутка

Учитель:
А сейчас мы немного отдохнём. (Рекламирование стихотворения с попутным выполнением действий) Вот мы руки развели, Словно удивились. И вдруг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись!
Учитель:
посмотрите ребята, наш Умка уже около воды оказался. Прочтите задание.
Дети:
Заполни пустые клеточки числами от 1 до 10.
Учитель:
Это задание на логику. Но будьте внимательны – может быть ловушка. 9 4 8 5 Проверка. 9 2 7 4 6 8 5 1 0 3
Учитель:
Молодцы! Отлично справились с заданием.
Учитель:
Посмотрите, наш Умка нашёл ледяной кубик. Как вы думаете, ребята, с каким заданием мы с вами столкнёмся?

Дети:
С геометрическими фигурами.
Учитель:
Верно. Вам необходимо среди всех фигур закрасить только треугольники. Самостоятельная работа. Взаимопроверка выполненного задания. Затем сверяют свою работу с образцом на слайде.
Учитель:
какие фигуры не закрашены?
Дети:
круг и шестиугольник.
Учитель:
Начертите в тетради любые многоугольники. Как вы это будете делать?
Дети:
построим точки и соединим их. Самостоятельная работа в тетради.
Учитель:
А сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по Арктике. Умка вам прислал письмо с интересным фактом о Арктике. Посмотрите на экран и скажите, что это?
Дети:
Это айсберг.
Учитель:
Айсберг это большой кусок льда, который плывёт по течению и очень опасен для кораблей т.к. на поверхности воды видна только малая часть айсберга, в два раза больше айсберг под водой. Учёные следят за передвижением айсбергов, что позволяет избежать столкновений кораблей с айсбергами.
3. Рефлексия. Итог урока.

Учитель:
На этом наше путешествие подходит к концу. Расскажите, какие открытия вы для себя сделали на этом занятии. Высказывания детей.
Учитель:
А теперь Умка просит каждого из вас оценить свою работу на уроке.  Если вы на уроке были активны, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали всё самостоятельно- нарисуйте в тетради синюю снежинку;  Если проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельной выполнении заданий возникли некоторые трудности – нарисуйте зелёную снежинку;  Если вы совсем не проявили активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания – нарисуйте красную снежинку.


В раздел начальное образование