"Окружающий мир, 1 класс"
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
Автор: Рыжова Светлана Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа-интернат №2", городской округ Электросталь, Московская область
В раздел начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«
Ш
КОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ №2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Принято на Педагогическом совете
Протокол №2от «29» августа 2016г.
«Утверждаю»
Директор
Е.С. Новикова
_________________________ 20 г.
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
предмет
«окружающий мир»
1 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Рыжова Светлана Васильевна,
учитель высшей категории
педагогический стаж: 28 лет
г.о. Электросталь
2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 1 класса
разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2),
соответствующей требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями, предъявляемым к
структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения
АООП НОО обучающихся с ЗПР,
одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15); авторской программы по окружающему
миру «Школа России» 1-4 классы, автор: А.А.Плешаков – М.:
Просвещение. 2014.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ
«Школа-интернат №2» на 2016-2017 учебный год рассчитана на 66 часов
(33 рабочих недели).
Цель реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР
- обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества.
Коррекционно-развивающие задачи
: формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; формировать у ребёнка осознанность ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с задержкой психического здоровья.
Обучающиеся с ЗПР
— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий . Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного, как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Планируемые результаты освоения предмета «окружающий мир».
Предметные результаты:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими
Личностные результаты
освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом
:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Метапредметные результаты
освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования:
Регулятивные УУД
: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; умение активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения познавательных задач; умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и откры том учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор ганизации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; владение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, клас сификации, установления причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям:
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соот ветствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами;
Коммуникативные УУД:
умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о рас пределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кон троль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета.
Обучение по предмету «окружающий мир» в первом классе скорректировано в соответствии с учебным планом и предусматривает включение в рабочую программу следующих разделов:
Содержание программы
№
Раздел
Количество
часов по
программе
Скорректированное
количество часов по
плану
1 Введение 1ч - 2 Что и кто? 20ч 19ч 2 Как, откуда и куда? 12ч 13ч 3 Где и когда? 11ч 10ч 4 Почему и зачем? 22ч 24ч
Итого:
66ч
66ч
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звез да, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения, их разнообразие. Наблюдение ро ста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных.. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) . Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительно го и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Здоровый образ жизни. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной дея тельностью во имя общей цели. Духовно нравственные и куль турные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи.. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность друж бы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност носмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государствен ный герб России, Государственный флаг России, Государ ственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Праздник в жизни общества как средство укрепления об щественной солидарности и упрочения духовно нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край — частица России. Родной город (населён ный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за со хранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмора живании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Пра вила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Система оценивания.
Во время обучения в 1 классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся с ЗПР продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися с ЗПР предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Поурочно-тематический план.
№ урока Наименования разделов и тем Планируемая дата Фактическая дата
Что и кто (19 часов)
1. Что такое Родина? 2. Что мы знаем о народах России? 3. Что мы знаем о Москве? 4. Что у нас над головами? 5. Что у нас под ногами? 6. Что общего у разных растений? 7. Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? 8. Что это за листья? Что такое хвоинки? 9. Кто такие насекомые? 10. Кто такие рыбы? 11. Кто такие птицы? 12. Кто такие звери? 13. Что такое зоопарк? 14. Что окружает нас дома? 15. Что умеет компьютер? 16. На что похожа наша планета? 17. Что вокруг нас может быть опасным? 18. Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути. 19. Обобщающий урок по разделу «Что и кто?». Проект «Моя малая Родина».
Итого: 19 часов
20. Как живет моя семья? 21. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? 22. Как путешествует письмо? 23. Куда текут реки? 24. Откуда берутся снег и лёд? 25. Как живут растения? 26. Как живут животные? 27. Как помочь зимой птицам? 28. Откуда берутся шоколад, изюм и мед? 29. Откуда берется и куда девается мусор? 30. Откуда в снежках грязь?
31. Обобщающий урок по разделу «Как, откуда и куда?». Проект «Моя семья». 32. Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Итого:13 часов
Где и когда? (10 часов)
33. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». 34. Когда придёт суббота? 35. Когда наступит лето? 36. Где живут белые медведи? Где живут слоны? 37. Где зимуют птицы? 38. Когда жили динозавры? 39. Когда появилась одежда? 40. Когда изобрели велосипед? 41. Когда мы станем взрослыми? 42. Обобщающий урок по разделу «Где и когда?»
Итого:10 часов
Почему и зачем? (24 часа)
43. Почему Солнце светит днём, а звезды - ночью? 44. Почему Луна бывает разной? 45. Почему идет дождь и дует ветер? 46. Почему звенит звонок? 47. Почему радуга разноцветная? 48. Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». 49. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 50. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? 51. Странички для любознательных: Почему их так назвали? 52. Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути. 53. Зачем мы спим ночью? 54. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 55. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? 56. Зачем нам телефон и телевизор? 57. Зачем нужны автомобили?
58. Зачем нужны поезда? 59. Зачем строят корабли? 60. Зачем строят самолёты? 61. Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? 62. Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? 63. Зачем люди осваивают космос? 64. Почему мы часто слышим слово «экология»? 65. Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути. 66. Обобщающий урок по разделу «Почему и зачем?» Итого: 24 часа
ИТОГО за год: 66 часов
Примечание: Дата Причина расхождения с планом
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной) 1. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2) по русскому языку, соответствующая требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , предъявляемым к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). 2. Окружающий мир Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России», 1-4 классы пособие для учителей общеобразовательных организаций, Плешков А.А..– М.: Просвещение. 2014. 3. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций. 1 класс. А.А.Плешаков В двух частях. - М.: Просвещение, 2013
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс. Министерство образования Московской области / 50edu Школа России / school-russiasv Начальная школа/n-shkolaarch/156.html Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: katalog.iot Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.eduwindow Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school- collection.edu proshkoluuser/sapelkina/folder/19819/ Технические средства обучения: Персональный компьютер. Принтер. Колонки. Телевизор. Аудиопроигрыватель. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Лупа. Предметы ухода за растениями. Модели светофоров, дорожных знаков. Муляжи овощей, фруктов с учетом содержания предмета. Натуральные объекты: Коллекция плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания предмета). Живые объекты (комнатные растения). Игры и игрушки: Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир». наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №____ от__________________ 2016 г. Председатель ШМО: ________________/ Бобкова О.А. / СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ________________ / Буровская А.В./ «____» _________________ 2016 г.
В раздел начальное образование