"Программа педагогической работы на уроках математики в начальной школе в рамках инклюзивного образования".
Программа педагогической работы на уроках математики в начальной школе в рамках инклюзивного образования.
Автор: Воробьева Анна Александровна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №5, город Сосновоборск, Красноярского края
В раздел начальное образование
Программа педагогической работы на уроках математики в начальной
школе в рамках инклюзивного образования.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они “не слышат”, все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения и воспитания гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой.
Пояснительная записка.
Настоящая программа педагогической работы на уроках математики разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. А также на основе примерных государственных программ начального общего образования для общеобразовательных школ система Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Н.Б. Истоминой. Предлагаемая программа призвана способствовать разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников с гиперактивностью в рамках инклюзивного образования за счет гармоничного сочетания учебной деятельности, с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности, инициативы учащихся, снижению признаков гиперактивности, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения задач и проявления индивидуальных способностей. 1
Выполнение на уроках разнообразных поисково-творческих занимательных заданий, построенных на игровом материале, полезно для детей с разным уровнем умственного развития. Программа представляет систему развивающих заданий, направленных на снижение гиперактивности для учащихся первых классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения уроков и включение кинестетического способа подачи материала. Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным, главное понятным. В этом и поможет ребёнку с СДВГ данная программа. Система развивающих заданий, включение детей в постоянную деятельность гуманизирует начальное образование. Уроки математики, проводимые по данной педагогической программе, создают условия для развития долговременной памяти, внимания, мышления, снижают такие поведенческие реакции как: повышенная двигательная активность, импульсивность, скорость говорения. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цель данной программы
: развитие познавательных способностей и снижение гиперактивности у учащихся с СДВГ на уроках математики, содействие его личностному росту, преодоление эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.
Основные задачи:
2
1.
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
2.
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
3.
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4.
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
5.
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
6.
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
7.
регуляция психической сферы: развитие самоконтроля, снижение эмоционального напряжения, снижение импульсивности и повышенной двигательной активности;
8.
формирование послушания, привитие аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела;
9.
повышение самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся должны уметь: - находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 3
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. - находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам. - находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.) - уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение; - выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор. - называть положительные и отрицательные качества характера. - проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных. - пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности. - свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д. - самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге. - уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор. - называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. - высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Результаты, ожидаемые от работы, направленной на регуляцию
психической сферы:
учащиеся научатся: 4
- преодолевать расторможенность, контролировать усидчивость, снимать эмоциональное напряжение, тренировать сосредоточенность. - научатся осознавать эмоциональную составляющую своего поведения. - научатся саморегуляции. - научатся диагностировать эмоциональное состояния, развивать самооценку, снижать уровень тревожности.
Особенности организации учебного процесса:
В рамках реализации программы изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа: 1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования. 2 этап - осознание способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы. 5
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям. 4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос. Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия.
Структура урока:
1. Игры-разминки (5 мин.) Цель: создание положительных эмоций, формирование группы. 2. Дыхательное упражнение - 3-4 минуты; Цель: оптимизация тонуса мышц. 6
3. Подача нового материала, с преобладанием кинестетического способа подачи. 4. Кинезиологические упражнения. Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистое тело) - (5 мин.) Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: - ускорение темпа выполнения; - выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); - подключение движений глаз и языка к движениям рук; - подключение дыхательных упражнений и метода визуализации. 5. Игры на развитие средств общения (7 мин.) Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе. 6. Игры, упражнения на снижение агрессии, ослабление негативных эмоций (7 мин.) Цель: развивать приемлемые способы выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций. 7. Игры на развитие произвольности, внимания. Цель: развитие внимания, произвольности, самоконтроля (7 мин.) 8. Релаксация - 4-5 минут. Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног, тела.
Тематическое планирование к программе педагогической работы,
направленной на снижение проявлений гиперактивности на уроках
математике в условиях инклюзивного образования.
Уроки:
7
№
урока
Тема урока
Используемый материал
1. Сколько? Который по счету? Наборы листьев: рябиновые 10 шт, березовые 10шт, дубовые 10 шт, кленовые 10 шт. Листья могут быть вырезаны из бумаги. 2. Раньше – позже. Сначала – потом. Игровой чайный набор «Посуда», в комплекте: чайник, чайная чашка, блюдце, ложка, чайный пакетик, кусочки сахара, вода в бутылке, игрушечная плитка. 3. Вверху. Внизу. Слева. Справа. Макаронные изделия, различные по форме (4 разные формы) и цвету (4 цвета). Одной формы 10 шт, одного цвета 10 шт. 4. Столько же. Больше. Меньше Шишки 10 шт, орехи 4 видов по 10 шт, камушки (галька) 10 шт. 5. На сколько больше? На сколько меньше? Шишки 10 шт, орехи 4 видов по 10 шт, камушки (галька) 10 шт. 6. Много. Один. Набор зубочисток в пучке, одна зубочистка. 7. Что больше? Что меньше? Шишки – еловые, сосновые, кедровые по 5 шт. Орехи – грецкие, фундук, кедровые по 5 шт. 8. Что длиннее? Что короче? Что шире? Что уже? Атласные ленты разного цвета (4-5 цветов), разной длины 10 шт, с интервалом в 1 см, 10 лент с интервалом в 2 см, 5 лент разной ширины от 1 до 5 см. 9. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Луч. Набор пластилина, для раскатывания тонких полосочек и кружочков. 10. Ломаная линия. Куски проволоки разного цвета и длины. Игрушка «змейка». 11. Мерки. Числовой луч. Линейка деревянная длиной 20 см, числовой луч из картона длиной 10 см, 20 см, числовой луч из прозрачной пленки (2 шт), один с делениями и цифрами от 1 до 20, с интервалом в 1 см, другой пустой. 12. Изучение цифр от 0 до 9. Пирамидка с 9 кольцами разного цвета, на подставке. 13. Счет в пределах 10. Поезд с 10 вагонами. Карточки с изображением скамейки, с прорезью ( 5 шт), Бумажные куклы ( мальчики и девочки) по 5 шт. 8
14. Состав числа 10. Монеты, номиналом: 1 руб.( 10 шт.), 2 руб.( 5 шт.), 5 руб. (2 шт.), 10 руб. (1 шт.). 15. Сравнение чисел. Ленты 10 шт., длиной 1см, 2 см, 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см, 8 см, 9 см, 10см. Разного цвета. 16. Знак больше, меньше, равно. Из проволоки изготавливаются углы и прямые линии, знак больше, меньше, равно. 17. Равенства. Неравенства. Набор пластиковых геометрических фигур разного цвета. Карточки с изображением цифр и знаков. Знаки из проволоки. 18. Многоугольники. Набор пластилина. Пластилиновые трубочки, для составления многоугольников.
Упражнения, направленные на регуляцию психической сферы:
№
упр.
Название
Инструкция
1. Дыхательное упражнение «Надуваем шарик» Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. - Сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 2. Кинезиологические упражнения «Уши». Цель - энергетизация мозга Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх -наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину. 3. Игры на развитие средств общения. «Кинолента» Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий - повторить первые два слова и сказать свое, четвертый - повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать 9
фильм с помощью пластики и мимики. Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов. 4. Игры, упражнения на снижение агрессии, ослабление негативных эмоций (7 мин.) «Обзывалки» Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры Скажите детям следующее: "Ребята, передавая - мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обгoваривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это - могут быть названия овощей, фруктов, грибов или - мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "A ты, ..., - морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, ..., солнышко!" Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. 5. Игры на развитие внимания, произвольности «Что слышно?» Цель: развивать умение быстро сосредоточиваться. Можно проводить на перемене. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило. 10
6. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно. 7. Игра-разминка «Зеркало» Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас человек, а кто – зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это точно, ведь неточных зеркал не бывает». 8. Дыхательное упражнение. И.П. - сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки «а», «о», «у» и др. и их сочетания. 9. «Колечко». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы pyк, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. 11
Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем - двумя одновременно. 10. Игра на развитие средств общения. «Ау!» Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. 11. Игры на развитие внимания, произвольности. «Слушай хлопки» Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. 12. «Кулачки» Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче, руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох ;- пауза!” Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза. Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты (сжать пальцы). Пальчики сильней сжимаем Отпускаем, разжимаем. 13. Игра-разминка «Прикоснись к синему цвету». Попросите детей прикоснуться к чему-нибудь синему на одежде своего соседа. Затем предложите другие варианты: дотронуться до 12
кроссовок, светлых волос, до чего-нибудь красного и т.д. 14. Дыхательное упражнение. Сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач 15. Кулак-ребро-ладонь» Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми-десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь». 16. Игры на развитие средств общения. «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые» Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Описание игры: дети представляют, что их пальчики добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на, правой руке - в добрых волчат, а на левой - в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. 13
Игра полезна гиперактивным, агрессивным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта. 17. «Доброе животное» Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим, таинственным, голосом, говорит: «Bcтaньтe, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим, все вместе! На вдох - делаем, шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем, 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук шаг назад и т.д. Мы все берем, дыхание и стук сердца этого животного себе». 18. Релаксация «Олени» Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Инструктор: «Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза. Посмотрите: мы - олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени. А теперь немножко лени... Руки не напряжены И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! 14
Дышится легко, ровно, глубоко».
Упражнения, направленные на снижение темпа скорости речи
№ упр-я Название Инструкция 1 Речевая зарядка. Подобрать речевые ряды простые, те, которые не требуют размышления и сосредоточения на материале. Попросить детей, проговаривая каждое слово, сопровождать его отстукиванием. В медленном темпе посчитать до 30, до 50. В медленном темпе посчитать в обратном порядке. В медленном темпе назвать как можно больше женских имен. 2. Прослушай и воспроизведи Для выполнения этого упражнения необходимо выбрать любую аудиозапись (желательно, с недлинными фразами). Включить аудиозапись. Остановить ее в конце любой фразы. Попросить детей повторить услышанную фразу в медленном темпе. Достаточно говорить с привычной скоростью, но чаще делать паузы между словами. 3. Синхронное проговаривание услышанной фразы. Подобрать аудиозаписи с медленной речью или читать самим. Включить аудиозапись или прослушать текст. Синхронно проговаривать речевой материал в заданном темпе. Работать в паре, потом группы увеличивать. 4. Проговаривание сложных слов. Подобрать слова с пучками согласных звуков: окреСТНости, лекаРСТВоведение, интеРПРетация, джентельмеНСТВо и т.д. Подсказка – загляните в словарь. Вслух, по слогам проговаривать эти слова. 5. Проговаривание пословиц и поговорок. Подобрать любые пословицы и поговорки. Вместе с детьми вслух, по слогам проговаривать эти фразы. 6. Чтение на распев. Подобрать любой текст. Лучше взять сказку. Дети Читают вслух медленно, нараспев. По цепочке. 7. Объяснение Подобрать любое слово, фразу или пословицу. Дать 15
значения слов, фраз, поговорок детям и попросить объяснить вслух значение слова или фразы. Когда дети начинают объяснять значение чего-нибудь, они невольно замедляете свой темп речи, поскольку думают, что сказать. 16
В раздел начальное образование