Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Имя числительное – часть речи. Первый урок"

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Автор: Рогова Татьяна Петровна, учитель начальных классов, МБОУ "Начальная школа№39", город Череповец, Вологодская область

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование



Предмет: Русский язык УМК «Начальная школа 21 века» Класс: 4 класс Учебная тема: Имя числительное – часть речи Урок 1. Урок открытия новых знаний Тип урока Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) Дидактическая цель Создать условия для открытия нового знания учащимися; Сформировать у учащихся знания о имени числительном как о самостоятельной части речи Планируемые результаты - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. - Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: - умение узнавать имя числительное в ряду слов; - Уметь различать порядковые и количественные числительные. -Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные. -Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка. Основные понятия Имя числительное, порядковые и количественные числительные.. Ресурсы:
- основные дополнительные тетрадь, учебник Иванова «Русский язык», 4 класс, 2 часть; раздаточный материал для работы в группах, презентация, компьютер, проектор. карточки Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа а группах. Межпредметные связи Математика, литературное чтение, обществознание. ХОД УРОКА 1. Оргмомент (1 мин)
1СЛАЙД
Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо уметь считать! Коль захочешь, сможешь ты, Сосчитать свои мечты, Сто друзей себе прибавить, От злодеев мир избавить, Все науки изучить, Все пятерки получить! 2. Актуализация знаний. А вы хотите получить 5? Тогда вам нужно очень хорошо потрудиться сегодня, а оценивать себя вы будете с помощью солнышек. У каждого ребенка на столе карточка
2СЛАЙД
Желтый цвет – это я знаю! Красный – здесь я ошибся. Оценивая каждый этап работы на уроке, в конце занятия вы увидите какие темы вам нужно повторить. Какая тема была у нас последней? (Наречие)
Что такое наречие? (Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или качество) А какие еще части речи вы знаете? Нам сейчас предстоит повторить морфологические признаки изученных частей речи. Посмотрите на доску – перед вами слова, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму – дети быстро выбегают поочереди,выполняя задание.
Поч.к.ми, к.тён.к, уб.жал бы, ги.кие, густ., п.крылись, завтр., в.сьмой, ве.ки,

пиш., берё., шес.надцать, см.листыми, ,
У вас на столе карточки, где даны морфологические признаки одного из слов, представленных на доске. Ваша цель – найти это слово. красный 4ч качеств., в полной форме, во мн. ч., в им. п. гибкие оранжевый 3ч нариц., неодуш,ж.р., 1скл, во мн.ч, в им.п ветки желтый 4ч нариц., неодуш., ж.р.,1 скл, во мн.ч., в р.п. берез зеленый -3ч это неизменяемая часть речи – как? густо голубой 3ч с.в., 1 спр, в изъяв. накл., в пр.вр.,во мн.ч. покрылись синий4ч относ., в полной форме, во мн. ч., в тв. п. смолистыми фиолетовый4ч нариц., неодуш., ж.р.,1 скл, во мн.ч., в тв.п. почками Проверка. Встают по цветам – сравнивают, озвучивают.
3 -10 СЛАЙД
Как вы думаете, что у нас получилось? Предложение Докажите (Состоит из слов, связанных между собой по смыслу, выражает оконченную мысль)
Гибкие ветки берез густо покрылись смолистыми почками.
Выполним синтаксический анализ этого предложения _2 чел к доске, проверка вопросы детей. Ребята что мы делали в первой части нашего урока? – повторяли. Что именно?
11 СЛАЙД
давайте оценим этот этап на нашем солнышке, что мы повторили Значит мы выполнили 1 этап урока повторение, какие еще этапы у нас с вами есть? – *открытие нового знания *Закрепление *самостоятельная работа
12 СЛАЙД
3. Открытие нового знания. Пришло время переходить ко 2 этапу-…
13 СЛАЙД
для этого нам надо вернуться к словам с которыми работали в начале урока. Мы повторили с вами все что знаем о…. Посмотрите все ли слова мы сможем распределить на эти 4 группы? Какие слова не войдут ни в одну из групп? Восьмой, шестнадцать На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? (На какие вопросы отвечает, что обозначает) -Задайте к словам вопросы. (сколько? Какой по счету?) -А что обозначают (называют) эти слова? (Количество предметов, порядок предметов при счете) -Как, по вашему мнению, называется часть речи, к которой относятся эти слова?(ЧИСЛА., ЦИФРЫ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ) -Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество
предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное. Сформулируйте тему и цель нашего урока. Что мы должны сделать, чтоб достичь этой цели? уметь находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их; выявить особенности этой части речи
14СЛАЙД
Давайте отдохнем и заодно постараемся выполнить нашу первую задачу. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть. 4. Закрепление пройденного материала. Какие числительные вы услышали в тексте? На какой вопрос отвечают? А сейчас разделимся на группы и запишем числительные, которые встречаются 1. вспомните сказки, в названиях которых есть числительные 2 пословицы и поговорки 3.фразеологизмы 4 учебник упр 2 СТР 84 Проверка задания. Дети
читают, я записываю числа.
Какие задачи мы с вами уже выполнили: научились находить и записывать числительные. Оцените себя на нашем солнышке. Что мы оценим?....
16СЛАЙД
Какая задача осталась? выявить особенности этой части речи Давайте вернемся к началу урока какие слова у нас остались на доске? 16, восьмой. На какие вопросы отвечают эти числительные?
СЛАЙД 17
Вызываю к доске троих детей. Задайте вопрос, который будет начинаться со слова сколько? - 1 человек записывает У доски три мальчика.- что называет имя числительное три? – количество. Имена числительные, которые называют количество предметов и отвечают на вопрос сколько, так и называются количественными
СЛАЙД 18
Приведите свои примеры Задайте вопрос, который будет начинаться со слова который и в ответе появится числительное. Который по счету?...1 человек записывает Вова второй по порядку. Имена числительные, которые называют порядок предметов по счету и отвечают на вопрос какой, так и называются порядковыми.
СЛАЙД 19
Приведите свои примеры. Поднимите руку, кто понял, на какие группы можно разделить числительные? Посмотрите на
СЛАЙД 20
какие этапы урока мы выполнили?
СЛАЙД 21
Что нам осталось сделать?
СЛАЙД 22
Для этого нам нужно выполнить упр 1 по вариантам №1 – 1вар, №2-2вар. Взаимопроверка Оценка на солнышке Какое умение мы будет оценивать? Умение определять морфологические признаки числительного
СЛАЙД 23
Итак, наш урок подходит к концу, давайте обсудим, что же достиг и понял каждый на нашем уроке. Посмотрите на свои солнышки…..

СЛАЙД 24
Вы можете ответить на любой вопрос со слайда…. Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен На следующем уроке мы продолжим знакомиться с числительным и узнавать его морфологические признаки. Прошу для оценивания подать тетради и солнышки…активно работающих на уроке детей ДЗ стр 84 знать правило., упр 4


В раздел начальное образование