"Формирование познавательного интереса на уроках в начальной школе"
Творческий отчёт
Автор: Селина Ольга Владиславовна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ№5", город Югорск,ХМАО,Тюменская область
В раздел начальное образование
«Формирование у младших школьников познавательного интереса
на уроках математики развивающего обучения»
Основная цель обучения в начальной школе
- научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Учиться должно быть
интересно.
Только тогда учение может быть успешным. Поэтому
одна из
основных задач учителя – научить получать от учёбы удовольствие
. Основная цель - повышение качества знаний и интереса учеников к предмету, формирование познавательной активности, кругозора, расширение образовательного пространства, развитие творческих и познавательных способностей детей. «Формирование у младших школьников познавательного интереса на уроках математики развивающего обучения» (слайд 1) Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов (слайд 2). Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребенка глаза горят от познания нового – готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Формирование познавательного интереса у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (Слайд 3). Я в своей работе выделяю два основных канала, формирования познавательного интереса: - содержание учебного предмета; - организация познавательной деятельности учащихся. (Слайд 4)
Немного о системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. (работаю по этой системе 21год) Основная задача изучения математики в начальной школе состоит в том, чтобы привести учащихся “к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа” (слайд 5). (слайд 6) Авторы системы развивающего обучения считают, что усвоение детьми основной идеи концепции действительного числа должно начинаться с овладения ими понятием величины и с изучения ее общих свойств. Поэтому на начальном этапе в 1 классе изучения математики решается задача введения детей в сферу отношений величин - формирование у них абстрактного понятия математической величины, затем формируется понятие кратности отношения величин как общей формы числа, что позволяет сформировать абстрактное понятие числа. И понятие, что число есть производное от кратного отношения величин. Далее дети вводятся в область различных частных видов чисел (в область натуральных, дробных, отрицательных чисел). После чего формируется понимание взаимосвязи элементов основных арифметических действий на основе однозначности структуры математических операций (если известны значения двух элементов операции, то по ним можно однозначно определить значение третьего элемента). Таким образом, я считаю, что содержание математического образования в начальной школе по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова полностью соответствует требованиям, предъявляемым к развитию познавательного интереса. Содержание построено от общего к частному и наполнено таким учебным материалом, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. В тоже время новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Организация познавательной деятельности
на уроке является не менее важным фактором развития интереса.
Активная позиция учащихся на уроке, их интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием формирования интереса к учению. В системе развивающего обучения Ученик – «субъект» учения. Он – партнер мой в учебно-воспитательном процессе, он не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством учителя. Деятельность идет от ученика, а сам процесс получения знаний приобретает характер учебной деятельности. Учитель не преподает, а организует учебную деятельность. Единицей педагогического действия является учебная задача, а все предметное содержание построено через систему учебных задач. Здесь вначале выбирается единица учебного действия, а потом уже педагогический материал. Учитель добивается того, чтобы ученик принял на себя задачу, сформулировал ее для себя, а для этого его сталкивают с такой ситуацией, в которой он обнаруживает дефицит своих способностей. (Слайд 7) Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а
помогать ему учиться и развиваться.
Способность к саморазвитию
должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания
коллективная форма
познавательной деятельности.
На уроках использую – парную, коллективную форму деятельности. Основная форма работы – учебный диалог. Все это позволяет каждому ученику быть соучастником процесса познания, что заведомо повышает его интерес к предмету. Я считаю, что обязательным условием возникновения интереса является
успешность и продуктивность деятельности
учеников. Эту задачу на уроках позволяет решить метод моделирования.
Большое значение играют
буквенные модели
. Одним из учебных действий уже в 1 классе является преобразование этих моделей. Освоение учащимся преобразования моделей осуществляется в двух направлениях. Сначала модель строится им после или в процессе манипуляций с предметным материалом. Затем, наоборот, по заданной модели ребенку нужно выполнить соответствующие манипуляции. Кроме буквенных моделей, важную роль при формировании математических понятий играют
пространственно-графические модели.
Существенной их особенностью является объединение в них абстрактного смысла с предметной наглядностью. Примеры заданий представлены в презентации (слайд 8 -11) Всем известно, что моделирование связано с наглядностью, которая широко используется традиционной дидактикой. Однако в рамках развивающего обучения наглядность имеет специфическое содержание. В наглядном моделировании находят отражение существенные или внутренние отношения и связи объекта, выделенные (абстрагированные) посредством соответствующих преобразований, что позволяет учащимся успешно осваивать материал и решать учебные задачи. Еще одним условием успешного освоения программы математического образования является
сформированность произвольных познавательных
процессов.
Вот почему на уроках математики помимо программного материала я включаю развивающие упражнения. В I классе основной упор делаю на развитие пространственной ориентации, которая является составной частью образного мышления, на которое в основном и опирается обучение младших школьников этого возраста. Для этого я использую методику графического диктанта (слайд 12), которая способствует развитию: памяти, пространственного воображения, внимания, мелкой моторики. Систему упражнений «Геометрический ковер» (слайд 13).
Первое знакомство детей с координатной сеткой осуществляю по средством упражнения «Зашифрованный рисунок» (слайд 14). Аналогично известной игре «Морской бой» детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляются соответствующие зашифрованные рисунки. Для развития произвольных процессов и ориентации в пространстве использую упражнение «Скопируй фигуры» (слайд 15). Это упражнение можно использовать в нескольких вариациях: скопировать и закрасить фигуры, дать им название; скопировать фигуры, раскрасить их разными цветами; продолжить узор и раскрасить его; скопировать рисунок. Во 2 классе на уроках математики продолжается работа с графическими диктантами при изучении учебного материала по темам: «Измерение несколькими мерками» и «Позиционные системы счисления». На протяжении всего обучения в начальной школе работа по развитию познавательных процессов значительно расширяет объем и концентрацию внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, обоснования, объяснения. Формируются общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов). Упражнения и задания в полном объеме представлены в авторском сборнике «Развитие познавательных способностей младших школьников» 2008 год (Слайд 16-17). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить
свои способности, а для этого учебного времени недостаточно. Поэтому на протяжении нескольких лет я веду кружок «Умники и умницы», где продолжается работа по развитию и формированию познавательных процессов и способностей младших школьников. В качестве содержательного наполнения я использую задания по развитию познавательных способностей О.А. Холодовой. Грамотно отобранное содержание образования, умелая организация учителем познавательной деятельности, позволит не только сформировать устойчивый интерес к предмету, но к познанию в целом. Это подтверждают результаты обучения моих выпускников в среднем звене. Так по результатам последней промежуточной аттестации из 26 учащихся 5 - ___ класса 25 имеют оценки «4» и «5» и 1 - оценку «3». Качество образования – 96,2 %. Таким образом, формирование познавательного интереса это объемный, трудоемкий, непрерывный и творческий процесс.
В раздел начальное образование