"Душа слова"
методическая разработка урока русского языка в 1 классе
Автор: Шепитько Надежда Григорьевна, учитель начальных классов, МОУ СШ №87, город Волгоград
В раздел начальное образование
Открытый урок русского языка в 1а классе
Тема: "Душа слова"
(с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Дата проведения:
11.10.2016
Цели:
1) Образовательная:
создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «вода» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, фонетике, орфографии, синтаксисе;
2) Развивающая:
содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;
3) Воспитательная: воспитывать любознательность
Тип урока:
изучение и первичное закрепление нового материала.
Виды контроля:
индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы:
частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом)
Приёмы обучения:
создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы:
фронтальные, индивидуальные.
Оборудование:
портрет Трубачева О.Н карточки – задания плакаты: “Душа слова ”, пословицы
Ход урока:
1.
Организационный момент (1 мин).
Психологический настрой учащихся к деятельности.
Учитель:
- Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского языка. - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. - Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. -А каким вы бы хотели видеть наш урок ? (Ответы детей)
2. Постановка темы и целей урока
- В добрый час, ребята! -Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься? (Читать, грамотно писать) Сегодня мы поговорим о душе слова, без которого не может обойтись ни одно живое существо. Что же это за слово? Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (вода) Объясни пословицы: Вода всему госпожа: воды и огонь боится. Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться. -Все правильно. - Что же такое душа? (Душа - внутренний мир человека) -Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание) Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу. Слова бывают разные, Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные, Твердые и мягкие, Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. - Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир) Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. - Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да). Тема нашего исследования – слово. Кто запомнил какое слово мы будем исследовать?
Актуализация знаний. Введение
Давайте в прописях поучимся писать букву с которой начинается слово вода
. -Что это за буква? Сравните заглавную и строчную буквы. Что вы можете рассказать о букве. Напишем элементы строчной «в» и саму букву. О значении любого слова можно узнать в толковом словаре. Вот послушайте:
что такое вода-значение слова ( его душа).
Читает первый мудрец 1. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.
Какая бывает вода?
Читает второй мудрец 2. Дождевая вода. Морская вода. Колодезная вода. Жесткая, мягкая вода. Питьевая вода. Сырая, кипяченая вода. С древних времён люди ценили воду. Будет засуха –не будет урожая, будут умирать животные и люди. Поэтому так много поговорок со словом вода. Давайте объясним их значение. Когда так говорят? Водой не разольёшь. Как в воду глядел. Из воды сухим выйти. Как в воду кануть ( ·разг. ) - пропасть бесследно. кому ( ·разг. ·неод. ) - кому- нибудь безразлично, нипочем, не производит на кого-нибудь впечатления. Воды утекло (много, немало) - много времени прошло. Как две капли воды (похож) - о полном сходстве. Воды не замутит ( ·разг. ) - тихий, смирный, скромный. Как рыба в воде ( чувствовать себя) ( ·разг. ) - в своей сфере, непринужденно. Сквозь огонь и воду прошел - о бывалом, всё испытавшем, видавшем виды -Давайте напишем слоги с буквой в.(ви,вы,ву,во, ва). - Прочитайте слово «Вода». –Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке. - Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! 3.
«Открытие» нового знания
- Так, что же такое вода? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.) Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич. Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева. Мы уже приняли участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово», , конкурсе детских рисунков «Из радуги красок рождённое слово». И конечно наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку
Слово
: вода́
Значение
: сюда же во́ дка, укр., блр. вода́ , др.-русск., ст.-слав. вода ὕδωρ (Супр.), болг. вода́ , сербохорв. во̀ да, словен. vóda, чеш. voda, слвц. voda, польск. woda, в.-луж., н.-луж. woda. Древние ступени чередования представлены в ведро́ , вы́ дра.
Этимология
: Родственно лит. vanduõ, род. п. vandeñs, жем. unduo, д.-в.-н. waʒʒar "вода", гот. watō, греч. ὕδωρ, ὕδατος, арм. get "река", фриг. βέδυ, др.-инд. udakám, uda-, udán- "вода", unátti "бить ключом", "орошать", ṓdman- ср. р. "поток", алб. uj "вода"; носовой согласный в лат. unda "волна" и лит. vanduõ вторичного происхождения; см. Вальде 850; И. Шмидт, Pluralb. 202 и сл.; М. — Э. 4, 404 и сл.; Хюбшман 434; Уленбек, Aind. Wb. 28 и сл. Древняя основа на r/n.
Страница
: 1,330 Итак, у вас на партах лежат копии страничек из этого словаря, книгу мудрости я бы назвала. Вы посмотрите сколько толкований дается этому слову, переводя его с разных языков. Это исконно старославянское слово, которое люди используют с незапамятных времен. А теперь мы обратимся к такой науке, как лексика
Лексика
У. Что изучает лексика? (Лексика – это раздел науки, который изучает словарный состав языка.) Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово вода? - Но как же узнать, правы вы или нет? - Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). - Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка -Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович) - Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “вода” и понять его? (Да).
Физминутка
:
Учитель:
5. Первичное закрепление
Фонетика
– Отправимся дальше в такой раздел о языке, как фонетика. Что он изучает? (Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.) Один ученик работает у доски. Вода – 2 слога, 2 согласных, 2 гласных. На доску прикрепляется карточка:
Орфография
-Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке? (Орфография изучает правила написания слов.) -Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? -( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.) На доску прикрепляется карточка:
Синтаксис
– Что рассматривает синтаксис? (Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.) Предложение рассыпалось, помогите его собрать: вода гуся Как с -Объясни, как понимаешь выражение. - Чему мы сегодня учились? - Мы сегодня рассмотрели с вами слово вода с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Этимология, лексика, фонетика, орфография, синтаксис) - С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?
6.Закрепление изученного материала.
Каким вам запомнился наш урок? Выбери подходящие слова. (познавательным, интересным, необычным, скучным) - Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке.
В раздел начальное образование