Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ" через организацию воспитательного пространства"

статья

Автор: Кузьминова Елена Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ Пустынская ОШ, с.Пустынь, Нижегородская область, Арзамасский район



В раздел начальное образование




«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ПУСТЫНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Аннотация.
Статья посвящена духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся через организацию воспитательного пространства школы по программе «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся». Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является значимой в отечественной педагогике. Об этом свидетельствует то, что этот вопрос в последнее время с особой силой зазвучал в документах, определяющих стратегию развития современной российской школы. В Концепции модернизации образования сделан акцент на усиление его воспитательного потенциала. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркивается, что современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров [1, 5]. В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплена направленность образования на формирование личности обучающегося (ст.66, п.1,2,3; ст.87) [4, 59]. Социокультурная и нравственная среда наших дней, в которой живёт и формируется новое поколение, постоянно ставит школьников в ситуации духовно-нравственного выбора. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современности: низкий уровень общественной морали, жестокость, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности. Поэтому, духовно-нравственное развитие школьников является первостепенной задачей современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) определены «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [4, 12]. Качественное образование, прежде всего подразумевает, становление человека, обретение им себя, духовности, неповторимой индивидуальности, своего образа, творческого начала. У качественно образованного человека сформированы умения жить в мире и согласии с людьми, Богом, культурой, природой, цивилизацией. Все выше сказанное приводит к необходимости выделения духовно-нравственного воспитания в специальную воспитательную область, которая обладает своими методологическими доминантами, структурой, целями, способами реализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников логично вписывается в систему целей и задач образовательного процесса в МБОУ «Пустынская ОШ», способствующих реализации генеральной цели образовательного учреждения: «Создание
модели школы как социокультурного пространства, максимально удовлетворяющей запросы и потребности социума, обеспечивающей качество, эффективность, доступность, конкурентоспособность образования и воспитания», органично вписывается в Программу развития школы «Школа как социокультурное пространство». Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические диалоги и нравственные беседы. Модель внеурочной деятельности представляет собой сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, и обеспечить воспитание свободной личности. Внеурочная деятельности нашего ОУ строится на основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, общественными организациями, и использования внутришкольной системы дополнительного образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, воспитательные программы, программу социализации учащихся. В основе программы «Духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» – социокультурный подход к обучению и воспитанию, согласно которому воспитание есть целенаправленный творческий процесс взаимодействия детей и взрослых по созданию условий для освоения социокультурных ценностей общества, непрерывный процесс развития социокультурного опыта. Программа соответствует критериям инновации: 1. Позиционирует школу как социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт своей страны; 2. Опирается на личный положительный опыт ребёнка; 3. Ориентируется на совместную деятельность ученика, учителя, семьи; 4. Позволяет формировать ценностные ориентиры обучающихся; 5. Реализуется в условиях массовой общеобразовательной школы, не требуя значительных материальных, физических, умственных и временных затрат; 6. В её основе - идея развития и активного воспитания; Духовно-нравственное воспитание личности – это сложный и многогранный процесс, который включает педагогические, социальные и духовные влияния. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам
воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, Для организации пространства духовного, нравственного развития и воспитания обучающихся школы, их эффективной социализации решающее значение имеет уклад школьной жизни, поскольку интегрирует основные виды и формы деятельности школьников: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую и другие – на основе базовых национальных ценностей, традиционных нравственных норм, национальных духовных традиций. У педагогов школы накоплен опыт работы по патриотическому, гражданскому и духовно – нравственному воспитанию, которым они делятся с другими на открытых мероприятиях,ШМО и педсоветах. В школе реализуются План воспитательной работы, воспитательные программы «Я — патриот Родины», «Юный художник», «Мы исследователи», . Функционирует система дополнительного образования. Созданы и успешно работают предметные кружки и спортивные секции. Сложилась интеграция учебной и воспитательной, в том числе внеурочной деятельности. Накапливаются и передаются по наследству традиции (Праздник «Первого звонка» и «Последнего звонка», «Осенний бал», «День Матери», театральный спектакль на Новый год, «Широкая Масленица, День Победы и другие); Школа активно сотрудничает с Центром детского творчества, библиотекой, Домом Культуры, Обучающиеся школы шефствуют над ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, коллективное творческое дело «Вахта памяти», посвящённое Дню победы, стало школьной традицией. Формирование патриотического сознания как одной из основ духовно-нравственного единства общества, формирование нравственных знаний и представлений, опыта нравственного поведения осуществляется в рамках школьных мероприятий «День Учителя», «День Матери», «Месячника военно-патриотической работы», «Вахта памяти» в честь Дня Победы, встречи с ветеранами– эти традиционные мероприятия позволяют сохранять и развивать нравственные понятия, формировать нравственное поведение. Наряду с традиционными школьными и классными мероприятиями 1 раз в месяц по часу в классе проводится занятие по определённой теме («Здравствуй, школа!», «Радуга дружбы», «Мои близкие и родные люди», «Семейный праздник» …). Все темы начальной школы во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания. Таким образом, у ребенка выстраивается система категорий и ценностей, формируется опыт нравственного поведения. Мы уверены, что наше образовательное учреждение поможет вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полноценного развития человека. Литература 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. 2. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2013.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)..


В раздел начальное образование