"Технологическая карта урока"
методическая разработка
Автор: Аксенова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназия №87, город Краснодар
В раздел начальное образование
.
Ф.И.О. учителя
Аксенова Н.Ю.
Класс
2
Предмет
Изобразительное искусство.
Учебник:
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2–й класс. – М.: Баласс, 2011
Тема.
Иллюстрация. Композиция иллюстрации.
Место и роль урока в изучаемой теме
1.
Цели урока:
Обучающая:
получить представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций ;
Развивающая:
научиться видеть художе ственное и эстетическое своеобразие иллюстрации и рассказывать об этом на языке изобразительного искусства
Воспитательная:
Повторить правила бережного отношения к книге.
Задачи:
обучающие:
дать представление о значении набросков в создании иллюстраций; научить определять характерные детали животного и рисовать его по представлению или с использованием набросков; научить объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней; научить работать по схеме, на примере создания иллюстрации к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
развивающие:
сформировать следующие регулятивные УУД:
1.
Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2.
Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3.
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
сформировать следующие познавательные УУД:
1.
Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2.
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3.
Небольшой пересказ простого текста.
4.
Простой план.
сформировать следующие коммуникативные УУД:
1.
Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2.
Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3.
Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
воспитательные:
воспитывать эстетическую культуру (восприятие произведения различных видов искусства и выражать своё отношение к ним на примере иллюстраций В.В. Лебедева и Э. Лисснера); .
Планируемые результаты:
предметные
: сформированность первоначальных представлений о роли иллюстраций, овладение элементарными умениями оформления иллюстраций.
метапредметные:
регулятивные
развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность;
познавательные:
овладение начальными сведениями о сущности и особенности изображения объектов
коммуникативные
: готовность признавать возможность существования различных точек зрения, умение договариваться о распределение функций в совместнойдеятельности
личностные:
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач . 4. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей .
Оценка полученных результатов:
Предметные:
На уроке – По окончанию темы –
Метапредметные:
На уроке – В конце года –
Личностные:
На уроке – В конце года –
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД,
технология оценивания
1-й урок
действия учителя
действия учеников
I. Создание
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока (слайд 1 ) (можно сокращённый вариант «Иллюстрация»), предлагает детям рассмотреть рисунок Владимира Васильевича Лебедева «Охота на белого медведя», «Охота на морского котика», «Охота», не обращая внимания на названия (можно воспользоваться учебником, с. 16, или презентацией, слайды 2, 3, 4 ), и ответить на вопросы к каждому рисунку: 1. – Как бы вы назвали этот рисунок?
2. – Где происходит действие? Ученики отвечают на вопросы.
Познавательные действия
1.
Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2.
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3.
Небольшой пересказ простого текста.
4.
Простой план.
Регулятивные действия
1.
Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2.
Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3.
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
II.
Формулирование
проблемы.
– Вы угадали название рисунков, хотя на них не было надписей, определили, где происходит действие, хотя на рисунках даже нет фона. Как вам это удалось? – Вас удивляет этот факт? Какой вопрос у вас возникает? – По рисункам. –
Как художнику удаётся
передать основную мысль
произведения?
Возможен другой вариант проблемного вопроса (слайд 5).
III. Выдвижение
гипотез.
– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос? Выдвигают свои версии, учитель записывает ключевыми словами несколько версий.
1.
Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2.
Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3.
Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
1.
Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.
2.
Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
3.
В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4.
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач .
IV.
Актуализация
знаний.
Учитель предлагает ещё раз взглянуть на рисунки и выполнить задание (слайд 6): – Определите, к какому виду изобразительной деятельности их можно отнести? Можно воспользоваться словариком учебника на с. 3 или пролистать материал на с. 4–7. – Какими выразительными средствами пользуются художники-графики? С помощью чего изображают предметы? Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Графика. – С помощью линий, точек, штрихов и пятен.
V. Поиск
решения
проблемы
(открытие
нового знания).
1.
Учитель предлагает открыть учебник на с. 16, рассмотреть иллюстрации В.В. Лебедева и ответить на вопросы по содержанию урока (можно воспользоваться презентацией – слайды 7, 8).
1.
Дети рассматривают иллюстрации, отвечают.
2.
Учитель предлагает рассмотреть изображения разных животных (слайд 9) и ответить на вопросы: – Какие детали придают этим животным своеобразие? – Какой характер у каждого из них? Учитель предлагает выполнить задания 1–3 на с. 10 в Рабочей тетради.
2.
Дети рассматривают слайд, отвечают. Выполняют.
VI. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него(слайд 10). Отвечают.
5.
Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей .
VII. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает выполнить задание 4 на с. 11 в Рабочей тетради.
Выполняют.
VIII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму (слайд 11): – Что тебе нужно было сделать? – Какие материалы ты использовал? – Ты придумал образ животного самостоятельно или воспользовался образцом? – Когда ты создавал свою работу, какие средства графики ты использовал? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? Выполняют.
IХ. Домашнее
задание.
– Потренируйся дома рисовать различных животных.
– Прочитать басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». (Слайд 12.) Записывают.
Ф.И.О. учителя
Аксенова Н.Ю.
Класс
2
Предмет
Изобразительное искусство.
Учебник:
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 2–й класс. – М.: Баласс, 2011
Тема.
Иллюстрация. Композиция иллюстрации.
Место и роль урока в изучаемой теме
1.
Цели урока:
Обучающая:
получить представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций ;
Развивающая:
научиться видеть художе ственное и эстетическое своеобразие иллюстрации и рассказывать об этом на языке изобразительного искусства
Воспитательная:
Повторить правила бережного отношения к книге.
Задачи:
обучающие:
дать представление о значении набросков в создании иллюстраций; научить определять характерные детали животного и рисовать его по представлению или с использованием набросков; научить объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней; научить работать по схеме, на примере создания иллюстрации к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
развивающие:
сформировать следующие регулятивные УУД:
1.
Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2.
Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3.
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
сформировать следующие познавательные УУД:
1.
Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2.
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3.
Небольшой пересказ простого текста.
4.
Простой план.
сформировать следующие коммуникативные УУД:
1.
Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2.
Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3.
Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
воспитательные:
воспитывать эстетическую культуру (восприятие произведения различных видов искусства и выражать своё отношение к ним на примере иллюстраций В.В. Лебедева и Э. Лисснера); .
Планируемые результаты:
предметные
: сформированность первоначальных представлений о роли иллюстраций, овладение элементарными умениями оформления иллюстраций.
метапредметные:
регулятивные
развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность;
познавательные:
овладение начальными сведениями о сущности и особенности изображения объектов
коммуникативные
: готовность признавать возможность существования различных точек зрения, умение договариваться о распределение функций в совместнойдеятельности
личностные:
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач . 4. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей .
Оценка полученных результатов:
Предметные:
На уроке – По окончанию темы –
Метапредметные:
На уроке – В конце года –
Личностные:
На уроке – В конце года –
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД,
технология оценивания
1-й урок
действия учителя
действия учеников
I. Создание
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока (слайд 1 ) (можно сокращённый вариант «Иллюстрация»), предлагает детям рассмотреть рисунок Владимира Васильевича Лебедева «Охота на белого медведя», «Охота на морского котика», «Охота», не обращая внимания на названия (можно воспользоваться учебником, с. 16, или презентацией, слайды 2, 3, 4 ), и ответить на вопросы к каждому рисунку: 1. – Как бы вы назвали этот рисунок?
2. – Где происходит действие? Ученики отвечают на вопросы.
Познавательные действия
1.
Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2.
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3.
Небольшой пересказ простого текста.
4.
Простой план.
Регулятивные действия
1.
Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2.
Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3.
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
II.
Формулирование
проблемы.
– Вы угадали название рисунков, хотя на них не было надписей, определили, где происходит действие, хотя на рисунках даже нет фона. Как вам это удалось? – Вас удивляет этот факт? Какой вопрос у вас возникает? – По рисункам. –
Как художнику удаётся
передать основную мысль
произведения?
Возможен другой вариант проблемного вопроса (слайд 5).
III. Выдвижение
гипотез.
– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос? Выдвигают свои версии, учитель записывает ключевыми словами несколько версий.
1.
Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.
2.
Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3.
Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
1.
Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.
2.
Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
3.
В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4.
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач .
IV.
Актуализация
знаний.
Учитель предлагает ещё раз взглянуть на рисунки и выполнить задание (слайд 6): – Определите, к какому виду изобразительной деятельности их можно отнести? Можно воспользоваться словариком учебника на с. 3 или пролистать материал на с. 4–7. – Какими выразительными средствами пользуются художники-графики? С помощью чего изображают предметы? Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Графика. – С помощью линий, точек, штрихов и пятен.
V. Поиск
решения
проблемы
(открытие
нового знания).
1.
Учитель предлагает открыть учебник на с. 16, рассмотреть иллюстрации В.В. Лебедева и ответить на вопросы по содержанию урока (можно воспользоваться презентацией – слайды 7, 8).
1.
Дети рассматривают иллюстрации, отвечают.
2.
Учитель предлагает рассмотреть изображения разных животных (слайд 9) и ответить на вопросы: – Какие детали придают этим животным своеобразие? – Какой характер у каждого из них? Учитель предлагает выполнить задания 1–3 на с. 10 в Рабочей тетради.
2.
Дети рассматривают слайд, отвечают. Выполняют.
VI. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него(слайд 10). Отвечают.
5.
Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей .
VII. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает выполнить задание 4 на с. 11 в Рабочей тетради.
Выполняют.
VIII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму (слайд 11): – Что тебе нужно было сделать? – Какие материалы ты использовал? – Ты придумал образ животного самостоятельно или воспользовался образцом? – Когда ты создавал свою работу, какие средства графики ты использовал? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? Выполняют.
IХ. Домашнее
задание.
– Потренируйся дома рисовать различных животных.
– Прочитать басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». (Слайд 12.) Записывают.
В раздел начальное образование