"Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
методическая разработка
Автор: Подкорытова Ольга Борисовна, учитель начальных классов, МКОУ "Маминская средняя общеобразовательная школа", село Маминское Каменский район Свердловская область
В раздел начальное образование
Патриотическое воспитание младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое. Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма. В современном понимании
патриотизм
- это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Я как учитель начальных пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.
П –
права и обязанности граждан;
А
– активный образ жизни
Т
– толерантность
Р
– радость открытий и познаний
И
– изучение истории своего народа
О
– ответственность
Т
– трудолюбие
И
– искренность
З
– здоровый образ жизни
М
– мужество, милосердие
Таким образом,
цель работы по воспитанию патриота страны
– это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи
патриотического воспитания младших школьников включают: • формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; • бережного отношения к жизни и ко всему живому; • прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека; • воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя
четыре основных компонента:
Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями. Участие в мероприятиях различного уровня. В работе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории города, поселка, семьи, проектная деятельность. Формы работы самые разнообразные:
д
еловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в
рамках основных компонентов
веду по следующим направлениям:
1.
Историко – краеведческое и экскурсионное направление
– система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. - Поездки в различные города России. - Экскурсии в города с целью знакомства с памятниками, площадями, историей их создания.
Выполнены работы детей
– Проекты «Моя малая Родина», «Улицы моего села», «Мое многонациональное село».
2
. Гражданско-правовое направление
– формирование гражданской позиции. По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России». Мои дети стали участниками районного мероприятия «Умники и умницы» В этом учебном году участвовали в акции «Письмо солдату».
3.
Литературно-музыкальное направление
,
отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей. В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки). Были проведены следующие мероприятия: библиотечный час, посвященный произведению Василий Теркин , внеклассное мероприятие «Я – будущий солдат», классный час «Мой папа солдат».
4. Физкультурно-оздоровительное направление
ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских и коми народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» , «Весёлых стартах», «Зарничка», «Походы выходного дня», «Прогулки на лыжах» и т.д.
5. Экологическое направление
– воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Больше всего ребятам нравятся сезонные экскурсии- прогулки «У природы нет плохой погоды». Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием родной природы. Дети участвуют в акциях «Посади дерево!», «Живи, Земля!», изучают лекарственные растения своего края.
6.
Трудовое направление
– привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. Выполнены проекты на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны». Проводили совместно с родителями экскурсии на предприятия села. А как же без трудового десанта! Приняли участие в ежегодной акции «Земля – наш дом, не будем мусорить в нем!» не оставляет никого в стороне.
7.
Семейное направление
– утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Выполнены проекты «Моя семья», «Читаем всей семьей», «Традиции моей семьи». Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве». Работа по теме
«Патриотическое воспитание младших школьников через
урочную и внеурочную деятельность»
помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы: 1. коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям: 2. честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; 3. способен к сознательному управлению своим поведением;
4. обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
В раздел начальное образование