"Школа докторов природы или уроки здоровья"
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Автор: Бодрова Ольга Сергеевна, учитель физической культуры, МОБУ СОШ с.Тирлянский, с. Тирлянский Белорецкого района Башкортостан
В раздел начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа села Тирлянский
Рассмотрено Утверждаю На заседании ШМО директор МОБУ СОШ Протокол №___ с.Тирлянский от 24 марта 2011 г. _________Бодров Н.В. Руководитель ШМО_____ Баженова С.П.
«Школа докторов природы или уроки здоровья»
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов Разработала программу учитель физической культуры Бодрова О.С.
с. Тирлянский 2013 г.
Пояснительная записка
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с ранне го детства, — актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Школа докторов Природы» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведе ния, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. Программа разработана на основе пособия Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». В уроки включаются подвижные и развивающие игры. Часть уроков разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок. Для того чтобы уроки стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия. В своей работе г необходимо ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Необходимо учитыва ть, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. . Методика работы с детьми необходимо строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить
специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное от ношение к приему жидкости, в том числе воды). На уроках здоровья оценок нет. На поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не надо реагировать отрицательно на их ответы. Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое неприятие позиции ребенка даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпе ние и уважение к самым неожиданным ответам. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный при мер порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, доб рых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами.
Содержание курса
1 класс
Тема 1. Дружи с водой
Советы доктора Воды Игры на развитие сенсорных способностей. Друзья Вода и Мыло Игры на развитие сенсорных способностей.
Тема 2. Забота о глазах
Глаза — главные помощники человека Развитие сенсорных способностей
Тема 3. Уход за ушами
Чтобы уши слышали Игры на развитие сенсорных способностей
Тема 4. Уход за зубами
Почему болят зубы Логические игры Чтобы зубы были здоровыми Логические игры Как сохранить улыбку красивой Урок 14. Логические игры
Тема 5. Уход за руками и ногами
«Рабочие инструменты» человека Развитие мелкой моторики
Тема 6. Забота о коже
Зачем человеку кожа Развитие мелкой моторики Надежная защита организма Игры на развитие воображения Если кожа повреждена Игры на развитие воображения
Тема 7. Как следует питаться
Питание — необходимое условие для жизни человека Подвижные игры с мячом
Здоровая пища для всей семьи Подвижные игры с мячом
Тема 8. Как сделать сон полезным?
Сон — лучшее лекарство Игры в слова
Тема 9. Настроение в школе
Как настроение? Увлекательные игры на бумаге
Тема 10. Настроение после школы
Я пришел из школы Двигательные упражнения без предметов
Тема 11. Поведение в школе
Я - ученик Совместные двигательные упражнения Урок 35. Я – ученик Совместные двигательные упражнения
Тема 12. Вредные привычки
Вредные привычки Игровые двигательные движения с ластиком.
Тема 13
Скелет — наша опора Движение жизнь Осанка - стройная спина! Упражнения для формирования правильной осанки.
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание
Если хочешь быть здоров Движение - жизнь
Тема 15. Как правильно вести себя на воде
Правила безопасности на воде Подвижные игры.
Тема 16. Народные игры
Русские подвижные игры Башкирские народные игры.
Тема 17. Подвижные игры
Подвижные игры с мячом Подвижные игры с бегом и прыжками. Подвижны игры с метанием Подвижные игры на воздухе Подвижные игры с мячом. Физические упражнения и воспитание характера Доктора природы (обобщающий) Тематической планирование
№
Содержание
программы
Тема
Часы
Умения,
вырабатываемые в
результате
деятельности
учащихся
1 Дружи с водой Советы доктора воды 1 Научиться самостоятельно умываться, купаться, знать когда мыть руки, лицо. Друзья вода и мыло 1 Игры на развитие сенсорных способностей 2 2 Забота о глазах Глаза главные помощники человека 1 Знать что полезно, вредно для глаз Игры на развитие сенсорных способностей 1 Уметь выполнять гимнастику для глаз 3 Уход за ушами Чтобы уши слышали 1 Знать для чего нужны уши, уметь ухаживать Игры на развитие сенсорных способностей 1 Самомассаж ушей, игры на развитие слуха 4 Уход за зубами Почему болят зубы 1 Знать что зуб это живой организм, из чего состоит зуб. Уметь ухаживать за зубами, за полостью рта. Чтобы зубы были здоровыми 1 Как сохранить улыбку красивой 1 Логические игры 3 5 Уход за руками ногами «Рабочие инструменты человека» 1 Как ухаживать за руками и ногами. Как тренировать руки и ноги. Уметь выполнять гимнастику для кистей рук. Развитие мелкой моторики 1 6 Забота о коже Зачем человеку кожа 1 Знать о функциях
кожи, уметь ухаживать, оказывать первую помощь при повреждениях кожи. Кожа надежная защита организма 1 Если кожа повреждена 1 Развитие мелкой моторики. Логические игры 3 7 Как следует питаться Питание необходимое условие для жизни человека 1 Знать об органах пищеварения, знать какая пища полезна для организма, а какая вредна. Как потратить лишние калории. Здоровая пища для всей семьи 1 Подвижные игры с мячом 2 8 Как сделать сон полезным Сон лучшее лекарство 1 Зачем человеку сон, почему не можем уснуть В какие игры лучше играть перед сном. Игры малой подвижности 1 9 Настроение в школе Как настроение 1 Почему нужно относиться ко всем с любовью. Игры на перемене Игры на бумаге 1 10 Настроение после школы Я пришел из школы 1 Как сохранить хорошее настроение. Как улучшить настроение с помощью физических упражнений Двигательные упражнения без предметов 1 11 Поведение в школе Я - ученик 2 Знать правила поведения в школе Проводить оздоровительные минутки Совместные двигательные упражнения 2 12 Вредные привычки О вредных привычках 2 Что помогает не следовать вредным привычкам. Игры с ластиком 2 Можно всегда найти во что поиграть. 13 Мышцы, кости Скелет – наша опора 1 Знать что помогает
и суставы укреплять мышцы и кости, как поддержать правильную осанку Осанка – стройная спина 1 Движение – жизнь, упражнение на формирование правильной осанки. 2 Уметь выполнять упражнения на формирование правильной осанки. 14 Как закаляться. Обтирание и обливание Если хочешь быть здоров 1 Как заботиться о своем здоровье. Движение – жизнь, упражнение 1 15 Правила безопасности на воде 1 Знать правила поведения на воде Подвижные игры и упражнения 1 16 Народные игры Русские народные игры 2 Знать правила, уметь организовать игру Башкирские народные игры 2 Знать правила, уметь организовать игру 17 Подвижные игры Подвижные игры с мячом 4 Знать правила, уметь организовать игру Подвижные игры с бегом и прыжками. 2 Знать правила, уметь организовать игру Подвижны игры с метанием 2 Знать правила, уметь организовать игру Подвижные игры на воздухе 2 Знать правила, уметь организовать игру 18 Физические упражнения и воспитание характера Упражнения на развитие двигательных способностей 2 Как влияют физические упражнения на становление характера. 19 Доктора Природы Обобщающие уроки 2
Планируемые результаты формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащиеся после первого года обучения будут знать: -о ценности своего здоровья и значении здорового образа жизни; -правила межличностного общения; - правила гигиены и здорового режима дня; -основы здорового питания; -о положительном влиянии физических упражнений на здоровье людей. Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни после первого года обучения учащиеся приобретут индивидуальные навыки: -сохранения своего здоровья; -соблюдения правил гигиены и здорового режима дня; -подвижного образа жизни; -жить в согласии с законами природы.
2 класс
Содержание курса
Тема 1. Почему мы болеем
Причина болезни Признаки болезни Как здоровье? Подвижные игры «Волк», «Кумушка», «Прочитай следы»
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней
Как организм помогает себе сам Здоровый образ жизни Подвижные игры «Разбойники идут», «Через цепь»
Тема 3. Кто нас лечит
Какие врачи нас лечат Подвижные игры «Чур от дерева»
Тема 4. Прививки от болезней
Инфекционные болезни Прививки от болезней Подвижные игры «Бросай далеко, собирай быстрее», «Выдерни ленточку»
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах
Какие лекарства мы выбираем Домашняя аптечка Подвижные игры «Береги предмет», «Быстро возми»
Тема 6. Как избежать отравлений
Отравление лекарствами Пищевые отравления Подвижные игры «Вытащи веревку», «Где позвонили»
Тема
7.
Безопасность при любой погоде
Если солнечно и жарко Если на улице дождь и гроза Подвижные игры «Колечко», «Лошадки»
Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транс
порте
Опасность в нашем доме Как вести себя на улице Подвижные игры «Найди и садись», «Не урони монету»
Тема 9. Правила безопасного поведения на воде
Вода — наш друг Подвижные игры «Соревнование ловких»
Тема 10. Правила обращения с огнем
Чтобы огонь не причинил вреда Подвижные игры «Соревнование ловких»
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током
Чем опасен электрический ток Подвижные игры «Бегуны и прыгуны»
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов
Травмы Подвижные игры «Белые медведи»
Тема 13. Как защититься от насекомых
Укусы насекомых Подвижные игры , «Белый тополь, зеленый тополь»
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными.
Что мы знаем про собак и кошек Подвижные игры «Биляша»
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, па
рами,
газом
Отравление ядовитыми веществами Отравление угарным газом Подвижные игры «Волк и козлята», «Волк или заяц»
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при
ожогах и обморожении
Как помочь себе при тепловом ударе Как уберечься от мороза Подвижные игры «Волшебные елочки» «Воробушки и автомобиль»
Тема 17. Первая помощь при травмах
Растяжение связок и вывих костей Переломы Если ты ушибся или порезался Подвижные игры «Второй лишний», «Вызов», «Барры»
Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,
ухо,
нос
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело Подвижные игры «Грибы шалуны»
Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и ко
шек
Укус змеи Подвижные игры «Гуси-лебеди»
Тема 20. Сегодняшние заботы медицины
Расти здоровым Воспитай себя Я выбираю движение Подвижные игры народные русские и башкирские
Тематическое планирование
№
Содержание
программы
Тема
Ч
а
с
ы
Умения, вырабатываемые
в результате деятельности
учащихся
1 Почему мы болеем Причина болезни 1 Каковы причины болезней Признаки болезни 1 Как определить что человек болен Как здоровье ? 1 Знать, как заботится о своем здоровье Подвижные игры «Волк», «Кумушка», «Прочитай следы» 3 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 2 Кто и как предохраняет нас от болезней Как организм помогает себе сам 1 Знать, что такое адаптация, что означает выполнять режим дня?
Здоровый образ жизни 1 Как понимает выражение - здоровый образ жизни Подвижные игры «Разбойники идут», «Через цепь» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 3 Кто нас лечит? Какие врачи нас лечат 1 Как врач помогает нам сохранить здоровье Подвижная игра «Чур от дерева» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 4 Прививки от болезней Инфекционные болезни 1 Знать какие болезни называются инфекционными Прививки от болезней 1 Знать для чего делают прививки Подвижные игры «Бросай далеко, собирай быстрее», «Выдерни ленточку» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 5 Что нужно знать о лекарствах Какие лекарства мы выбираем 1 Знать для чего нужны лекарства Домашняя аптечка 1 Аптечка необходима в каждом доме Подвижные игры «Береги предмет», «Быстро возми» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 6 Как избежать отравлений Отравление лекарствами 1 Аккуратность и осторожность при применении лекарственных средств Пищевые отравления 1 Знать, что в пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты.
Подвижные игры «Вытащи веревку», «Где позвонили» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 7 Безопасность при любой погоде Если солнечно и жарко 1 Знать о пользе и вреде солнечных лучей Если на улице дождь и гроза 1 Что необходима сделать если промок под дождем Подвижные игры «Колечко», «Лошадки» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 8 Правила безопасного поведения на улице в транспорте, дома Опасность в нашем доме 1 Правила безопасного поведения в доме Как вести себя на улице 1 Изучать правила дорожного движения Подвижные игры «Найди и садись», «Не урони монету» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 9 Правила безопасного поведения на воде Вода – наш друг 1 Какие правила поведения на воде необходимо знать Подвижные игры 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 10 Правила обращения с огнем Чтобы огонь не причинял вреда 1 Что необходима знать чтобы уберечься от пожара Подвижная игра «Соревнования ловких» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 11 Как уберечься от поражения электрическим током Чем опасен электрический ток 1 Знать правила обращения с бытовыми электроприборами Подвижная игра«Бегуны и прыгуны» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 12 Как уберечься от порезов, ушибов, Травмы 1 Как можно избежать травм
переломов Подвижная игра «Белые медведи» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 13 Как защитится от насекомых Укусы насекомых 1 Знать средства защиты от насекомых Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 14 Предосторожности при обращении с животными Что мы знаем про собак и кошек 1 Правила обращения с животными Подвижная игра «Биляша» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 15 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом Отравление ядовитыми веществами 1 Знать ядовитые вещества используемые в быту Отравление угарным газом 1 Знать правила поведения при отравлении угарным газом Подвижные игры «Волк и козлята», «Волк или заяц» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 16 Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении Как помочь себе при тепловом ударе 1 Как не допустить перегрева организма Как уберечься от мороза 1 Знать, что в мороз нежелательно длительное пребывание на воздухе Подвижные игры «Волшебные елочки» «Воробушки и автомобиль» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 17 Первая помощь при травмах Растяжение связок 1 Знать, как оказать первую помощь при растяжении связок и вывихе костей
Переломы 1 Знать, как оказать первую помощь при переломе костей Если ты ушибся или порезался 1 Знать, как оказать помощь при порезах Подвижные игры «Второй лишний», «Вызов», «Барры» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 18 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, нос или горло Если в глаз, ухо, или горло попало постороннее тело 1 Знать правила поведения, если в глаз, ухо, или горло попало постороннее тело Подвижная игра «Грибы шалуны» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 19 Первая помощь при укусах насекомых змей, собак и кошек Укусы змей 1 Как оказать первую помощь при укусе змеи Подвижная игра «Гуси- лебеди» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 20 Сегодняшние заботы медицины Расти здоровым 1 Что мешает человеку быть здоровым Воспитай себя 1 Почему необходимо вести здоровый образ жизни Я выбираю движение 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 21 Подвижные игры Народные подвижные игры «Липкие пеньки», «Горелки». 4 Как влияют занятия физкультурой на здоровье
Планируемые результаты формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащиеся после второго года обучения будут знать: -о ценности своего здоровья и значении здорового образа жизни; физиологические нормы существования организма;
- правила гигиены и здорового режима дня; -основы здорового питания; -признаки болезни и первая помощь; -элементарные правила использования медикаментов; -правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; -правила безопасного поведения на воде, в обращении с огнем; - оказать помощь при несчастных случаях; -о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье людей. Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни после второго года обучения учащиеся приобретут индивидуальные навыки: -сохранения своего здоровья и здоровья других людей; -соблюдения правил гигиены и здорового режима дня; -подвижного образа жизни; -спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья; -элементарные навыки оказания первой помощи при несчастных случаях;
3 класс
Содержание курса
Тема 1. Чего не надо бояться
Как воспитывать уверенность и бесстрашие? Подвижные игры «Догони свою пару»
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным
Учимся думать Спеши делать добро Подвижные игры «Дорожки», «Зайцы в лесу»
Тема
3.
почему мы говорим неправду
Поможет ли нам обман? «Неправда — ложь» в пословицах и поговорках Подвижные игры «Зайцы и волк», «Запомни движение»
Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей?
Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? Подвижные игры «Запятнай последнего в колонне», «Игра в птиц»
Тема 5. Надо уметь сдерживать себя
Все ли желания выполнимы? Как воспитать в себе сдержанность Подвижные игры «Караси и щука», «Ключи»
Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу
Как отучить себя от вредных привычек (начало) Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)
Подвижные игры «Колдунчики»
Тема 7. Как относиться к подаркам.
Я принимаю подарок Я дарю подарки Подвижные игры «Колокол» и варианты игры
Тема 8. Как следует относиться к наказаниям
Урок 14. Наказание Подвижные игры «Коршун и цыплята»
Тема 9. Как нужно одеваться
Одежда Подвижная игра «Красное солнце»
Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми
Ответственное поведение Подвижные игры «Кто быстрее», «Кружева»
Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит
Боль Подвижная игра «Курьер»
Тема 12. Как вести себя за столом
Сервировка стола Правила поведения за столом Подвижные игры «Лес, болото, озеро», «Лиса в саду»
Тема 13. Как вести себя в гостях
Ты идешь в гости Подвижная игра «Лабиринт»
Тема 14. Как вести себя в общественных местах
Как вести себя в транспорте и на улице Как вести себя в театре, кино, школе Подвижные игры «Лес, болото, озеро», «Лиса в саду»
Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки
Умеем ли мы вежливо общаться Умеем ли мы разговаривать по телефону? Подвижные игры «Лови последнего», «Ловишка»
Тема 16. Что делать, если не хочется в школу.
Помоги себе сам Подвижная игра «Лохматый пес»
Тема 17. Чем заняться после школы
Умей организовать свой досуг Подвижная игра «Медведи с цепью»
Тема 18. Как выбрать друзей
Что такое дружба Кто может считаться настоящим другом? Подвижные игры «Море волнуется», «Молоко»
Тема 19. Как помочь родителям
Как доставить родителям радость? Подвижная игра «Мышеловка»
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным
Если кому-нибудь нужна твоя помощь Спешите делать добро Подвижные игры «Не дай уйти», «Не боюсь»
Тема 21. Повторение
Огонек здоровья Путешествие в страну здоровья Культура здорового образа жизни (урок-соревнование)
Тематическое планирование
№
Содержание
программы
Тема
Ч
а
с
ы
Умения, знания
1 Чего не надо бояться Как воспитывать уверенность и бесстрашие 1 Причины страха. Общение без напряжения и страха Подвижная игра «Догони свою пару» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье
2 Добрым быть приятнее чем злым, завистливым, жадным Учимся думать 1 Учится думать, при совершении поступков Спеши делать добро 1 Каких людей можно считать добрыми Подвижные игры «Дорожки», «Зайцы в лесу» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 3 Почему мы говорим неправду Поможет ли нам обман 1 Почему нельзя обманывать «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках 1 Пословицы – народная мудрость Подвижные игры « Зайцы и волк», «Запомни движение» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 4 Почему мы не слушаемся родителей Надо ли прислушиваться к советам родителей 1 Почему некоторые просьбы родителей вызывают у вас протест Почему дети и родители иногда не понимают друг друга 1 Чтобы понять, надо выслушать Подвижные игры «Запятнай последнего в колонне», «Игра в птиц» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье
5
Надо уметь сдерживать себя Все ли желания выполнимы 1 Что такое каприз – почему капризничают Как воспитать с себе сдержанность 1 Подвижные игры «Караси и щука», «Ключи» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье
6 Не грызи ногти, не ковыряй в носу Как отучить себя от вредных привычек 2 Почему необходимо избавляться от вредных привычек Подвижная игра «Колдунчики»» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 7 Как относиться к подаркам Я принимаю подарок 1 Как себя вести когда вам дарят подарок Я дарю подарки 1 Как дарить подарок Подвижная игра «Колокол» и варианты игры 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 8 Как следует относиться к наказаниям Наказание 1 Причина ваших поступков Подвижные игры «Коршун и цыплята» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 9 Как нужно одеваться Одежда 1 Функции одежды Подвижная игра «Красное солнце» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 10 Как вести себя с незнакомыми людьми Ответственное поведение 1 Как не навредить здоровью и безопастности 11 Как вести себя, когда что-то болит Боль 1 Как себя вести себя когда что-то болит Подвижные игры «Кружева», «Кто быстрее» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 12 Как вести себя за столом Сервировка стола 1 Для чего необходимо сервировка стола
Правила поведения за столом 1 Знать, правила поведения за столом Подвижная игра «Курьер» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 13 Как вести себя в гостях Ты идешь в гости 1 Правила гостевого этикета Подвижная игра «Лабиринт» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 14 Как вести себя в общественных местах Как вести себя в транспорте и на улице 1 Правила поведения в общественных местах Как веси себя в театре, кино, школе 1 Подвижные игры «Лес, болото, озеро», «Лиса в саду» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 15 «Нехорошие слова». Недобрые шутки Умеем ли мы вежливо общаться 1 Правила вежливого поведения Умеем ли мы разговаривать по телефону 1 Правила вежливого поведения Подвижные игры Подвижные игры «Лови последнего», «Ловишка» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 16 Что делать, если не хочется в школу Помоги себе сам 1 Учеба это работа, которая требует усилий Подвижная игра «Лохматый пес» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье
17 Чем заняться после школы Умей организовать свой досуг 1 Свободное время, как его проводить Подвижная игра «Медведи с цепью» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 18 Как выбрать друзей Что такое дружба 1 Дружба – это ответственность на только за себя, но и за других Кто может считаться настоящим другом? 1 Подвижные игры Подвижные игры «Море волнуется», «Молоко» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 19 Как помочь родителям Как доставить родителям радость? 1 Постарайтесь понять своих родителей Подвижная игра «Мышеловка» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 20 Как помочь больным и беспомощным Если кому-нибудь нужна твоя помощь 1 Помощь другим – формирует силу воли и душевное здоровье человека. Спешите делать добро 1 Подвижные игры «Не дай уйти», «Не боюсь» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 21 Повторение Огонек здоровья 1 Формирование здорового образа жизни Путешествие в стране здоровья 1 Культура здорового образа жизни 2 22 Подвижные игры Народные подвижные игры «Ворота» - русская народная 3 Как влияют занятия
игра, «Уральский мяч» - башкирская народная игра физкультурой на здоровье
Планируемые результаты формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащиеся после третьего года обучения будут знать: -о ценности своего здоровья и значении здорового образа жизни; физиологические нормы существования организма; - правила гигиены и здорового режима дня; -основы здорового питания; -признаки болезни и первая помощь; -элементарные правила использования медикаментов; -правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; -правила безопасного поведения на воде, в обращении с огнем; - оказать помощь при несчастных случаях; -о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье людей. Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни после третьего года обучения учащиеся приобретут индивидуальные навыки: -сохранения своего здоровья и здоровья других людей; -соблюдения правил гигиены и здорового режима дня; -подвижного образа жизни; -спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья; -элементарные навыки оказания первой помощи при несчастных случаях.
4 класс
Содержание курса
Тема 1. Наше здоровье
Что такое здоровье? Что такое эмоции? Чувства и поступки , Стресс Подвижные игры «Попробуй обгони», «Прерванные пятнашки», «Птица
без гнезда», «Пройди бесшумно»
Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье
Учимся думать и действовать Учимся находить причину и последствия событий Умей выбирать Подвижные игры «Птицы и клетка», «Пугало», «Пузырь», «Пустое место»
Тема 3. Что зависит от моего решения?
Принимаю решение Я отвечаю за свое решение Подвижные игры «Пчелки и ласточки», «Ловишки»
Тема 4. Злой волшебник — табак
Что мы знаем о курении Подвижная игра «Ручей»
Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными
Зависимость Умей сказать НЕТ Как сказать НЕТ Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? Я умею выбирать — тренинг безопасного поведения Подвижные игры «Веселые старты»
Тема 6. Помоги себе сам
Волевое поведение Подвижная игра «Салки командные»
Тема 7. Злой волшебник — алкоголь
Алкоголь Алкоголь — ошибка Алкоголь — сделай выбор Подвижные игры «Салки перебежки», «Салки на одной ноге», «Салки с именами», «Салки-стенки»
Тема 8. Злой волшебник - наркотик
Наркотик Наркотик — тренинг безопасного поведения
Тема 9. Мы — одна семья
Мальчишки и девчонки Моя семья Подвижные игры «Снежная королева», «Смена сторон»
Нестандартные уроки и уроки-праздники
Тема 10. Повторение
Дружба День здоровья Умеем ли мы правильно питаться? Я выбираю кашу Чистота и здоровье Откуда берутся грязнули? (Игра-путешествие) Чистота и порядок Будем делать хорошо и не будем плохо КВН «Наше здоровье» Я здоровье берегу — сам себе я помогу Будьте здоровы!
Тематическое планирование
№
Содержание
программы
Тема
Ч
а
с
ы
Умения, знания
1 Наше здоровье Что такое здоровье? 1 Здоровье – варианты определения Что такое эмоции 1 Эмоции – варианты ответа, что выражают эмоции. Чувства и поступки 1 Понять какие чувства провоцируют на тот или иной поступок Стресс 1 Восприятие ситуации, как избежать стрессов
Подвижные игры«Попробуй обгони», «Прерванные пятнашки», «Птица без гнезда», «Пройди бесшумно» 4 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 2 Как помочь сохранить себе здоровье Учимся думать и действовать 1 Любое дела надо сначала продумать, а потом делать Учимся находить причину и последствия событий 1 Думать о последствиях своих поступков Умей выбирать 1 Умение сделать правильный выбор Подвижные игры «Птицы и клетка», «Пугало», «Пузырь», «Пустое место» 3 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 3 Что зависит от моего решения Принимаю решение 1 Необходимо нести ответственность за свои решения Я отвечаю за свое решение 1 Решение и право на ошибку Подвижные игры«Пчелки и ласточки», «Ловишки» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 4 Злой волшебник - табак Что мы знаем о курении 1 Знать, что дышать табачным дымом вредно для здоровья Подвижные игры «Ручей» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 5 Почему некоторые привычки Зависимость 1 Знать, любая зависимость опасна для здоровья
называются вредными Умей сказать нет 1 Я умею принимать решения, я могу сказать НЕТ Как сказать нет 1 Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ 1 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения 1 Подвижные игры «Веселые старты» 4 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 6 Помоги себе сам Волевое поведение 1 Для воспитания воли на до приложить усилия Подвижная игра «Салки командные» 1 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 7 Злой волшебник алкоголь Алкоголь 1 Знать, что алкоголь опасен для нашего здоровья Алкоголь - ошибка 1 Алкоголь – сделай выбор 1 Подвижные игры 3 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 8 Злой волшебник - наркотик Наркотик 1 Знать, что наркотик опасен для нашего здоровья Наркотик – тренинг безопасного поведения 1 Подвижные игры«Салки перебежки», «Салки на одной ноге», «Салки с именами», «Салки- стенки» 2 Как влияют занятия физкультурой на здоровье 9 Мы – одна семья Мальчишки и девчонки 1 Поддержка и взаимопомощь в семье укрепляет здоровье Моя семья 1
Подвижные игры «Снежная королева», «Смена сторон» 2 10 Нестандартные уроки и уроки праздники повторение Дружба 1 Формирование здорового образа жизни День здоровья 1 Умеем ли мы правильно питаться 1 Я выбираю кашу 1 Чистота и здоровье 1 Откуда берутся грязнули «игра - путешествие» 1 Чистота и порядок 1 Будем делать хорошо и не будем плохо 1 КВН «Наше здоровье» 1 Я здоровье берегу – сам себе я помогу 1 Будьте здоровы 1 11 Подвижные игры Народные подвижные игры «Золотые ворота», «Капканы», «Жмурки Маша Яша» -русские народные игры, «Липкие пенечки», «Уральский мяч», «Жмурки в кругах - башкирские народные игры, «Поляна – жердь», «Удмурдские горелки» - удмурдские народные игры, «Стой олень» игра народов коми, «Оленма» - игра карельская, «Ястреб и утки» - бурятская народная игра, «Слепой 12 Как влияют занятия физкультурой на здоровье
медведь» - осетинская игра.
Планируемые результаты формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащиеся после четвертого года обучения будут знать: -о ценности своего здоровья и значении здорового образа жизни; физиологические нормы существования организма; - правила гигиены и здорового режима дня; -основы здорового питания; -признаки болезни и первая помощь; -элементарные правила использования медикаментов; -правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; -правила безопасного поведения на воде, в обращении с огнем; - оказать помощь при несчастных случаях; -о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье людей. Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни после второго года обучения учащиеся приобретут индивидуальные навыки: -сохранения своего здоровья и здоровья других людей; -соблюдения правил гигиены и здорового режима дня; -подвижного образа жизни; -спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья; -элементарные навыки оказания первой помощи при несчастных случаях.
Литература
Обухва Л.А. Лемяскина Н.А. укола докторов природы или 135 уроков здоровья Москва «Вако» 2005 г Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл. — М., 1997. Валеология: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Соломина, Ю.Л. Варламова. — Спб., 1995. ГостюшинАВ. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1—4 кл. — М., 1997. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб., 1997. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. — СПб., 1996. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обес - печение. - СПб., 1997. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. — СПб., 1995. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. Спб., 1998. Гритенко И. С. Игра втеории, обучении, воспитании и коррекционной рабо- те. - М., 2002. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - Спб., 1998. ЛатохинаЛ.И. Творим здоровье души и тела. — СПб., 1997.
Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики нарко- тизма среди младших школьников/ Под. ред. М.М. Безруких—СПб., 1999. Мир детства: Младший школьник. — М., 1988. Патрикеев А.Ю. Полвижные игр: 1-4 классы.М.: «ВАКО», 2007. – 176 с
В раздел начальное образование