"Русские народные сказки и их собиратели А.Н.Афанасьев. В.И.Даль, К.Д.Ушинкий"
методическая разработка урока
Автор: Багаутдинова Зульфия Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т.Кукмор", п.г.т.Кукмор, Республика Татарстан
В раздел начальное образование
Урок:
Литературное чтение
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Тема урока:
Русские народные сказки и их собиратели: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д.Ушинский.
Цель урока:
-
обобщить знания о русской народной сказке, её особенностях и видах; - познакомить с первыми собирателями русских народных сказок; - познакомить с книгами русских народных сказок и пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Регулятивные:
выполнять учебное действие по плану.
Личностные:
проявлять интерес к собирателям русских народных сказок.
Основные понятия:
сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка. Сказочный герой, структура сказки. Собиратели русских народных сказок. ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности.
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
(Мыслительный приём СИ-ФИНК-УАНДЕ).
На экране появляются иллюстрации из сказок. Ребята, что вы видите на
экране? Что вы об этом думаете? Что вам хотелось бы узнать сегодня на
уроке?
– Сегодня у нас необыкновенная встреча. Встреча со сказками. Посмотрите на книжную выставку. Что объединяет все сказки. (Нет автора) – Объясните почему? (Сказки появились очень давно, автор неизвестен. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавал ее слушателям. Так сказка передавалась "из уст в уста ".) – Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в обработке Афанасьева, в пересказе В.И.Даля или К.Д.Ушинского и др. Можно ли назвать их авторами сказок? (Ответы детей) Кто они? Собиратели русских народных сказок.
( Выведение темы урока, цели).
III. Актуализация знаний.
Совершим путешествие в загадочный мир русских народных сказок. Далеко-далеко раскинулось это царство, прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые высокие. Птицы – самые звонкие, чудеса – самые страшные. Ребята, я предлагаю вам составить постеры на тему – сказка, сначала 10 секунд подумаем, а потом запишем на своих листочках всё, что вы знаете о сказках. Даю на работу 1 минуту. Выслушивание ответов нескольких групп. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. Сказки потому назвали так, что их сказывают. Они появились очень давно, наверное, еще в те далекие времена, когда человек научился говорить. Чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потехи, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали "из уст в уста". А эти детки – своим деткам. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А записывать их стали сравнительно недавно – лишь 150 лет назад. Все сказки придерживаются строгой структуры: зачин, основная часть и концовка. Бывают 3 видов: волшебные, бытовые и сказки о животных. Итак, с ответом на вопрос, что такое сказка, мы определились, а теперь покажем свои знания о героях сказок.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки.
Называйте посмелей
Этих сказочных друзей!
Загадки:
1. Красная девица грустна. Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 2. В небесах и на земле Скачет баба на метле, Страшная и злая, Кто она такая? (Баба-Яга) 3. У Аленушки - сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. (Гуси-лебеди) 4. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленой кожей, Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка) 5. Посадил ее дед в поле, Лето целое росла. Всей семьей ее тянули, Очень крупная была. (Репа) 6. На сметане был мешен, В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок) 7. Жили-были семь ребят, Белых маленьких козлят. Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла, И всех детей она спасла. (Волк)
– Все загадки отгадали и героев всех назвали.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Провели разминку, отгадали сказочных героев, на занятиях ГПД ответите на вопросы сказочной викторины, которую для вас подготовили участники стола №2,
а теперь перейдём к самим собирателям, сказителям и
сказочникам.
– Некогда ходили по Руси "бахари-сказочники", ходили веселые скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа – кому не охота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана Грозного были свои бахари – три слепых старика, которые неотлучно дежурили при царской постели. В разных уголках России рассказывали разные сказки и даже одну и ту же рассказывали по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди – они не просто любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель. Врач. Студент. Грамотный крестьянин.
В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в
котором мы живем, жил-был человек по имени Алексей Николаевич
Афанасьев. Предоставим слово 1-ой группе.
Наша группа изучила материалы об Алексее Николаевиче Афанасьеве. Наиболее важные факты хотим вам рассказать. Алексей Николаевич Афанасьев — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим, то есть государственным чиновником. Образование Алексей Николаевич получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок. Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках. В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий . Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.
V. Первичная проверка понимания.
Ребята, а давайте в группах обсудим, что наиболее важного запомнили о собирателе сказок Алексее Николаевиче Афанасьеве? Какие самые известные сказки вошли в его сборник? Немного подумали, начинаем обсуждение. Кто хочет выступить от группы?
2. Первичное усвоение новых знаний.
В.И.Даль.
Наша группа предлагает вашему вниманию сообщение о Владимире Ивановиче Дале. Владимир Иванович Даль ─ известный лексикограф. Родился в 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Именно В.И.Далем были записаны русские народные сказки: Война грибов с ягодами; Гуси-лебеди; Девочка Снегурочка; Журавль и цапля; Старик годовик; Лиса лапотница;
Привередница; Лиса и медведь.
На слайде – словарная работа:
лексикограф –
собиратель слов, приведение их в систему и издание в виде лексикона, словаря
этнограф -
специалист, изучающий культуру и быт определённого народа.
Первичная проверка понимания.
-
Ребята, поделитесь наиболее интересной информацией из жизни В.И.Даля с партнёром по плечу, начинает партнёр, фамилия которого содержит больше букв.
Опрос нескольких учеников.
3.
Первичное усвоение новых знаний.
Константин Дмитриевич Ушинский Мы с нашей группой хотим вам рассказать про Константина Дмитриевича Ушинского. Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича умерла, когда сыну было только 12 лет. В 11 лет Ушинский поступил в третий класс гимназии, которую окончил в 1840 году. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет, который заканчивает с отличием. За свою жизнь Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педагогическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся, читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы. Сказки, записанные К.Д.Ушинским: 1. Козлятки и Волк 2. Курочка Ряба 3. Лиса и Журавль 4.Колобок 5.Репка 6.Мужик и Медведь
Первичная проверка понимания.
Ребята, проверим ваше внимание ещё раз: что самое важное вы запомнили о Константине Дмитриевиче Ушинском? Подумали. Обменяйтесь мнениями с партнёром по лицу, начинает чётный номер.
VI. Первичное закрепление.
А теперь, ребята, я хочу проверить, как вы запомнили, какие сказки записали А.Н.Афанасьев, В.И. Даль, К.Д.Ушинский. Для этого мы (используя мыслительный приём СОРТ КАРДС) рассортируем сказки, названия которых лежат у вас на партах, отнеся их к определённому писателю. Проверка по группам. Ребята, все согласны с перечнем, дополнений нет? Спасибо за работу.
Физкультминутка для глаз.
Знакомство со сказкой.
Настало время познакомиться с несколькими русскими народными сказками, которые записали писатели А.Н.Афанасьев, В.И.Даль, К.Д.Ушинский. - Чтение сказок по цепочке. - Работа по содержанию.
1. Баба-яга ( в обработке А.Н.Афанасьева)
1. К какому виду сказок вы отнесёте эту сказку? 2. Какой зачин у этой сказки? Какова концовка? 3. Какова основная мысль данной сказки? 4. Чему она нас учит?
2. Жалобы Зайки (в пересказе Ушинского К.Д.)
1. К какому виду сказок относится сказка «Жалобы Зайки»? 2. Что вы узнали из этой сказки о зайце? 3. Чему учит данная сказка?
3.Война грибов и ягод (записал В.И.Даль)
Слушание чтения учителя.
Вопросы по содержанию: 1. К какому виду сказок вы отнесёте эту сказку? 2. Кто является главным героем сказки? 3. Какова основная мысль данной сказки?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, дома читаем сказки в обработке Афанасьева, Даля, Ушинского. Готовим 2 истины и 1 выдумку. Группы 5 и 6 готовят сообщение ещё о 2 собирателях русских народных сказок: о Л.Н.Толстом и А.Н.Толстом. Отметки «5» получили участники столов 1, 3, 4 за их интересные выступления.
VIII. Рефлексия (подведение итогов урока).
Р
ебята, подходит к концу наше путешествие в страну сказок и волшебства. Представляете, кто приготовил вам задания на прощание? Волшебные цифры – 3-2-1. Цифра 3 просит назвать 3 самых важных момента, о которых вы узнали сегодня на уроке, давайте подумаем и ответим на её вопрос, цифра 2 - 2 самых интересных факта, прозвучавшие на уроке, пожалуйста, вспомните, расскажите, цифра 1 просит записать на стикерах 1 вопрос по содержанию урока, повесить на парковке, следующий урок начнём с ответа на ваши вопросы. Спасибо всем за урок.
Приложение 1. Баба Яга Жили-были муж с женой и прижили дочку; жена-то и помри. Мужик женился на другой, и от этой прижил дочь. Вот жена и невзлюбила падчерицу; нет житья сироте. Думал, думал наш мужик и повез свою дочь в лес. Едет лесом – глядит: стоит избушка на курьих ножках. Вот и говорит мужик: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, а ко мне передом». Избушка и поворотилась. Идет мужик в избушку, а в ней баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом – другая. «Русским духом пахнет!» – говорит яга. Мужик кланяется: «Баба-яга костяная нога! Я тебе дочку привез в услуженье». – «Ну, хорошо! Служи, служи мне, – говорит яга девушке, – я тебя за это награжу». Отец простился и поехал домой. А баба-яга задала девушке пряжи с короб, печку истопить, всего припасти, а сама ушла. Вот девушка хлопочет у печи, а сама горько плачет. Выбежали мышки и говорят ей: «Девица, девица, что ты плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки. «А вот, – говорят, – ты на всякое веретёнце по ниточке напряди». Пришла баба-яга: «Ну что, – говорит, – все ли ты припасла?» А у девушки все готово. «Ну, теперь поди – вымой меня в бане». Похвалила яга девушку и надавала ей разной сряды. Опять яга ушла и еще труднее задала задачу. Девушка опять плачет. Выбегают мышки: «Что ты, – говорят, – девица красная, плачешь? Дай кашки; мы тебе добренько скажем». Она дала им кашки, а они опять научили ее, что и как сделать. Баба-яга опять, пришедши, ее похвалила и еще больше дала сряды… А мачеха посылает мужа проведать, жива ли его дочь? Поехал мужик; приезжает и видит, что дочь богатая-пребогатая стала. Яги не было дома, он и взял ее с собой. Подъезжают они к своей деревне, а дома собачка так и рвется: «Хам, хам, хам! Барыню везут, барыню везут!» Мачеха выбежала да скалкой собачку. «Врешь, – говорит, – скажи: в коробе косточки гремят!» А собачка все свое. Приехали. Мачеха так и гонит мужа – и ее дочь туда же отвезти. Отвез мужик. Вот баба-яга задала ей работы, а сама ушла. Девка так и рвется с досады и плачет. Выбегают мыши. «Девица, девица! О чем ты, – говорят, – плачешь?» А она не дала им выговорить, то тоё скалкой, то другую; с ними и провозилась, а дела-то не приделала. Яга пришла, рассердилась. В другой раз опять то же; яга
изломала ее, да косточки в короб и склала. Вот мать посылает мужа за дочерью. Приехал отец и повез одни косточки. Подъезжает к деревне, а собачка опять лает на крылечке: «Хам, хам, хам! В коробе косточки везут!» Мачеха бежит со скалкой: «Врешь, – говорит, – скажи: барыню везут!» А собачка все свое: «Хам, хам, хам! В коробе косточки гремят!» Приехал муж; тут-то жена взвыла! Вот тебе сказка, а мне кринка масла. Приложение №2 Жалобы зайки Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает: «Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек — сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться- то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору — то и пойдешь кувырком через голову: передние ноги не доросли. Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света, пырскнешь из куста, — да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги. Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши. Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошел и утопился».
Приложение №3
Даль
Владимир
Иванович
«
Война
грибов
с
ягодами
»
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!" Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну! Отказалися волнушки: — Мы все старые старушки, не повинны на войну. — Идите вы, опёнки! Отказалися опёнки: — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну! — Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну! Отказались сморчки; говорят: — Мы старички, уж куда нам на войну! Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом: — Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! Откликнулись грузди с подгруздками: — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем! Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается. "Ну, быть беде", — думает зеленая травка. А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным - полнешенько, насилу до дому донесла, а
дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб- боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали. С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
В раздел начальное образование