Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Чтение без принуждения"

статья

Автор: Давлетшина Зухра Гафаровна, учитель начальных классов, МБОУ "Лицей №1 им. Н.К.Крупской" г. Камбарка, город Камбарка, Удмуртская Республика



В раздел начальное образование




Чтение без принуждения. (Описание системы работы

по обучению чтению в 1 классе)
В школе работаю 26 года, из них 17 лет с классными коллективами, где большинство слабые учащиеся, дети из проблемных семей, чаще всего это ребята неподготовленные к школе, не читающие, незнающие буквы. В классе преобладают учащиеся с низким уровнем памяти, системности мышления и учебной мотивации. Сведения о развитии детей (5 второгодников, у 5 учащихся – поражение ЦНС, гиперактивность), их темпераменте (меланхолики и флегматики медленно набирают темп чтения), о степени их подготовленности по чтению помогли мне правильно организовать занятия, наиболее рационально использовать на уроках и во внеурочное время дидактический материал. В 1 класс приходят дети с различной дошкольной подготовкой: некоторые из них уже читают, другие знают часть букв и читают простые слова и несложные тексты, третьи знают несколько букв, и лишь немногие не знают ни одной буквы. Поэтому с первых дней учителю необходимо иметь полное представление о степени подготовленности детей по чтению. Начала свою работу со знакомства с результатами диагностики, проведённой в августе 2014 года психологом лицея. Давно убеждена, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученых, педагогов-новаторов, работающих в этой области: В.Н. Зайцева («Резервы обучения чтению»), А.М. Ильина и Л.П. Ильиной («Букварь 21 века») и др. Все используемые мной приемы, упражнения описаны в педагогической и методической литературе. Неплохие результаты можно объяснить систематичностью работы. Важно творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Первые месяцы мне было очень трудно: дети не умели слушать, запоминать. У них быстро наступало утомление. Но я продолжала готовиться к занятиям в строгом
соответствии с принятой мною теорией и методикой обучения чтению. Результаты начали сказываться в конце октября. Если в классе на начало года была одна читающая ученица, то к началу второй четверти умели читать 10 детей. В первой четверти двое учащихся по медицинским показаниям были переведены на индивидуальное обучение. В ноябре прибыл 1 ученик, в итоге к концу 2 четверти из оставшихся 16 учеников умели читать 15 учащихся. На период обучения грамоте приходится аналитический этап формирования чтения, который характеризуется слого - буквенным анализом и чтением по слогам. Поэтому большое внимание уделяла технической стороне чтения – способу и темпу чтения, наряду с этим работала над правильностью и осознанностью. К концу учебного года в классе обучалось 17 учащихся, из них 15 учащихся читали по слогам, 1 ученик словами, 1 ученик начал складывать слоги. По темпу чтения из 17 учащихся справились с нормой чтения (согласно требованиям МО РФ – 20-25 слов в минуту) – 15 человек, это 88,2 %. Я работаю по традиционной системе «Школа России», в 1классе веду чтение по учебнику «Азбука» ( авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.) Придерживаясь планирования по учебнику В.Г. Горецкого, я использую элементы систем обучения Н.А. Зайцева «Письмо. Обучение. Счёт», «Резервы обучения чтению», А.М. Ильина и Л.П. Ильиной «Букварь 21 века». Большую помощь на аналитическом этапе оказывает мне работа по слоговым таблицам (таблицы Н.А. Зайцева ). На уроке во время речевой разминки и после уроков использую хоровое и индивидуальное чтение слогов по горизонтали и вертикали. Также слоговые таблицы использую для составления слов. После знакомства с новой буквой дети получают карточки, где должны вести пальчиком по строчкам и подчёркивать карандашом изучаемую букву. Это упражнение не только помогает запомнить графический образ буквы. Оно приучает их к самому процессу чтения – «читать» по строчкам, а также развивает их память. С первого дня обучения я широко использую карточки Л.К. Назаровой «Тексты для дополнительного чтения в букварный период» и тексты из книги «Читаем сами» В.Г. Горецкого. Данные тексты удобны тем, что ребёнок успевает прочитать их за отведённое время и не приходится отрывать его, если он увлёкся чтением. Систематически печатаю на доске небольшие произведения, содержащие богатый материал для бесед на темы нравственности: о любви к прекрасному, о заботе о слабых, о почитании старших. Например: «Зоя и бабочка». Маленькая Зоя гуляла в саду. Там росла акация. На ветках торчали острые колючки. А над ними летала красивая бабочка. Стала Зоя колючки ломать. «Зачем ты это делаешь? – спросила мама. «Чтобы бабочка не укололась, - тихо ответила Зоя.
Для развития интереса к чтению применяю задания из «Занимательного азбуковедения» В.В. Волиной, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, «АБВГДейку» Л.Ф. Климановой, С.Г.Макеевой, «Читалочку» Л.Ф. Климановой на уроках чтения и внеклассного чтения, а также во время занятий в группе продленного дня. Главной моей задачей является приобщить детей к чтению, привитие интереса к приобретению знаний из дополнительных источников. Нечитающие дети в это время получают другие задания: чтение слогов, найти и подчеркнуть на строке заданную букву и т.д. Непременным условием является проверка выполнения задания каждым учеником каждой карточки. При чтении с ошибками карточку не меняю, а мягко и настойчиво рекомендую вернуться еще раз к тексту, когда ученик готов, он обращается ко мне для проверки. Психология ребенка такова, что его надо похвалить, подбодрить, отметить старание. Растёт заинтересованность в получении таких заданий – к концу 1 четверти получить карточку хотят все. Параллельно этому часто читаю ученикам сказки, рассказы, стихи. Произведения тщательно подбираю, чтобы были интересны и доступны. Также читаю книги, которые дети приносят из дома. Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. На родительских собраниях и во время индивидуальных консультаций стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение «про себя», должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют ярко выраженный интерес к содержанию рассказа. В 1 классе на первом родительском собрании я читаю лекцию «Резервы обучения чтению», объясняю родителям, что чтение является одним из основных факторов, влияющих на успеваемость учащихся, знакомлю с упражнениями, которые можно использовать при занятиях с детьми. Это дает свои результаты. Родители учеников знают, как помочь детям как проконтролировать их работу. Без такого сотрудничества не добиться высоких результатов. К концу первого полугодия все ученики уже читают. Все карточки бывают прочитаны. Часть детей уже посещают школьную и другие библиотеки. Но мы с ребятами и родителями организуем свой классный уголок чтения. Прошу родителей, чтобы дети принесли в класс книги, красочно оформленные, с небольшими текстами. Своей задачей я ставлю выделение книги как самостоятельного объекта, формирование у первоклассников желание постоянно обращаться к книгам, стремление научиться читать самостоятельно и
как можно скорее. Книги из классного уголка мы использовали для «жужжащего» чтения в классе. С этой же целью периодически провожу в классе литературные викторины на разные темы: «Волшебные слова», «Удивительные превращения», «Волшебное средство», «Кто автор» и др. Ребята с нетерпением ждут викторин, готовятся к ним. После таких конкурсов выявляются самые активные читатели. Также часто провожу обобщающие уроки в форме КВН. Всем хочется быть лучшими, а для этого надо много знать и, значит, много читать. Поддерживаю тесный контакт с библиотекарем школы Краевой Е.Д., которая, начиная с первого класса, проводит библиотечные уроки и часы. В конце каждого учебного года даю учащимся список литературы на лето. Такой список в первую очередь необходим проблемным, гиперактивным ребятам, организует родителей и детей. В конце 1 класса учащиеся получили список произведений, которые нужно было прочитать летом. В начале 2 класса я провела викторину по прочитанным книгам. Родители на родительском собрании отмечали, что список помог организовать летнее чтение учащихся. С периода обучения грамоте веду с учащимися рабочие тетради. В 1классе печатаем буквы, слоги, слова, предложения, составляли схемы слов и предложений, делили слова на слоги, а с начала 2 класса после работы над текстом составляем план, записываем главную мысль произведения и характеристику главных героев. А так же ребята выполняют в тетрадях различные творческие задания (иллюстрации, картинный план, сочинения и др.). Ведение рабочих тетрадей помогает учащимся лучше запомнить изучаемый материал (у большинства учащихся развита зрительная память), а родителям быть в курсе изучаемого материала. С начала 3 класса я планирую завести с учащимися дневники читателя, в которых ребята будут отмечать дату прочтения произведения, название книги, ее автора, тематику произведения (о чем книга). В дневники читателя записываются те книги, которые прочитаны самостоятельно. Ведение дневников читателя – это завершение работы над литературным произведением, позволяет ребенку не просто удержать в памяти сведения о прочитанной книге, а систематизировать знания об авторах и их творениях как в рамках школьной программы, так и посредством внеклассного самостоятельного чтения. В дальнейшем дневники будут видоизменяться. В 4 классе добавятся сведения о жанре произведения, главных героях, а также идее произведения (главная, основная мысль).
Наряду с проверкой техники чтения, которая больше оценивает техническую сторону процесса, дневники читателя являются показателями формирования и развития учащихся как читателей. Вся вышеизложенная работа ведется
с целью формирования у детей типа

правильной читательской деятельности
, чтобы дети полюбили книги, много читали, охотно посещали библиотеку. Ведь хорошо читают те дети, которые читают много. Для развития качеств навыка чтения в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на 4 группы: для развития сознательного чтения, для формирования правильного чтения, для развития беглости чтения, для развития выразительности чтения.


В раздел начальное образование