"Проблемно-диалогическая технология. Какова функция учебника в диалоге на уроке"?
методический материал
Автор: Идрисова Юлия Гатиятовна, учитель начальных классов, МОУ Краснооктябрьская СОШ, п.Ишалино Аргаяшский район Челябинская область
В раздел начальное образование
Проблемно-диалогическая технология. Какова функция учебника в
диалоге на уроке?
Проблемно-диалогическая технология
дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы
– это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения
– это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает «открытие» знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам лично. Таким образом, проблемно-диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. «Ты словечко, я словечко». Центральную часть технологии составляет описание проблемно-диалогических методов. Но ведь урок – это не только методы. Есть еще формы и средства обучения. Принято выделять групповую, парную и фронтальную формы. К средствам обучения обычно относят учебник, технические средства обучения (ТСО) и опорные сигналы. Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов, а также их взаимосвязь с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, или определяют выбор форм и средств». Рассмотрим урок русского языка во 2классе, на котором я использовала проблемно-диалогический метод.
Тема урока: Согласные звуки
Iэтап: Актуализация знаний и постановка проблемы. Этот этап имеет две основные задачи: 1) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы; 2) Создать для учащихся проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала. В отличие от традиционного урока учитель на этом этапе не только и не столько проверяет полученные на прошлом уроке знания, сколько предлагает ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой темы. I этап: Ребята, какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Гласные звуки) - Какие звуки называются гласными? Как определить гласные звуки? Назовите три признака гласных звуков.
-Ребята, а кроме гласных звуков какие еще звуки бывают в русском языке? (Согласные звуки). - Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? - Интересно, а чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? (Узнавать согласные звуки). - Да, мы должны научиться отличать согласный звук от гласного. - Итак, есть проблема, есть вопрос, на который мы должны ответить. (На доске появляется табличка): IIэтап: (посвящен совместному «открытию знаний». - Я буду вам показывать предметные картинки: шар, лопата, ваза, пила, вилка, жук и т.д. Медленно произнесите первый звук в каждом слове по очереди. (ллл, жжж,..) - Что вы заметили? Легко ли вам было произнести эти звуки? (Когда мы произносим согласный звук, то воздух встречает преграду: зубы, губы, язык). - Значит, согласный звук из чего состоит? (Из шума или из шума и голоса). - Чем же еще отличается согласный звук от гласного? (Он не образует слог) - Ребята, вы назвали три главных признака согласных звуков. Давайте повторим их по опорной таблице, которая у нас получилась на доске. После совместного «открытия» важнейших знаний на этом этапе важную роль играет работа с учебником. После обсуждения полученной версии решения проблемы, учитель просит проверить ее правильность с помощью чтения статьи учебника про себя. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний. После нахождения верного решения проблемы следует вновь обратить внимание на Гласный звук Согласный звук Гласный звук Согласный звук Воздух встречает преграду: губы, зубы, язык Воздух проходит свободно Из шума или из шума и голоса Из голоса Не образует слог Образует слог
сформулированный школьниками главный вопрос урока, чтобы убедиться в нахождении ответа на него. На этом этапе очень важно, чтобы учащиеся смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться. 3 этап: первичное закрепление (по учебнику). Выполняется устная работа (ученики в паре «собирают» слова, находят сходство и различие слов каждой группы, объясняют значение слов).
Четвертый этап урока
посвящен самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Следует стараться сделать его более продолжительным, так как именно на этом этапе ученики усваивают способы применения знаний. (Учащиеся вставляют в словах пропущенную букву и прочитывают предложения).
Последний этап урока
посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит довольно много времени. Учебник на различных этапах урока является важным средством обучения, умным «собеседником» в диалоге на уроке. Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. Она развивает интеллект и творческие способности. Она воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть ее могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов. Технология проблемного диалога – ключ к успеху в педагогической профессии. Осваивайте проблемный диалог. Это лучший способ выиграть свою профессиональную жизнь.
В раздел начальное образование