"Развитие речи на уроках литературного чтения"
Из опыта работы
Автор: Абдуллина Фарида Талгатовна, учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия№3", город Чистополь, Республика Татарстан
В раздел начальное образование
Из опыта работы по развитию речи детей на уроках литературного чтения
учителя начальных классов Абдуллиной Фариды Талгатовны
1
Содержание 1.Актуальность формирования детского словесного творчества___________3 2.Задачи и содержание формирования речевой деятельности по методике ТРИЗ_____________________________________________________________5 3.Развитие речевых умений с помощью методики ТРИЗ__________________7 4.Методика составления творческого рассказа _________________________8 5.Мой опыт работы________________________________________________10 6.Заключение_____________________________________________________11 2
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода и воспитания. Большие возможности словесного творчества детей способствуют занятия по развитию речи. Методика развития речи через серию игровых приемов позволит не только сформировать системное мышление, но и разовьёт воображение ребенка. Эти качества в сочетании с диалектным мышлением помогут раскрыть и творческий потенциал личности ребенка. Вся сложность развивающего обучения заключатся в том, что надо не объяснять, не рассказывать ребенку способ действия, правило, а так организовать его деятельность, чтобы он сам пришел к ним закономерно и неотвратимо. Главное достоинство развивающего обучения – это использование готовых знаний в качестве средства для развития интеллектуальных структур. Актуальность проблемы. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Перьевской, О.А.Ушаковой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом творческом рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание»- условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческий рассказов заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание – сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. 3
Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то стерни родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факта, внести, а них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество выражается в различных формах: сочинение рассказов, сказок, описаний, в сочинении загадок, небылиц, словотворчестве - создание новых слов. Для методики обучения творческому рассказыванию особенное значение имеет понимание особенности формирования художественного творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия « детское « творчество на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа: 1 этап - накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению окружающего мира. 2 этап - собственно детское творчества, когда возникает замысел, идет поиск художественных средств. 3этап-создание новой продукции. Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить ее. Здесь необходим анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Составляя творческий рассказ, ребенок должен придумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Для того чтобы составить рассказ необходимо владеть большим запасам слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно выразить мысль, выразительно передать замысел. Умение мыслить нестандартно надо воспитывать. Основы такого мышления следует закладывать уже у детей младшего школьного возраста. Формирование и развитие речевых умений и способностей у детей – это одно из самых центральных мест в современной 4
педагогике. Л.С.Выготский выделял две взаимосвязанные функции речи, которые лежат в основе развития высших функций человека. 1.Речь как средство обобщения: функция фиксирования знаний и организация мышления. 2.Речь как средство общения: коммуникация организация совместных действий. С целью развития у ребенка способностей педагогу необходимо научиться выражать свои чувства и переживания детям, а также рассказывать них и объяснять причины их возникновения. При этом следует следить за тем, чтобы негативнее чувства и переживания не передавались им в процессе взаимодействиями не «заражали» детей. Научить ребенка с помощью речи рассказывать о возможных чувствах, переживаниях, которые могут испытывать сказочные персонажи, а также указывать на их причины. В целях повышения эффективности интеллектуального развития школьников педагогам следует: при демонстрации совместного выполнения неоднократно рассказывать последовательность выполнения и основные характеристики таких действий. Предлагать ребенку включаться в такое действие и хвалить его за это. Создавать как можно больше ситуаций, где ребенку приходилось бы сначала выполнить действия в речевой форме и лишь затем в практической. В случае специально организованных занятий создавать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказывать друг другу и «проговаривать» действия. Оценивать ребенка не, сколько за результат действия, сколько за процесс правильного выполнения его отдельных элементов и их последовательности в речевых формах. Опираясь на теоретические и эмпирические данные, имеющиеся в педагогике, можно выделить несколько базовых умений и способностей, развитие которых будет обеспечивать более эффективное овладение им новыми знаниями и умениями, а также вооружить фундаментом для формирования множества других способностей. 5
Такие речевые способности представлены в таблице, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития пункций речи у младших школьников. Вместе с тем, любое из умений может иметь качественно различные уровни развития. Фонематические и грамматические умения Уровни развития способностей
Низкий
Средний
Высокий
Умение
дифференцировать
звуковой состав
слова
Выделяет и произносит отдельные звуки Выделает и произносит все звуки речи Свободно ориентируется в звуковом составе речи
Умение
согласовывать
слова
Имеются нарушения Свободно владеет простыми предложениями. Правильно и грамотно оставляет предложения.
Умение передавать
содержание
какого-либо
впечатления,
события, сказки
С опорой на дополнительные вопросы Самостоятельно, без подробностей Самостоятельно, последовательно, обстоятельно
Совместное
планирование
действий в
речевом общении
Ориентируется на планирование другого Элементарное совместное планирование Совместное планирование и распределение на несколько действий
Понимание
смысла сообщений
Умение пересказывать услышанное своим словами Умение пересказывать и выделять общий смысл сообщения Умение дать оценку услышанному, сделать и объяснить.
Коммуникативно-личностные функции речи
Умение
рассказывать о
Рассказывает путем ответов на Может самостоятельно Рассказывает подробно и 6
поведении другого
и объяснять его
вопросы. рассказать самостоятельно
Умение
рассказывать о
переживаниях
другого и
объяснить их
Рассказываем путем ответа на вопросы Может самостоятельно рассказать Рассказывает подробно и самостоятельно
Умение
рассказывать о
своем поведении,
переживаниях,
объяснять их
причины
Рассказывает путем ответа на вопросы Может самостоятельно рассказать Рассказывает подробно и самостоятельно Задачи на формирование речевой деятельности по методике ТРИЗ ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В 1945 году Г.С.Альтщуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое решение от обычного. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системелогических операций. Нестандартные принципы ТРИЗ: Полный анализ (вещество поле) 2.ОпераиорРВС (размер+время+скорость) 3.Метод противоречия ;.Маленьких человечков (ММЧ) Главная привлекательность ТРИЗ заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска, решения, а основное внимание уделяется осознанны-с операциям мышления. Основой творческого мышления является воображение. Упражнения по созданию образов, рассказов, метафор предлагают работу наиболее творческим материалом - языком. 7
Развитие речевых умений по методике ТРИЗ. Особую роль играет самостоятельное словесное творчество детей. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает готовые знания, не раскрывает истину, он учит её находить. Если ребенок задает вопрос, не надо давать ответ, а переспросить его, как он об этом думает. Пригласить его к рассуждению. Наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если ребенок не задает вопрос, тогда педагог указывает на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в противоречие, которому нужно найти ответ. Например, при рассматривании картины «Лес» давая детям знания о свойствах дерева, учитель может начать с вопроса: «Что было бы, сам не было деревьев?» Дети предлагают варианты рассуждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов. Учитель задает следующий вопрос: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Чем дерево неудобно?». Значит, каждое занятие с детьми – это цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем полезен? Чем плох? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Важный этап - тайна двойного или выявление противоречий в объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого. Для этого существует целая система сказочных задач. Например: «Как можно перенести воду в решете?» Учитель формулирует противоречие, но этого по логике сделать нельзя, значит надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить агрегатное состояние вещества-воды. Значит самый разумный - заморозить воду, превратить в лед. А при беседе рассуждении строится следующим образом. Солнце - это хорошо, потому что греет, светит, радует. Но солнце это и плохо - потому, что жжет, испепеляет. Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте, значит научить его основам ТРИЗ. 8
Прием символический аналогии. Она включает в себя словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. Например: читая детям сказку, предлагают «записать» её так, как записал бы её древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть на них не похожие. Например, вот какую сказку сочинил ребенок «Жил-был король. У него была дочь - принцесса Яна. Однажды, когда принцесса гуляла в саду, ее похитил дракон. Он хотел на ней жениться, но принцесса была против. Принцессу Яну решил спасти принц Шрек. Он преодолел множество препятствий, которые приготовил ему злой дракон. Но принц применил храбрость, победил дракона. И дракон растаял. Принц привез принцессу в королевство короля. Там они поженились и жили долго и счастливо. Словесная символика позволяет кратко передавать содержание или смысл. Например На горке-Ах! Ух-ты! Ох! А-я-я-яй! Бух! Ох! Всё! Можно передавая содержание обозначить символическими, а не реальными словами. Например: Финяня. Финяня фил за фифками в маленьком топике. Рядом тявки малюсенькие и ибочки. Кап-капкапустник. Финяфа целый день яколась, что у нее емаяемкая крыша из ибочки. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Так примером может служить рассказ Л.А.Пеньковской « Как Миша потерял варежку» Учитель задает вопросы «Как это произошло? Кто ему мог помочь?» Если рассказы составляются однообразно, то учитель может предложить разные варианты - зацепилась за куст, утащил щенок ит.д. Обязательное условие не повторять сюжет товарища. 9
Придумывание рассказа по плану. Этот вид творческого рассказывания требует большей самостоятельности, так как план имеет лишь последовательность. Например, Придумывание сказки «Приключения Ёжика», учитель дает план «Сначала расскажите, как Ёжик собрался на прогулку, что интересного увидел по дороге в лес, что с ним произошло» Придумывание рассказа по теме (без плана) Здесь важно придумать интересную тему, чтобы формулировка темы настраивала детей на сочинение. Например: «Сказочный сон расчески», «Как лягушонок попал в магазин игрушек» ит.д. Решение сказочных задач Например: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», просила Аленушка братца» Не пей, козленочком станешь». Не послушался Иванушка. Задача: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не трал?» Варианты: «Сделать след своей ногой и из него напиться, поискать ручеек» и т.д. Прием словесной аналогии. Аналогии по функции. Например «кресло» Кресло - на нем сидят. Такую же функцию может выполнять камень, пень, поваленное дерево, ступенька. У кресла есть спинка – спинка есть у стула, кота, человека т.д. Прием «перевирание сказки». Обещая детям рассказать сказку, учитель искажает события, заменяет героев, т.е. все путает, а дети справляют ошибки. Пример « Что было бы, если…», не что иное, как гипотеза, Которая подобна сети. Забрось её, рано или поздно, что нибудь да выловишь. Техника « фантастическая гипотеза» проста. Берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. «Что было бы, если бы»…замер ветер, исчезли хорошие слова, ожили книжки и т.п. Прием «Старые игры» предполагает составление ответов на группу вопросов, но каждый ответ составлен автономно. Поэтому, когда соединяются ответы, получаются фантастические истории. Вопросы: Кто 10
был? Где находится? Что делал? Что сказал? Что сказали люди? Чем закончилась история? Чтобы истории были более замечательными, дополнительно вводится описание объекта, места действия и т. д. Сказка «наизнанку» - это прием с волшебным «Наобороткиным», так как предполагает, что характеры героев меняются на противоположные. Волк – добрый, поросята - авантюристы, медведи – милые, застенчивые звери, а Маша - агрессивная, заносчивая девочка и т.д. «Салат из сказок «- это встреча в одной сказке наших знакомых, героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из тех героев, события, волшебство и т.д. "Жил - был папа Карло, ее был очень одинок, так как у него не было детей. Не проснувшись однажды, он обнаружит в опавшем листочке розы маленькую девочку Еще один интересный вариант, который получил название «Сказка- капелька». Он состоит в следующем: детям предлагаются хорошо известная сказка, затем создается её общая схема и по схеме сочиняется новая сказка, похожая на первую по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями. Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, дающее толчок к развитию самостоятельного сюжета. Так, например, может быть использована в качестве основы известная детям сказка «Хвосты», в которой животные решили поменять свои хвосты, совершенно забыв о своем образе жизни. После напоминания детям содержания сказки им задается вопрос: «А что еще могут захотеть поменять звери вместо хвостов?» Дети находят разные варианты-ноги, домики, еду и т. д. Такое обсуждение, как правило, вызывает большой интерес. Дети предлагают новых героев, фантазируют, что получится, когда звери поменяются домиками, будут угощать друг друга своей едой и т.д. Схема сказки «Хвосты», взятая за основу, задает логику сюжета, но дети создают новые и вполне оригинальные идеи - сказки. Решение творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства представления о мире 11
различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Развитие фантазии у ребенка зависит от сформированности мышления и речи, от практического опыта ребенка сформированности представлений о предметах. С появлением ТРИЗ и приходом её в педагогику стало возможным целенаправленное обучение творческому мышлению. Опыт моей работы по данной теме небольшой. Я только в начале пути, но, несмотря на это сделано немало. Я убедился, что программа ТРИЗ развивает фантазию детей, учит системно мыслить, устанавливать взаимосвязь между предметами быть более уверенными в своих силах и возможностях. И мой опыт показал, что использование приемов и методов ТРИЗ дети справлялись с поставленными перед ними задачами. В начале изучения этой темы, состояние речи у детей было на различном уровне. Следуя методике показателям по таблице – у 6детей(24%) высокий уровень развития речи, у 9детей(36%)средний уровень, у5(20%) низкий уровень развития речи, т. е. этим детям тяжело излагать свои мысли, свое мнение, проводить примеры, высказываться логично, связно, не по силам придумывать сказки. Для того чтобы устранить недостатки в речи, я планировал различные занятия с использованием методов и приемов ТРИЗ. Занятия проводил в игровой форме, используя приемы ТРИЗ для развития творческих способностей: мозговой штурм, метод фокальных объектов и эмпатии, методику моделирования маленькими человечками. Важнейшим этапом речевого развития для меня являлось усвоение грамматической системы языка: это было составление простых распространенных предложений; критическое отношение к грамматическим ошибкам; умение контролировать свою речь, составлять связные рассказы, увеличение лексического запаса разными частями речи, словами, сходными по значению синонимами и протипороложными - антонимами. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ, я реализовывал главное кредо тризовцев «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но 12
надо его научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». Большую работу проводил с родителями, давал советы, рекомендации. О том, как необходимо заниматься с ребенком, объяснял, что главная задача состоит в том, чтобы не сообщать ребенку информацию, а создавать условия для его собственных наблюдений и размышлений. Просил родителей интересоваться у детей, чем они занимались в течение занятия, в домашних условиях больше читать сказки, художественны произведения и просить детей придумывать интересные и смешные сказки с необычайным концом. После проведенной работы (в течение 8 месяцев) была проведена диагностика. Дети с низким уровнем развития речи подтянулись к средней, из стало12(48%).Количество с высоким уровнем развития речи увеличилось на 1(4%).Но главное даже не это, а то, что дети стали активнее вступать в диалог друг с другом, научились слушать и слышать друг друга, высказывания стали более логичными, связными, лучше стали сочинять описательные рассказы, получать радость творчества. Литература 1.ВыготскийЛ.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.1967г. 2.Ветлугина Н.А.Основные проблемы художественного творчества детей. М.2003г. 13
3.СоломатовЮ.П. Как стать изобретателем. М.Просвещение.1999г. 4.Альтшуллер Г.С.Алгоритм изобретения. М.2008г. 14
Содержание 1.Актуальность формирования детского словесного творчества___________3 2.Задачи и содержание формирования речевой деятельности по методике ТРИЗ_____________________________________________________________5 3.Развитие речевых умений с помощью методики ТРИЗ__________________7 4.Методика составления творческого рассказа _________________________8 5.Мой опыт работы________________________________________________10 6.Заключение_____________________________________________________11 2
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода и воспитания. Большие возможности словесного творчества детей способствуют занятия по развитию речи. Методика развития речи через серию игровых приемов позволит не только сформировать системное мышление, но и разовьёт воображение ребенка. Эти качества в сочетании с диалектным мышлением помогут раскрыть и творческий потенциал личности ребенка. Вся сложность развивающего обучения заключатся в том, что надо не объяснять, не рассказывать ребенку способ действия, правило, а так организовать его деятельность, чтобы он сам пришел к ним закономерно и неотвратимо. Главное достоинство развивающего обучения – это использование готовых знаний в качестве средства для развития интеллектуальных структур. Актуальность проблемы. Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Перьевской, О.А.Ушаковой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом творческом рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание»- условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческий рассказов заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание – сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. 3
Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то стерни родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факта, внести, а них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество выражается в различных формах: сочинение рассказов, сказок, описаний, в сочинении загадок, небылиц, словотворчестве - создание новых слов. Для методики обучения творческому рассказыванию особенное значение имеет понимание особенности формирования художественного творчества и роли педагога в этом процессе. Н.А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия « детское « творчество на деятельность ребенка, ограничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа: 1 этап - накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению окружающего мира. 2 этап - собственно детское творчества, когда возникает замысел, идет поиск художественных средств. 3этап-создание новой продукции. Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить ее. Здесь необходим анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Составляя творческий рассказ, ребенок должен придумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Для того чтобы составить рассказ необходимо владеть большим запасам слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно выразить мысль, выразительно передать замысел. Умение мыслить нестандартно надо воспитывать. Основы такого мышления следует закладывать уже у детей младшего школьного возраста. Формирование и развитие речевых умений и способностей у детей – это одно из самых центральных мест в современной 4
педагогике. Л.С.Выготский выделял две взаимосвязанные функции речи, которые лежат в основе развития высших функций человека. 1.Речь как средство обобщения: функция фиксирования знаний и организация мышления. 2.Речь как средство общения: коммуникация организация совместных действий. С целью развития у ребенка способностей педагогу необходимо научиться выражать свои чувства и переживания детям, а также рассказывать них и объяснять причины их возникновения. При этом следует следить за тем, чтобы негативнее чувства и переживания не передавались им в процессе взаимодействиями не «заражали» детей. Научить ребенка с помощью речи рассказывать о возможных чувствах, переживаниях, которые могут испытывать сказочные персонажи, а также указывать на их причины. В целях повышения эффективности интеллектуального развития школьников педагогам следует: при демонстрации совместного выполнения неоднократно рассказывать последовательность выполнения и основные характеристики таких действий. Предлагать ребенку включаться в такое действие и хвалить его за это. Создавать как можно больше ситуаций, где ребенку приходилось бы сначала выполнить действия в речевой форме и лишь затем в практической. В случае специально организованных занятий создавать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказывать друг другу и «проговаривать» действия. Оценивать ребенка не, сколько за результат действия, сколько за процесс правильного выполнения его отдельных элементов и их последовательности в речевых формах. Опираясь на теоретические и эмпирические данные, имеющиеся в педагогике, можно выделить несколько базовых умений и способностей, развитие которых будет обеспечивать более эффективное овладение им новыми знаниями и умениями, а также вооружить фундаментом для формирования множества других способностей. 5
Такие речевые способности представлены в таблице, которая может служить достаточно эффективным средством анализа развития пункций речи у младших школьников. Вместе с тем, любое из умений может иметь качественно различные уровни развития. Фонематические и грамматические умения Уровни развития способностей
Низкий
Средний
Высокий
Умение
дифференцировать
звуковой состав
слова
Выделяет и произносит отдельные звуки Выделает и произносит все звуки речи Свободно ориентируется в звуковом составе речи
Умение
согласовывать
слова
Имеются нарушения Свободно владеет простыми предложениями. Правильно и грамотно оставляет предложения.
Умение передавать
содержание
какого-либо
впечатления,
события, сказки
С опорой на дополнительные вопросы Самостоятельно, без подробностей Самостоятельно, последовательно, обстоятельно
Совместное
планирование
действий в
речевом общении
Ориентируется на планирование другого Элементарное совместное планирование Совместное планирование и распределение на несколько действий
Понимание
смысла сообщений
Умение пересказывать услышанное своим словами Умение пересказывать и выделять общий смысл сообщения Умение дать оценку услышанному, сделать и объяснить.
Коммуникативно-личностные функции речи
Умение
рассказывать о
Рассказывает путем ответов на Может самостоятельно Рассказывает подробно и 6
поведении другого
и объяснять его
вопросы. рассказать самостоятельно
Умение
рассказывать о
переживаниях
другого и
объяснить их
Рассказываем путем ответа на вопросы Может самостоятельно рассказать Рассказывает подробно и самостоятельно
Умение
рассказывать о
своем поведении,
переживаниях,
объяснять их
причины
Рассказывает путем ответа на вопросы Может самостоятельно рассказать Рассказывает подробно и самостоятельно Задачи на формирование речевой деятельности по методике ТРИЗ ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В 1945 году Г.С.Альтщуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое решение от обычного. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системелогических операций. Нестандартные принципы ТРИЗ: Полный анализ (вещество поле) 2.ОпераиорРВС (размер+время+скорость) 3.Метод противоречия ;.Маленьких человечков (ММЧ) Главная привлекательность ТРИЗ заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска, решения, а основное внимание уделяется осознанны-с операциям мышления. Основой творческого мышления является воображение. Упражнения по созданию образов, рассказов, метафор предлагают работу наиболее творческим материалом - языком. 7
Развитие речевых умений по методике ТРИЗ. Особую роль играет самостоятельное словесное творчество детей. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает готовые знания, не раскрывает истину, он учит её находить. Если ребенок задает вопрос, не надо давать ответ, а переспросить его, как он об этом думает. Пригласить его к рассуждению. Наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если ребенок не задает вопрос, тогда педагог указывает на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в противоречие, которому нужно найти ответ. Например, при рассматривании картины «Лес» давая детям знания о свойствах дерева, учитель может начать с вопроса: «Что было бы, сам не было деревьев?» Дети предлагают варианты рассуждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов. Учитель задает следующий вопрос: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Чем дерево неудобно?». Значит, каждое занятие с детьми – это цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем полезен? Чем плох? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Важный этап - тайна двойного или выявление противоречий в объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого. Для этого существует целая система сказочных задач. Например: «Как можно перенести воду в решете?» Учитель формулирует противоречие, но этого по логике сделать нельзя, значит надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить агрегатное состояние вещества-воды. Значит самый разумный - заморозить воду, превратить в лед. А при беседе рассуждении строится следующим образом. Солнце - это хорошо, потому что греет, светит, радует. Но солнце это и плохо - потому, что жжет, испепеляет. Научить детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте, значит научить его основам ТРИЗ. 8
Прием символический аналогии. Она включает в себя словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. Например: читая детям сказку, предлагают «записать» её так, как записал бы её древний человек, который не знал букв. Начинать надо с незнакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст. Новые сказки могут составляться по аналогии со знакомыми, могут быть на них не похожие. Например, вот какую сказку сочинил ребенок «Жил-был король. У него была дочь - принцесса Яна. Однажды, когда принцесса гуляла в саду, ее похитил дракон. Он хотел на ней жениться, но принцесса была против. Принцессу Яну решил спасти принц Шрек. Он преодолел множество препятствий, которые приготовил ему злой дракон. Но принц применил храбрость, победил дракона. И дракон растаял. Принц привез принцессу в королевство короля. Там они поженились и жили долго и счастливо. Словесная символика позволяет кратко передавать содержание или смысл. Например На горке-Ах! Ух-ты! Ох! А-я-я-яй! Бух! Ох! Всё! Можно передавая содержание обозначить символическими, а не реальными словами. Например: Финяня. Финяня фил за фифками в маленьком топике. Рядом тявки малюсенькие и ибочки. Кап-капкапустник. Финяфа целый день яколась, что у нее емаяемкая крыша из ибочки. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Так примером может служить рассказ Л.А.Пеньковской « Как Миша потерял варежку» Учитель задает вопросы «Как это произошло? Кто ему мог помочь?» Если рассказы составляются однообразно, то учитель может предложить разные варианты - зацепилась за куст, утащил щенок ит.д. Обязательное условие не повторять сюжет товарища. 9
Придумывание рассказа по плану. Этот вид творческого рассказывания требует большей самостоятельности, так как план имеет лишь последовательность. Например, Придумывание сказки «Приключения Ёжика», учитель дает план «Сначала расскажите, как Ёжик собрался на прогулку, что интересного увидел по дороге в лес, что с ним произошло» Придумывание рассказа по теме (без плана) Здесь важно придумать интересную тему, чтобы формулировка темы настраивала детей на сочинение. Например: «Сказочный сон расчески», «Как лягушонок попал в магазин игрушек» ит.д. Решение сказочных задач Например: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», просила Аленушка братца» Не пей, козленочком станешь». Не послушался Иванушка. Задача: «Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но козленочком не трал?» Варианты: «Сделать след своей ногой и из него напиться, поискать ручеек» и т.д. Прием словесной аналогии. Аналогии по функции. Например «кресло» Кресло - на нем сидят. Такую же функцию может выполнять камень, пень, поваленное дерево, ступенька. У кресла есть спинка – спинка есть у стула, кота, человека т.д. Прием «перевирание сказки». Обещая детям рассказать сказку, учитель искажает события, заменяет героев, т.е. все путает, а дети справляют ошибки. Пример « Что было бы, если…», не что иное, как гипотеза, Которая подобна сети. Забрось её, рано или поздно, что нибудь да выловишь. Техника « фантастическая гипотеза» проста. Берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. «Что было бы, если бы»…замер ветер, исчезли хорошие слова, ожили книжки и т.п. Прием «Старые игры» предполагает составление ответов на группу вопросов, но каждый ответ составлен автономно. Поэтому, когда соединяются ответы, получаются фантастические истории. Вопросы: Кто 10
был? Где находится? Что делал? Что сказал? Что сказали люди? Чем закончилась история? Чтобы истории были более замечательными, дополнительно вводится описание объекта, места действия и т. д. Сказка «наизнанку» - это прием с волшебным «Наобороткиным», так как предполагает, что характеры героев меняются на противоположные. Волк – добрый, поросята - авантюристы, медведи – милые, застенчивые звери, а Маша - агрессивная, заносчивая девочка и т.д. «Салат из сказок «- это встреча в одной сказке наших знакомых, героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из тех героев, события, волшебство и т.д. "Жил - был папа Карло, ее был очень одинок, так как у него не было детей. Не проснувшись однажды, он обнаружит в опавшем листочке розы маленькую девочку Еще один интересный вариант, который получил название «Сказка- капелька». Он состоит в следующем: детям предлагаются хорошо известная сказка, затем создается её общая схема и по схеме сочиняется новая сказка, похожая на первую по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями. Это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, дающее толчок к развитию самостоятельного сюжета. Так, например, может быть использована в качестве основы известная детям сказка «Хвосты», в которой животные решили поменять свои хвосты, совершенно забыв о своем образе жизни. После напоминания детям содержания сказки им задается вопрос: «А что еще могут захотеть поменять звери вместо хвостов?» Дети находят разные варианты-ноги, домики, еду и т. д. Такое обсуждение, как правило, вызывает большой интерес. Дети предлагают новых героев, фантазируют, что получится, когда звери поменяются домиками, будут угощать друг друга своей едой и т.д. Схема сказки «Хвосты», взятая за основу, задает логику сюжета, но дети создают новые и вполне оригинальные идеи - сказки. Решение творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства представления о мире 11
различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Развитие фантазии у ребенка зависит от сформированности мышления и речи, от практического опыта ребенка сформированности представлений о предметах. С появлением ТРИЗ и приходом её в педагогику стало возможным целенаправленное обучение творческому мышлению. Опыт моей работы по данной теме небольшой. Я только в начале пути, но, несмотря на это сделано немало. Я убедился, что программа ТРИЗ развивает фантазию детей, учит системно мыслить, устанавливать взаимосвязь между предметами быть более уверенными в своих силах и возможностях. И мой опыт показал, что использование приемов и методов ТРИЗ дети справлялись с поставленными перед ними задачами. В начале изучения этой темы, состояние речи у детей было на различном уровне. Следуя методике показателям по таблице – у 6детей(24%) высокий уровень развития речи, у 9детей(36%)средний уровень, у5(20%) низкий уровень развития речи, т. е. этим детям тяжело излагать свои мысли, свое мнение, проводить примеры, высказываться логично, связно, не по силам придумывать сказки. Для того чтобы устранить недостатки в речи, я планировал различные занятия с использованием методов и приемов ТРИЗ. Занятия проводил в игровой форме, используя приемы ТРИЗ для развития творческих способностей: мозговой штурм, метод фокальных объектов и эмпатии, методику моделирования маленькими человечками. Важнейшим этапом речевого развития для меня являлось усвоение грамматической системы языка: это было составление простых распространенных предложений; критическое отношение к грамматическим ошибкам; умение контролировать свою речь, составлять связные рассказы, увеличение лексического запаса разными частями речи, словами, сходными по значению синонимами и протипороложными - антонимами. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ, я реализовывал главное кредо тризовцев «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но 12
надо его научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». Большую работу проводил с родителями, давал советы, рекомендации. О том, как необходимо заниматься с ребенком, объяснял, что главная задача состоит в том, чтобы не сообщать ребенку информацию, а создавать условия для его собственных наблюдений и размышлений. Просил родителей интересоваться у детей, чем они занимались в течение занятия, в домашних условиях больше читать сказки, художественны произведения и просить детей придумывать интересные и смешные сказки с необычайным концом. После проведенной работы (в течение 8 месяцев) была проведена диагностика. Дети с низким уровнем развития речи подтянулись к средней, из стало12(48%).Количество с высоким уровнем развития речи увеличилось на 1(4%).Но главное даже не это, а то, что дети стали активнее вступать в диалог друг с другом, научились слушать и слышать друг друга, высказывания стали более логичными, связными, лучше стали сочинять описательные рассказы, получать радость творчества. Литература 1.ВыготскийЛ.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.1967г. 2.Ветлугина Н.А.Основные проблемы художественного творчества детей. М.2003г. 13
3.СоломатовЮ.П. Как стать изобретателем. М.Просвещение.1999г. 4.Альтшуллер Г.С.Алгоритм изобретения. М.2008г. 14
В раздел начальное образование