Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Библиоурок "Книга - спутник жизни"

Методическая разработка

Автор: Орехова Ирина Викторовна, учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Новокасторенская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области, п. Новокасторное



В раздел начальное образование




Книжкина неделя

«Книга для ума, что

тёплый дождик для

всходов зерна»

(библиоурок)

Цели:
Обратить внимание учащихся на их отношение к книгам. Настраивать на вдумчивое внимательное чтение, перечитывание любимых книг. Дать установку на изучение, систематизацию своей домашней библиотеке. Воспитывать любовь к книге, умение ценить книгу как произведение искусства, потребность в чтении.
Оборудование:
Выставки книг: различные по размеру; энциклопедий и словарей; книги, прочитанные детьми о ВОв. Пословицы о книгах (некоторые записаны на доске, некоторые - в ларце пословиц). Цитаты Фрэнсиса Бэкона, Льва Кассиля, Цицерона о книге.
Подготовила: Орехова И. В., учитель начальных классов

Шелест книжных страниц Нам сопутствует в жизни повсюду - От бурлящих столиц До посёлка у тихой запруды, От горячих низин До просторов Полярного круга, От кудрей до седин, Книга - нет у нас лучшего друга. Мы находим твой след Даже там, где его и не ищем. Ты, как солнечный свет, Проникаешь в любое жилище. В. Инбер - Сегодня мы будем говорить о нашем друге - книге, а книга, как известно, - источник знаний. Известный английский философ и писатель Френсис Бэкон написал замечательные слова о книге: "Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению". - Как вы их понимаете? - В книгах содержатся важные мысли, идеи, опыт предыдущих поколений, таким образом, мы можем воспользоваться всеми этими знаниями, которые накоплены человечеством. Наверное, без "кораблей мысли" невозможны были бы развитие человечества, технический прогресс.
ученик 1:
Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего!
ученик 2:
Книга нам про всё расскажет, Книга нам про всё покажет: Почему садится солнце, Где прибой о берег бьётся, Где тепло, А где мороз листья все смахнул с берёз. Если книгу прочитаешь, Знаний множество получишь, Лучше Родину узнаешь И сильней её полюбишь. - Великий русский писатель Максим Горький писал: "Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное... Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом".
ученик 3:
Сколько звёзд в небесах, Сколько цвету в лесах, Сколько капель в реке -
Столько книг на земле! Есть - с ладошку одни, Есть большие тома. Проживают они Вместе с нами в домах. /Учитель показывает книги разные по формату/ - А какие книги вы прочитали в последнее время? /Дети выходят с прочитанной книгой;кратко рассказывают её содержание, закончив рассказ на самом интересном месте; оставляют книгу на выставке - все книги о ВОв/
ученик 4:
Моя основа, азбуки азы, Средь нежности, и мудрости, и грусти, Мой коренной, непостижимый, русский - Души моей, судьбы моей язык.
ученик 5:
Припав к тебе, я набирался сил, Как были трудны первые уроки, Когда я в тишине произносил - Всегда впервые! - пушкинские строки.
ученик 4:
Сквозь свет и сумрак пробивался слог Таинственный, упрямый, дерзновенный - Так начинался звёздный диалог Между душой мятежной и вселенной.
ученик 5:
Была война, и в бой вели слова, Израненные шли в атаку снова... О, Родина, немеркнущее слово!... О, неразрывность нашего родства!...
ученик 4:
Друг новизны, враг всех канонов узких, Пронизанный озонами грозы, Мой чеховский, мой пушкинский, мой русский, Души моей, судьбы моей язык! Яков Белинский. Русский язык. - В мире существует великое множество языков, наречий, диалектов. Английский, немецкий, французский, украинский, азербайджанский, белорусский, армянский... Для нас с вами родной язык - это русский, но среди вас есть ученики , для которых русский язык является иностранным. Но все живущие в России, говорят на русском языке. И книги мы с вами читаем на русском языке. О русском языке писали поэты многих национальностей. Послушайте стихотворение украинского поэта Ростислава Братунь.

ученик 6:
Я с детских лет язык России По сказкам Пушкина учил. Он свет мечты неугасимой Навек мне в сердце поселил. Львов утопал в осенней ночи, И дождь, и снег, и мрак густой... Мне виделись Татьяны очи, Полтавы полдень золотой... Олег дружинников сзывает, В бой Пугачёв ведет людей, Волшебной сказкой озаряет Мне детство Пушкин -чародей. А "буря мглою небо кроет...", Но солнце - верилось - взойдет... День брезжит новою зарёю - К нам Русь на выручку идёт! Та книга до сих пор со мною, Меня отец учил по ней Любить Россию всей душою, Её язык, её людей. - "Кто много читает, тот много знает", - гласит русская пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о её людях, о том, что нас окружает. Они учат нас правде, мужеству, милосердию, состраданию, любви. Мы читаем книги, чтобы стать грамотными людьми. Они помогают нам выбрать профессию, когда мы станем взрослыми.
ученик 7:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! - А какие книги написаны для любознательных детей?/Энциклопедии, справочники, словари, серии "Всё обо всём","Я познаю мир" и другие/ /Выставка энциклопедий, справочников, словарей/ - Оглянитесь вокруг! В окно видно и землю и небо. За дверями протянулась дорога. Тикают часы. Бьётся твоё сердце. Обо всё хочется узнать. А возможно ли это? Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, находятся в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере в одну книгу, книгу-справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: "Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогают ему знать всё". С тех пор прошло много-много времени. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий, адресованных взрослым. А как же дети? Впервые энциклопедию для любознательных детей придумал Лев Кассиль. Она называлась "Что такое? Кто такой?" и вышла в свет в 1969 году. Затем появилось второе издание и третье, каждый раз с новыми сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: "Ставьте вопросы, как паруса,
и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний". Всего в трёх томах более тысячи ответов на тысячи вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов. Посмотрите на нашу выставку, где представлена только малая часть справочной литературы для детей. /Учитель достаёт ларец с пословицами/ - В русском языке очень много пословиц. Пословицы советуют, предупреждают, поучают, наставляют. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц и о книгах. Давайте их вспомним...
ученик 1:
Пока книга сделается книгой, Огромный путь она пройти должна. И сколько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она.
ученик 2:
Пока бумагу сделают, ребята, Приложится большой, тяжёлый труд. Писатель на бумаге пишет книгу, Потом её в редакцию несут.
ученик 1:
За книгой - столько дней рабочих, Ночей бессонных, помыслов живых... Писателям я очень благодарен, За труд упорный уважаю их.
ученик 2:
Вот рукопись готова. И редактор Прочтёт её, потом отдаст в печать... За каждое словечко в этой книге Перед народом нужно отвечать!
ученик 1:
Проворная печатная машина И день, и ночь печатает листы... Но ведь листы - они ещё не книга, Её такой читать не станешь ты.
ученик 2:
Её подклеить нужно и обрезать, В хороший переплёт переплести, Упаковать, на поезде отправить И по всей стране их развезти.
ученик 1:
Запомни: Трудились твой отец и мать,
Тебе бы надо уважать Труды их их заботы, Беречь и книжку, и тетрадь, Не мять, не пачкать, не трепать Страницы, переплёты. - Теперь вы знаете, что над книгой трудятся сотни людей. Каждая книга - результат большого коллективного труда и этот труд надо уважать и беречь. Книги расскажут нам о Родине, о труде, о дружбе. Они помогают овладеть богатствами науки, техники, культуры. Книги обогащают наш ум. Народная мудрость гласит: "Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает" . А много знает всегда тот, кто много читает! Давайте же не будем отступать от народной мудрости...
Книга - мост в мир знаний.

Золото добывают из земли, а знания - из книги.

Из глубины моря достают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.

Знание - дороже денег, острее меча, страшнее пушки.

Кто много читает, тот много знает.

ученик 3:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересней бывает досуг, Мы время отлично проводим вдвоём. И наш разговор потихоньку ведём. Я слышу тебя, я иду за тобой. Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
ученик 4:
С тобою дорога моя далека - В любую страну и в любые века. Ты мне отвечаешь на каждый вопрос: Как Пешков Алёша учился и рос, Какие он первые книжки читал, Что в жизни он видел, Как Горьким он стал.
ученик 5:
Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов и смешных чудаков, Про тайны земли и движенья планет... С тобой ничего непонятного нет, Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить.
ученик 3:
Тобой дорожу я, тебя берегу. Без книги хорошей я жить не могу! - Сейчас вы услышите речь героя-невидимки. Ваша задача - угадать: кто он, из какого произведения и кто написал это произведение.
героиня 1:

Добрый день! Я так торопилась к вам, что не успела привести в порядок своё платье. Видите, оно кое-где порвано, помято, а пятен-то сколько... Но всё это не потому, что я неряха. Просто мне некогда было о нем подумать. Вот эти оборки порвались, когда я в зверинце залезла на дерево. А эти - когда мы бежали в полной темноте, раздвигая кусты, к дворцовой кондитерской. А все пятна я получила уже в кондитерской кухне, когда мы искали заветную кастрюлю. Ух, что там творилось: мы опрокидывали банки, тарелки, блюда, и всё это летело со звоном и громом. Всюду была рассыпана мука. И вдруг я нашла её - кастрюлю без дна! Правда ради этого не стоило жалеть платье? Вы меня в таком виде узнали?
героиня 2:
С моим названным братом случилась беда. И, чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. Это было очень трудно и опасно. Многих я повстречала на своём пути, многие мне помогли, но спасти брата могла только я. Один мой друг просил за меня мудрую женщину: "Не можешь ли ты дать девочке что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех?" И женщина ответила: "Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она прошла босая полсвета! Если она сама не сможет помочь брату, то мы уж и подавно не сможем." Скажите, как меня зовут?
герой 3:
Прежде всего, прошу вас: не выдавайте меня. Я удрал от вдовы. Вдова добрая, обращается со мной хорошо, но не вынести мне этих порядков! Изволь каждое утро вставать в один и тот же час: хочешь, не хочешь, ступай умываться; потом тебе зверски царапают голову гребнем. Потом иди в церковь, сиди там и хлопай ушами - даже мух там ловить нельзя, даже табаку там нельзя пожевать. И всё воскресенье носи башмаки, а снимать их не смей. Вдова не позволяет курить, не позволяет кричать, нельзя зевать и потягиваться, нельзя чесаться... Я не мог не удрать от неё. Я так хорошо устроился в пустых бочках за покинутой бойней. Мой друг говорит, что устроит посвящение и мы поклянёмся стоять друг за друга, и не выдавать секретов шайки. А клятву мы будем приносить в полночь на гробу и расписываться кровью. Вы узнали меня? - Человек любящий читать - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Эти друзья - книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, заставляя нас совершенствоваться. Огромный мир заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. У каждого из вас дома непременно должна быть домашняя библиотечка: это могут быть всего несколько книг, или целая полка, или даже шкаф. Помните: комната без книги подобна телу без души - так говорил ещё Цицерон, римский император. Читайте, учитесь, развивайтесь, совершенствуйтесь! В этом вам поможет ваш друг - книга. А наша школьная библиотека всегда открыта для вас, ребята. Книга -учитель, Книга -наставник, Книга - бесценный товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук. В. Боков
Викторина: История книжного дела

-Когда и почему возник термин "красная строка"? /Древние книги писались от руки, украшались золотом и серебром, драгоценными камнями. Каждая новая глава в книге начиналась с очень красивой узорчатой буквы, часто красного цвета. Отсюда пошло название "красная строка"./ - Во ll веке до н. э. царь Евлин ll изобрёл писчий материал, который делали из кожи животных: овец, телят, козлят. Как называется этот материал? /Пергамент/ - Кто изобрёл книгопечатание? /Иоганн Гуттенберг/ - Какой материал использовали для письма древние русичи? /Бересту/ - Какая страна является родиной бумаги? /Китай/ - Как называется первая книга, отпечатанная русским мастером печати? /Апостол/ - Назовите имя русского первопечатника. /Иван Фёдоров/ - Что означает слово "библиотека"? /Хранилище книг/ -Почему название профессии "библиотекарь" произносится и пишется в мужском роде? /С древнейших времён профессия считалась мужской/


В раздел начальное образование