"Однокоренные слова"
конспект урока
Автор: Абросимова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 250, город Санкт-Петербург
В раздел начальное образование
Урок: русский язык.
Класс: 2
Составитель: Абросимова Е.М.
Тема: однокоренные слова.
Цель урока:
закрепить умение
находить в родственных словах
общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова,
распознавать однокоренные слова по двум правилам.
Задачи урока:
обобщить знания учащихся о признаках однокоренных слов; развивать умение анализировать, сравнивать, группировать; воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
Ожидаемые (или планируемые) результаты учащихся
1
:
1. Личностные: • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 2. Метапредметные: • формировать умение сохранять учебную задачу; • учить соблюдению правил в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • развивать логические действия сравнения и обобщения; 3. Предметные: • формировать умение находить однокоренные слова; • выделять корень слова; • знают понятие однокоренные (родственные) слова и о единообразном написании корня слова;
Средства проведения мероприятия
2
: компьютер, интерактивная
доска, бумажные ромашки.
Организационные формы мероприятия
3
:
• фронтальная; • индивидуальная; • групповая. 1 2 3
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на продуктивную работу на уроке.
2. Минутка чистописания.
- Сегодня мы прорабатываем соединения букв. (- ол, - он, - ор, - ло, - оло, - оро). Прописывают каждый элемент за учителем.
3. Актуализация знаний.
1).
- Мы отлично поработали с соединениями букв. Сегодня, на уроке русского языка, мы с Вами отправимся в путешествие. Те, кто преодолеет все опасности и ловушки приобретет новые знания и навыки, научится выполнять новые задания и не бояться более сложных тем. Внимательно слушают.
2). Повторение изученного.
- Мы с вами гуляем в красивом лесу. Обратите внимание на слайд № 1. - Спишите текст. - Найдите похожие слова. - Что общего в этих словах? - Что такое корень слова? - Что необходимо сделать, чтобы правильно выделить корень? - Как называются слова с общим корнем и смыслом? - Придумайте продолжение рассказа, подобрав однокоренные слова. - Помним, что корень выделяется дугой над словом.
(слайд 2)
ВЫВОД:
Какие же слова мы будем называть однокоренными?
(Слайд 3).
Анимация на эл. доске из
приложения к учебнику по теме
«Однокоренные слова».
Смотрят на слайд, читают «
"В лесу
пошел грибной дождь. Скоро
вырастут большие грибы.»
Списывают текст. Называют слова «грибной», «грибы». - Корень, смысл. - Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. - Необходимо подобрать родственные слова. - Однокоренные/однокоренные. - Грибник из соседней деревни будет очень рад. (например) - У которых общий корень и они близкие по смыслу.
4. Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Задание 1:
- Давайте узнаем, кто живет в лесу. (стр. 62 упр. 87). - Прочитайте самостоятельно рассказ. - Скажите, кто же жил в лесу? - Найдите однокоренные слова в тексте. - Все верно, молодцы! - Вы верно выполнили задание, поэтому мы с вами продолжаем путешествие. Мы отправимся очень далеко, поэтому поход займет много времени.
Задание 2:
На доске: Ходьба, ход, поход, пешеход. - Обратите внимание, в слове пешеход(«пеший» и «ходить» 2 корня, как и в слове путешествие). - Доказать, что слова однокоренные. Вызывает ребенка. - Выдели общий корень. (У доски). Проверяет. - Корень выделен верно, спишите в тетради слова, выделите в них корень.
Задание 3:
- Вдалеке, на фоне леса, мы видим красивые горы.
(Слайд 5)
Гора, горный, гористый, горевать.
-Все ли слова будут однокоренными?
ВЫВОД: слова, у которых
одинаковый корень, но разное
значение, не являются
родственными.
- Самостоятельно записать в тетрадь только однокоренные слова, выделить корень.
* Эл. доска задание 4 из приложения
к учебнику.
- Давайте посмотрим, кто из лесных
жителей весело проводит время на
горе.
Дети открывают учебник на стр. 87, ищут упр. 62. Читают рассказ. - В лесу жила лисица. - Лес, лесной. Лис, лисица, лисиная. Обращают внимание на слово «пешеход». - У них общий корень «ход» и общий смысл (движение). Выходит к доске, выделяет корень. Списывают в тетрадь, выделяют общий корень. Смотрят на слайд. - Нет, так как у слова горевать другое значение. - Списывают однокоренные слова, выделяют корень. Соединяют на эл. доске однокоренные слова между собой, помогая бурундучку спуститься с горы.
5. Рефлексия.
- Под горой расположилось небольшое озеро. Посмотрим, что за праздник там проходит.(слайд 6). Прочитайте рассказ. Чужак Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водитель на гармошке наигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Почему рассказ так называется? - Найдите однокоренные слова. Какое слово лишнее? - Мы с вами уже знаем, ничто живое существовать без воды не может.
Задание, выполняемое в паре:
-
У вас на партах лежит ромашка. Она тоже не может существовать без воды. В сердцевине ромашки написано слово «Вода». Подберите однокоренные слова и запишите их на лепестках. - Слушаем, кто какие слова выписал. Дополняем лепестки ромашки у себя. Смотрят на доску, читают рассказ. - В рассказе у Воды собираются родственные, то есть однокоренные слова. Но есть слово «водитель». Оно не однокоренное. В парах заполняют лепестки ромашки. Дополняют по необходимости.
Домашнее задание.
Стр. 87 упр. 63. Выписать однокоренные слова, выделить корень. Записывают в дневники.
План — конспект урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся.
Формируемые УУД.
I.Организацио
нный.
Настраивает детей на работу. Самопроверка, настраиваются на работу.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
контроль деятельности.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II. Минутка
чистописания.
Показывает и напоминает правильность соединения букв. Повторяют за учителем соединения букв.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ.
Регулятивные УУД:
оценка результата своих действий.
III.
Актуализация
знаний.
Создаёт условия для актуализации знаний учащихся, анализирует знания учащихся, уточняет и конкретизирует знания. Подводит детей к выводу, что такое «однокоренные слова». Читают текст, списывают текст. Отвечают на вопросы учителя. Происходит первичное закрепление материала.
Регулятивные:
оценка, прогнозирование, целеполагание
.
Коммуникативные:
сотрудничество
при
ответах, дополнение.
Познавательные: логические –
построение логической цепи, доказательство.
IV. Работа по
теме урока.
Закрепление
изученного.
1) Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по закреплению изученных знаний. 2) Подводит детей к выводу, какие слова можно назвать 1)Самостоятельное чтение рассказа. Поиск ответов на вопросы учителя, поиск однокоренных слов, поиск лишних слов. 2) Делают вместе с учителем вывод, какие слова можно
Регулятивные
: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные
: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое
однокоренными. назвать однокоренными. высказывание; самостоятельный поиск решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
V. Рефлексия.
1) Читает текст, задает вопросы по тексту. 2) Объясняет творческое задание, которые выполняется в парах. 3) Объясняет домашнее задание. 1) Ищут однокоренные слова, ищут «чужака». 2) Работают в парах, проверяют работу. 3) Записывают домашнее задание.
Коммуникативные
: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в паре.
Познавательные:
рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.
Литература:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс издательство «Просвещение» 2012 год, 1 часть, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания» 2 класс издательство «Просвещение» 1989 год, «Поурочные разработки» по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») издательство «Просвещение» 2012 год.
В раздел начальное образование