Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Нетрадиционные формы работы в курсе "Основы религиозных культур и светской этики" на уроке и во внеурочной деятельности.

Статья

Автор: Тимофеева Антонина Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 41", город Чебоксары, Чувашия



В раздел начальное образование



НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В КУРСЕ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
А.А.Тимофеева, учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №41» г. Чебоксары, Россия E-mail:antorada60@mail
Аннотация
В основе статьи «Нетрадиционные формы работы в курсе «Основы православных культур и светской этики» лежит Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России. В статье говорится о нетрадиционных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности из личного опыта. Актуальность такой работы заключается в создании условий для самореализации личности учащегося. Особое значение придаётся проектированию, «живым урокам», образовательному туризму. Для меня важно, чтобы мои уроки были более познавательными и увлекательными, развивалась творческая самостоятельность детей, были сформированы навыки культурного общения, поддерживался стабильный интерес к учебной деятельности, гордились историческим прошлым своего края. С этой целью я использую нетрадиционные формы в своей работе. Статья предназначена для работников образовательных учреждений.
Ключевые слова:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания базовые национальные ценности нетрадиционные формы организации учебно-познавательной деятельности исследовательский метод проектирование сочинение драматизация (театрализация) интерактивные игры «Живые уроки» экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов. Сегодня в российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни,
отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». В связи с этим в рамках ФГОС была разработана Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции ставится стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В настоящее время в российском образовательном пространстве успешно реализуютсякурсы «ОРКСЭ» и «Социокультурные истоки»,которые носят ценностно-ориентированный характер. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС отмечается, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно- нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать о нетрадиционных формах организации учебно-познавательной деятельности детей.Нетрадиционные формы повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Задания, которые получают учащиеся на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Ф ормы нетрадиционных занятий и мероприятий в рамках курса, применяемых в моей работе: викторины и конкурсы, деловые и ролевые игры, стенгазеты, проекты, экскурсии, театрализованные представления, встречи с интересными людьми, шефская работа школьников, уход за памятниками, подготовка и участие учащихся во Всероссийских олимпиадах духовно – нравственной направленности.
Хочу остановиться на некоторых формах и приёмах работы.
Исследовательский метод
— организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде. Актуальное значение приобретает работа над проектами. Работая над проектом «Память», выполнили работу и приняли участие в XIРеспубликанском конкурсе–фестивале научно– исследовательских и творческих работ « Великие сыны России – Битва за Москву», посвящённого 75-летиюбитвы за Москву в Великой Отечественной войне.
Проектирование
- особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которых обучающиеся создают конечный продукт на основе собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Например, урок по теме «Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта». В качестве домашнего задания былопредложено ученикам подумать над проектом социального плаката по теме «Спешите делать добро!». Этот плакат разместили в школе. На этом уроке мы говорили о том, что такое добро и счастье. При работе с притчей использовала приёмы развития критического мышления через чтение и письмо. «Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек».Тут я сделала паузу и предложила детям продолжить историю (
приём «Чтение с остановками»
, где дети предполагают продолжение). «Моё желание: пусть исчезнут все болезни на земле», «А моё желание: учителя ставили бы только «5», «Я хочу посидеть с тобой и научиться делать людей счастливыми»: -вот предположения детей. А сама история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…» Дети пришли к выводу, что настоящее добро умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… На уроке по теме «Внутреннее строение и убранство храма» составили кластер с ключевым словом «монах»: На этапе рефлексии составили
синквейн.
Храм Православный, священный
Объединяет, волнует, воодушевляет Место соединения с Богом Дом Божий
Сочинение.
Письменная творческая работа, которая позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся по тем или иным причинам не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Это могут быть и мини – сочинения из 5-6 предложений на предложенную тему.Вот о трывки из сочинений детей после посещения Введенского собора г. Чебоксары: «В соборе нас встретил отец Алексей. Батюшка интересно рассказал историю храма и ответил на наши вопросы. Он рассказал, как нужно вести в церкви и в жизни. Выходя их храма, чувствуешь лёгкость в душе. Спасибо педагогам и родителям за организацию этой экскурсии. Поход в церковь меня многому научил. Мне там очень понравилось».
Драматизация (театрализация)
привлекательна для младш их школьников тем, что по своей сути она близка к игре. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. На уроках использую
интерактивные игры
: «Найди пару», «Домино». Ученики ищут карточку с высказыванием, которая соответствует данному словосочетанию. Игра «Найди пару» Поступать вопреки своим убеждениям Жить по совести Жизнь честно, справедливо Делать на совесть Делать что – либо хорошо, добросовестно Поступать против совести Жить спокойно, не испытывая угрызения совести Поступать без зазрения совести Поступать без стыда, без стеснения Поступок на его совести Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то Жить со спокойной совестью
«Живые уроки»
в музеях, библиотеках, театрах города. Раньше сотрудничала с библиотекой семейного чтения им. М. Трубиной, а сейчас- с детской библиотекой им. Л. Кассиля. Участвуя в программе «Школа юного театрала», часто посещаем Театр кукол и Театр оперы и балета. В сентябре 2016г. мы посмотрели в Театре кукол спектакль «Сарпике» Е. Никитина. Этот спектакль создан в рамках национальной постановки нравственно - патриотической тематики, который показывает, что за любовь, добро и счастье надо бороться. Главные герои – олицетворение нравственной людской чистоты, а мифологические персонажи тёмного царства– безнравственные пороки людей. 22 октября в Театре оперы и балета посмотрели балет «Сарпиге». Столкнувшись с великой силой человеческой любви и сплочённостью жителей деревни, напуганные
колокольным звоном, тёмные силы рассеиваются и окончательно исчезают из жизни людей. После просмотра объявляются разные конкуры по постановкам, где дети с удовольствием принимают участие. С 2011года тесно сотрудничаю с Национальным музеем. За это время проведено немало «живых уроков» в музеях города. Среди них – «Гуляй, масленица!», «Рождество». « Пришла Коляда- открывай ворота», «Светлый праздник Пасхи»(музейные праздники),«Бабушкинсундук»(интерактивнаяигра),«Деревенскиепосиделк и»(интерактивное занятие), «День матери» (семейный праздник), «Почувствуй себя солдатом» (ролевая экскурсия), «Ожившие картины войны» (театрализованная экскурсия), « Их именами названы улицы города» (интерактивное занятие), «Я люблю свою Республику»(музейный праздник), «Вооружение чебоксарских стрельцов» (музейное занятие с клубом исторической реконструкции «Русский егерь»), «Буквы разные писать» (руническое письмо).Такое сотрудничество-это творческое взаимодействие музейного педагога и школьного учителя. Эти занятия являются прекрасным дополнением к урокам. Они знакомят с историческим прошлым чувашского края, показывают народный быт, костюм, жилище, обычаи и обряды, верования и народное искусство. Проводятся в нетрадиционных формах: экскурсии и лекции, познавательные интерактивные занятия, конкурсы и викторины, музейные праздники, старинные обряды, мастер- классы. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить
экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов,

мультипликационных фильмов.
Вашему вниманию хочу предложить список мультфильмов, которые можно использовать при изучении курса: «Сказ о Егории Храбром» (Георгии Победоносце),«Московская легенда» (про Василия Блаженного),«Сказание о Петре и Февронии Муромских»,«Святой преподобный Серафим Соровский», «Чудотворец Николай», «Мой выбор», «Путеводительница», «Братья»,«Истории Ветхого Завета», «Ангел» (по сказкам Г. Х. Андерсена). Список фильмов:«Кукла рождественской девочки», «Рождественский ангел», «Маленькая принцесса», «Щенок», «Хейди», «Полианна». Составила и реализую программу по образовательному туризму «Путешествуем по родному краю». Программа « Путешествуем по родному краю»включает следующие экскурсии:  пешеходная экскурсия по Калининскому району,  обзорная экскурсию по городу Чебоксары,  посещение Музея космонавтики А. Г. Николаева в Шоршелах,  Государева гора Мариинского Посада  Национальный парк « Чавашвармане»  Государственный природный заповедник «Присурский»
 Музей натурального хозяйства чувашского крестьянина. В городе Чебоксары образовательный туризм становится одним из новых и перспективных видов внеурочной образовательной деятельности.
Главой администрации столицы Алексеем

Ладыковым поставлена задача по развитию туристической

привлекательности города. Повысить интерес

подрастающего поколения к истории любимого города

Чебоксары, вовлечь детей в полезный отдых способствуют

образовательные экскурсии.


В раздел начальное образование