"Развитие творчества, воображения и фантазии на уроках технологии в начальной школе"
Конспект
Автор: Панченко Галина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ "Воздвиженская сош №1", С. Воздвиженка Уссурийского района Приморского края
В раздел начальное образование
Развитие творчества, воображения и фантазии на уроках технологии в
начальной школе
Обучение ребёнка делами даёт намного больший учебный и воспитательный эффекты, чем обучение и воспитание словами. Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь». Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения учащихся я провожу на уроках технологии. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному.Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Работа с природными материалами предусматривает работу с учащимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Природа - большая и добрая волшебница. Она щедро дарит нам свои сказочные сокровища. Работа с природными материалами вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки. Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения. У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания и обучения человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в работе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных уроков не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. В зависимости от поставленных задач на уроке используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично- поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения. Каждый урок, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок. Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с природными материалами. В дополнении с разными материалами бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой и другой материал. В процессе урока, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек. Особенностью данной работы является то, что она дает возможность каждому ребёнку реально открыть для себя волшебный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности и получить удовлетворение от своего труда. Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы должны способствовать их
систематизации. Обучение приемам работы с инструментами, обучение умению планирования своей работы и обучение приемам и технологии изготовления композиций. Изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок осуществляем совместно с ребятами. У ребят появляется познавательный интерес на уроках технологии. У ребят развивается художественный вкус и творческий потенциал. Развитие образного мышления и воображения, создание условий к саморазвитию учащихся, развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира является важнейшими задачами на уроках технологии.Уроки технологии воспитывают уважение к труду и людям труда, формируют чувства коллективизма, воспитание аккуратности. Чтобы успешно обучить учащихся учитель должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. В процессе уроков с природными материалами, учитель направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. Именно уроки технологии научат учащихся планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами. Ребята будут владеть приемами изготовления несложных поделок, а также приёмами обработки природного материала. Будут уметь составлять композиции из природного материала, владеть технологией изготовления поделок из природного материала. Творческая деятельность учащихся способствует самовыражению личности через творчество. Учащиеся свободно и быстро включаются в социально-значимую деятельность, где они раскрываться с разных сторон и развивают свои личностные качества. В любом из видов деятельности важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
В раздел начальное образование