"Сотрудничество, совместная деятельность учащихся и учителя".
Применение технологии сотрудничества в начальной школе
Автор: Панченко Галина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ "Воздвиженская сош №1", С. Воздвиженка Уссурийского района Приморского края
В раздел начальное образование
Г
р
у
п
п
о
в
а
я
р
а
б
о
т
а
н
а
у
р
о
к
а
х
в
н
а
ч
а
л
ь
н
о
й
ш
к
о
л
е
П
а
н
ч
е
н
к
о
Г
а
л
и
н
а
С
е
р
г
е
е
в
н
а
,
у
ч
и
т
е
л
ь
н
а
ч
а
л
ь
н
ы
х
к
л
а
с
с
о
в
в
ы
с
ш
е
й
к
в
а
л
и
ф
и
к
а
ц
и
о
н
н
о
й
к
а
т
е
г
о
р
и
и
М
Б
О
У
«
В
о
з
д
в
и
ж
е
н
с
к
а
я
с
р
е
д
н
я
я
о
б
щ
е
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
№
1
»
«Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь»
Ожидаемые результаты
1. Улучшится качество усвоения программного материала.
2. Дети будут ходить в школу с хорошим настроением.
3. Уроки будут интересными и содержательными.
4. Уровень взаимоотношений станет хорошим.
5. Повысится самооценка и коммуникативная компетентность учащихся.
6. Развитие речи и творческих способностей учащихся.
7.Для каждого учащегося будет создана ситуация успеха.
8. Групповая работа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем.
Цели групповой работы: формирование универсальных учебных действий; развитие коммуникативной компетентности; повышение интереса к знаниям и к процессу обучения; повышение качества знаний по предметам; развитие логического мышления и речи; приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитание чувства ответственности; Задачи: проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков; обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта; -- демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий; развитие познавательного интереса; помощь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал; содействие раскрытию индивидуальности ребенка; Развитие творческой активности учащихся; укрепление здоровья учащихся;
Способы разделения на группы:
Роли в группе
ЧТЕЦ – читает вслух ; СЕКРЕТАРЬ – записывает от лица группы ; ДОКЛАДЧИК – у доски рассказывает что решила группа ; ХРОНОМИСТ – следит за временем ; СОТРУДНИК – участник группы , участвующий в обсуждении ;
Правила деления на группы жесткая регламентация времени на группообразование; четкость и внятность поставленной задачи; распределение момента начала работы (например, колокольчиком); недопустима группа из одних только слабых учеников; детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но в следующий раз снова предложить; групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока; нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе;
Этапы группового занятия:
Игры на сплочение группы «Печатная машинка» «Посылка» «Что в нем нового?» «Озеркаливание» «Без маски» «Как учитель скажет» Пазлы Загадки Пословицы Лото
Методы группового обучения
Игровые групповые методы обучения
Контроль учителя за групповой работой: искать ответы на 7 вопросов 1. Как дети сидят? 2. Внимательны ли они или отвлекаются? 3. Как ведут себя: живо или апатично? 4. Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения? 5. Слушают ли друг друга? 6. Вовлекаются ли в работу аутсайдеры? 7. Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Обсуждение результатов групповой работы с учениками 1. Высказывания учеников о пути поиска ответов на поставленные вопросы 2. Обсуждение спорных моментов, возможных конфликтов и недопонимания 3. Определение самого активного ученика 4. Выставление оценок
Групповые занятия :
дают каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у
робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у
лидеров искажается становление характера;
предоставляют возможность самоутвердиться;
обеспечивают учителю дополнительные мотивационные средства
вовлечь детей в содержание обучения.
Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе.
Групповые приёмы работы формируют базовые компетенции: информационную коммуникативную кооперативную проблемную рефлексивную
Диаграмма 1. Изменения состояние тревожности учащихся (2013 – 2016гг.) 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 2013 - 2014 2014 – 2015 2015 - 2016 Здоровые Тревожность
Диаграмма 2. Изменение состояния здоровья по диагнозам (2013– 2016гг.) 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% Сезонные ОРВИ Ослабление зрения Отклонения в сердце 2013– 2014 2014 – 2015 2015 - 2016
Диаграмма 3.Изменение уровня коммуникабельности (2013 – 2016 гг.) Изменение уровня коммуникабельности 24% 64% 82% 2013 - 2014 2014- 2015 2015- 2016
Диаграмма 4. Участие детей в предметных олимпиадах (2013– 2016гг.) Участие детей в предметных олимпиадах 46% 62% 85% 2013 - 2014 2014 - 2015 2015 - 2016
Диаграмма 5. Заинтересованность учащихся в проведении уроков в групповой форме 12% 48% 98% 2013 - 2014 2014 - 2015 2015 - 2016
Диаграмма 6. Решение конфликтных ситуаций(2013 – 2016 гг.) 2013-2014 2014-2015 2015-2016 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 0,68 0,54 0,28 Решение конфликтных ситуаций Конфликтность
Диаграмма 7. Качество знаний учащихся (%) 2013/14 2014/15 2015/16 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 чтение математика русский язык
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
«И.
Г
.
Песталоцци
»
«Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь»
Ожидаемые результаты
1. Улучшится качество усвоения программного материала.
2. Дети будут ходить в школу с хорошим настроением.
3. Уроки будут интересными и содержательными.
4. Уровень взаимоотношений станет хорошим.
5. Повысится самооценка и коммуникативная компетентность учащихся.
6. Развитие речи и творческих способностей учащихся.
7.Для каждого учащегося будет создана ситуация успеха.
8. Групповая работа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем.
Цели групповой работы: формирование универсальных учебных действий; развитие коммуникативной компетентности; повышение интереса к знаниям и к процессу обучения; повышение качества знаний по предметам; развитие логического мышления и речи; приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитание чувства ответственности; Задачи: проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков; обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта; -- демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий; развитие познавательного интереса; помощь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал; содействие раскрытию индивидуальности ребенка; Развитие творческой активности учащихся; укрепление здоровья учащихся;
Способы разделения на группы:
Роли в группе
ЧТЕЦ – читает вслух ; СЕКРЕТАРЬ – записывает от лица группы ; ДОКЛАДЧИК – у доски рассказывает что решила группа ; ХРОНОМИСТ – следит за временем ; СОТРУДНИК – участник группы , участвующий в обсуждении ;
Правила деления на группы жесткая регламентация времени на группообразование; четкость и внятность поставленной задачи; распределение момента начала работы (например, колокольчиком); недопустима группа из одних только слабых учеников; детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но в следующий раз снова предложить; групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока; нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе;
Этапы группового занятия:
Игры на сплочение группы «Печатная машинка» «Посылка» «Что в нем нового?» «Озеркаливание» «Без маски» «Как учитель скажет» Пазлы Загадки Пословицы Лото
Методы группового обучения
Игровые групповые методы обучения
Контроль учителя за групповой работой: искать ответы на 7 вопросов 1. Как дети сидят? 2. Внимательны ли они или отвлекаются? 3. Как ведут себя: живо или апатично? 4. Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения? 5. Слушают ли друг друга? 6. Вовлекаются ли в работу аутсайдеры? 7. Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Обсуждение результатов групповой работы с учениками 1. Высказывания учеников о пути поиска ответов на поставленные вопросы 2. Обсуждение спорных моментов, возможных конфликтов и недопонимания 3. Определение самого активного ученика 4. Выставление оценок
Групповые занятия :
дают каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у
робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у
лидеров искажается становление характера;
предоставляют возможность самоутвердиться;
обеспечивают учителю дополнительные мотивационные средства
вовлечь детей в содержание обучения.
Положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе.
Групповые приёмы работы формируют базовые компетенции: информационную коммуникативную кооперативную проблемную рефлексивную
Диаграмма 1. Изменения состояние тревожности учащихся (2013 – 2016гг.) 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 2013 - 2014 2014 – 2015 2015 - 2016 Здоровые Тревожность
Диаграмма 2. Изменение состояния здоровья по диагнозам (2013– 2016гг.) 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% Сезонные ОРВИ Ослабление зрения Отклонения в сердце 2013– 2014 2014 – 2015 2015 - 2016
Диаграмма 3.Изменение уровня коммуникабельности (2013 – 2016 гг.) Изменение уровня коммуникабельности 24% 64% 82% 2013 - 2014 2014- 2015 2015- 2016
Диаграмма 4. Участие детей в предметных олимпиадах (2013– 2016гг.) Участие детей в предметных олимпиадах 46% 62% 85% 2013 - 2014 2014 - 2015 2015 - 2016
Диаграмма 5. Заинтересованность учащихся в проведении уроков в групповой форме 12% 48% 98% 2013 - 2014 2014 - 2015 2015 - 2016
Диаграмма 6. Решение конфликтных ситуаций(2013 – 2016 гг.) 2013-2014 2014-2015 2015-2016 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 0,68 0,54 0,28 Решение конфликтных ситуаций Конфликтность
Диаграмма 7. Качество знаний учащихся (%) 2013/14 2014/15 2015/16 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 чтение математика русский язык
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
«И.
Г
.
Песталоцци
»
В раздел начальное образование