"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
статья
Автор: Соболева Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов, МБОУ "Центр образования №29", город Череповец, Вологодская область
В раздел начальное образование
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Соболева Ирина Дмитриевна.
Россия, г. Череповец, МБОУ» Центр образования №29» Существенное падение уровня физического здоровья среди школьников ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалекой перспективе. Поэтому, на сегодняшний день, одной из главных задач педагога – привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом, сохранение и укрепление их здоровья. Цель статьи - обозначить проблемы преподавания уроков физической культуры в начальной школе и привлечь внимание к их решению. Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных. [2] Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые,
закаленные, хорошо физически развитые дети, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний. [3
]
Вместе с тем большую часть свободного времени дети проводят за компьютерами, возле телевизора. Ребёнок ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Статистические данные свидетельствуют о дефиците двигательной активности у школьников: в младших классах - 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Минобрнауки, более 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главная причина, уверены специалисты, - именно дефицит движения (гиподинамия). Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества. [4;5] В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Казалось бы, вопросам физической культуры в школах стали уделять больше внимания, и это здорово! Но….. Возникает ряд проблем, с которыми сталкиваемся мы, учителя начальных классов: во-первых, нехватка спортзалов. Как можно провести уроки в двух (!!) спортзалах при более 1000 учащихся в школе?! Разве может быть полноценным урок, если мы вынуждены проводить физкультуру одновременно в двух классах в одном зале?? Во-вторых, школам не выделяются средства на оснащение залов спортивным инвентарем. Учителя не имеют права собирать средства с родителей на те же мячи, скакалки и обручи. И как проводить уроки?! В-третьих, состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. На здоровье учащихся, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, а Череповец - один из «ярких» представителей неблагоприятных городов, все в большей мере сказываются разрушительные генетические последствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированного учебно-методического комплекса физкультурного образования, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни, является одной из проблем, требующих решения. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания. Как её решить, если в классе 30 учеников и 1 учитель? Отсюда «вытекает» ещё одна проблема. В-четвертых, нехватка квалифицированных кадров. В переполненной школе всего 2 преподавателя физкультуры, желающих не находится, хотя вакансия существует несколько лет. В-пятых, в школе обучаются дети не только с различной группой здоровья, но и с разным материальным достатком в семье. Как правило,
учащиеся 1-4 классов в течение третьей четверти занимаются лыжной подготовкой. Как учитель может требовать от ребенка лыжи и палки, если семья является малообеспеченной (а таких в классах немало), проблемы в таких семьях: во что ребенка одеть и чем накормить?! Лыжи, выделенные для бесплатного пользования на школу, не подходят первоклассникам по размеру и их на всех нуждающихся детей не хватает?! Таким образом, чрезвычайно актуальной проблемой на современном этапе представляется работа, направленная на скорейшее восстановление значимости физической культуры и спорта в современном обществе как в экономическом, социальном, так и в общегосударственном отношении. Для решения данного вопроса необходимы совместные усилия различных государственных и общественных организаций, причем не в декларативном порядке, а реально, на деле.
Список литературы:
1.Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 13-18 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2001. –607с. 3. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель, М.,2003 4. Начальная школа. Учебная программа для учащихся 1-4 классов.// «Физическая культура в школе».2003 , №3 5. Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
В раздел начальное образование