Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Неопределенная форма глагола"

открытый урок по русскому языку

Автор: Глазаткина Татьяна Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №25 "Гелиос", город Находка

Смотреть презентацию



В раздел начальное образование




Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Учитель Глазаткина Татьяна Александровна

Автор УМК « Школа России» (программного учебного курса): В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык 3 класс,

Москва, « Просвещение», 2012

Тема урока

«Неопределённая форма глагола»

Тип уро-

ка
Открытие нового знания (ОНЗ)
Цель
-познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы
Задачи
- стимулировать активную познаватель- ную деятельность учащихся; - развивать умения самостоятельно де- лать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, от- ветственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Познакомиться
с неопределенной фор- мой глагола, её грамматическими при- знаками, формообразующими морфема- ми, правописанием и морфемным соста- вом форм глаголов на –ти, -ть, -
чь
.
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание при- чин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, мо- дели, высказываться в устной форме и письменной форме, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объек-
ты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), про- водить сравнение, классификацию по разным критериям, устанав- ливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо при- знаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в вы- сказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать дей- ствия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуще- ствлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы

Формы рабо-

ты
Методы: частично-поисковый, нагляд- ный, деятельностный метод обучения. Фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование
Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетра- ди. Ход урока:

Этапы

урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятель-

ность обуча-

ющихся

Формируемые

УУД

1.Самоопре-

деление

к деятельно-

сти

Цель:

проверка го-

товности

обучающих-

ся, их на-

строя

на работу

У:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут меня Татьяна Александровна Сегодня у нас необычный урок, - Улыбнитесь нашим гостям, друг другу и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Девиз нашего урока: «Ошибок не пугайся, С ошибками справляйся»
Как вы понимаете эти слова? (мнение

детей)
Я желаю вам сегодня быть смелыми, думать и приобретать новые знания, не бояться сделать ошибки, мы исправим их вместе. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Приветству- ют учителя, проверяют свою готов- ность к уроку. Личностные: мотивация к учебной деятельности, самоопределе- ние, эмоцио- нально-положи- тельны настой на урок, созда- ние ситуации успеха, доверия. регулятивные: осуществляет самоконтроль; коммуникатив- ные: планируют сотрудничество с учителем и сверстниками. Познаватель- ные: интерес к предмету, орга- низация рабоче- го места.
2.Актуализа-

ция знаний и

фиксация

затруднений

в деятельно-

сти

Цель:

У:
Ребята, вы слышали о том, что американские исследователи доказали, что растения умеют любить людей. В одной из лабораторий, где изучались свойства растений, работала девушка, в которую влюбился кактус. Как только она входила в комнату, цветок настолько переживал, что Подготовка к введению новой темы. Дети участву- ют в диалоге. Познавательные : анализируют объекты с целью выделения признаков, ориентируются

быстрое

включение в

работу
все приборы, которые были прикреплены к кактусу активно реагировали. Как вы считаете, профессия исследователя интересная или скучная. Почему? (Ответы детей) М.О. Вы правильно думаете. Профессия исследователя- интересная и очень серьёзная. Перед исследователями всегда стоит важная задача: решить возникшую проблему. - Скажите, пожалуйста, что можно исследовать? (Ответы детей) М.О. Верно. Исследовать можно все, что ты хочешь, что тебе интересно!!! - Сегодня на уроке я тоже предлагаю вам быть исследователями в области русского языка. Давайте запишем дату нашего исследования. (14 апреля. Классная работа) Предлагаю вам прочитать слова на доске: «Св_стит, пров_рять, ож_вают, скр_пели, объ_снил, проч_тает, повстр_чал, выгл_нет» Что объединяет эти слова? (безударная гласная в корне) Ученики по очереди у доски доказы- вают орфо- граммы. в своей системе знаний. Регулятивные: высказывают свое предположение. Коммуникативн ые: участвуют в диалоге, точно и полно выражают свои мысли. Личностные: формируют умение видеть и признавать ошибки.
Как доказать правильность написания?
Если буква гласная вызвала сомнения,

ты ее немедленно ставь под ударение.
Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы. -А что еще объединяет эти слова? (вопросы, одна часть речи) -Что мы знаем о глаголе? -Как изменяются глаголы? Можно ли эти глаголы поделить на группы? По какому признаку? Найдите глаголы, действия которых совер- шаются сейчас. (свистит, оживают) Найдите глаголы, действия которых уже свершилось, произошло. (Скрипели, объяс- нил, повстречал) Назовите глаголы, действия которых только еще произойдут. (завтра ) (прочитает, вы- глянет) Какой глагол остался «лишним»? (проверять)Почему? Можно ли определить в этом слове, когда происходят действия? (нет) Мож- но ли определить количество участни- ков этих действий? (нет Глагол – часть речи, отвечающая на вопросы «Что делает? Что делают?», обозначает действие предмета, в предложении является ска- зуемым.
Правильно, в этом слове не ясно кто совершал действия и когда. -Какое название вы дали бы этой фор- ме глагола. (неопределенная форма глагола) Как исследователи, мы определили с вами объект исследования. Это глагол в неопределенной форме.
3.Постановка

задачи и цели

урока

Цель: сфор-

мировать

представле-

ния о ре-

зультате
Назовите тему сегодняшнего урока? (неопределенная форма глагола ) Какие знания и умения мы можем приобре- сти, изучая эту тему?
Находить:

Задавать:

Ставить:

Употреблять:
Нацеливает детей на формулиро- вание темы урока учащимися и постановку учебной задачи Формулируют тему урока и определяют задачи. Познаватель- ные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на осно- ве соотнесения того, что уже из- вестно и неизвестно. Личностные: устанавливают связь между це- лью учебной де- ятельности и ее мотивом (за- чем?).
4.

Открытие

новых зна-

ний. Работа с

учебником.

Цель:
поиск оптимального
У: Продолжим исследования, откройте,

пожалуйста, свои учебники на странице

106, упр. 181. Прочитайте задания к упр.

-Все ли вам понятно?

-Есть ли моменты, которые вас насторо-

жили?
Организует исследовательскую деятельность детей. Составляют план достижения цели и определяют средства, Предметные: формируют у учащихся кон- кретные знания, понятия, прави- ла. Регулятив-
решения учеб- ной задачи.
-Можем мы сразу найти сходства и раз-

личия в значении каждой пары?

Я вам предлагаю небольшое исследова-

ние, в задании сказано списать, пропу-

стим одну строку в тетради и распреде-

лим слова в два столбика. В первый стол-

бик мы запишем первое слово, во второй

столбик – второе.
(говорить-поговорить, желаю – пожелать, рисовать – нарисовать, морозить – заморозить, ходить – уходить) Прочитайте слова первого столбика, на ка- кой вопрос они отвечают? (Что делать?) Мы оставили строку для вывода. Запишем в нее вопрос к этим словам. Прочитайте слова второго столбика, на ка- кой вопрос они отвечают? Верно, запишем вопрос к этим словам. Посмотрите внимательно на слова, чем они похожи? (суффиксами ть) Правильно, все слова заканчиваются на ть, это формообра- зующий суффикс, давайте его выделим. Чем же эти слова различаются? (слова во втором столбике с приставками) -Выделим приставки. аргументиру- ют свои вы- сказывания, делают выво- ды. ные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий) . Познаватель- ные: (общеучеб- ные и логиче- ские) строят ло- гическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, ее об- основание, под- бор аргумента- ции), наблюда- ют, слушают. Коммуникатив- ные: вступают в диалог, участву- ют в коллектив- ном обсужде- нии. Личност- ные: Умеют удерживать учебную задачу.
5.Закрепле-

ние.

Работа с

компьютером

и экраном.
Итак, упражнение выполнено, давайте, как исследователи, сделаем вывод. Прочитаем правило в учебнике. С 106. Организует деятельность детей на экране. Контролирует выполнение рабо- ты. Соотносят во- просы глаго- лов неопре- делённой формы. Познаватель- ные: осуществлять анализ, прово- дить

Цель:
фор- мирование умений соблюдать по- следователь- ность дей- ствий при кол- лективном вы- полнении учебной зада- чи Называют признаки гла- голов неопре- делённой формы. Делают вы- вод. сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: самоконтроль и самооценка - сличения спосо- ба действия и его результата с заданным этало- ном с целью обнаружения отклонений и отличий от эта- лона, сохранение учебной задачи урока на каж- дом этапе.
6.Физминут-

ка. Игра «За-

каз»

Цель: сфор-

мировать

ценностное

отношение к

своему здоро-

вью.

У:
Я называю глаголы, вы выполняете зада- ния жестами, мимикой, движениями: встать, присесть, хлопать, грустить, наклониться, обнять, постучать, поморгать, улыбнуться, сесть. -Слова какой части речи я называла? В какой форме были употреблены глаголы? На какие вопросы они отвечали? Организует двигательную физминутку Дети выпол- няют Упражнения для снятия усталости и напряжения. Личностные: формируют ценностные отношения к здоровому образу жизни.
7.Закрепле-

ние.

У:Игра. (детям бросаю мяч, они образовы-

вают от данных слов глаголы в н.ф.)
Организует групповую деятель- ность детей. Учатся об- разовывать Предметные: умеют приме-

Цель:
фор- мировать умения применять по- лученные зна- ния на практи- ке, использо- вать глаголы в н.ф. в речи.
-Образуйте

от

данных

слов

глаголы

неопределенной формы. (любовь – любить,

дружба – дружить, удивление – удивлять-

ся, богатый – богатеть, помощь – помо-

гать,
Пеку – печь
)

Вывод:
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –
ть, -ти, -чь.

У:
Профессия исследователя требует от че- ловека не только терпения и целеустремлен- ности, но и умения договариваться между собой. Предлагаю перейти к следующему этапу и поработать в паре. Контролирует выполнение рабо- ты. Игра в мяч. глаголы неопределён- ной формы. Находят от- личительные признаки гла- голов неопре- делённой формы. Делают выво- ды. Находят лек- сическую вза- имосвязь разных ча- стей речи. нять знания на практике. Меж- предметные: по- знавательные: находят ответы на вопросы, овладевают уме- нием поиска и выделения необ- ходимой инфор- мации, выпол- няют логиче- ские операции: сравнение, ана- лиз, синтез, обобщение, обо- гащение словар- ного запаса. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохране- ние учебной задачи урока на каж- дом этапе. Коммуни- кативные: участвуют в коллективном обсуждении, ар- гументируют свое мнение.
8.Закрепле-

ние. Работа в

1)Посоветуйтесь и замените словосочета-

ние одним словом. (покрыть краской,
Организует самостоятельную де- ятельность детей, а затем работу Самостоя- тельное вы- Познаватель- ные:

парах по

карточкам

(взаимопро-

верка)

Цель: фор-

мировать

умения при-

менять но-

вые знания

на практике

лить слезы, глотать воду, одержать побе-

ду)

Молодцы!!! Вы легко справились еще с

одним заданием.

2)У: В начале урока мы ставили цель

научиться употреблять глаголы в нашей

речи. Перед вами текст в него вы должны

вставить глаголы в неопределенной фор-

ме. Если вам нужна будет помощь, я гото-

ва вам ее предоставить.
Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защи- щают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей кра- сотой.
-
Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? -О чём этот текст? (О том, что нужно бе- речь и охранять природу) Проверка в парах, фронтальная работа. полнение за- дания с взаи- мопроверкой. Проверяют по образцу. Делают выво- ды. чтение учебных заданий, их пол- ноценное понимание и воспроизведе- ние. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохране- ние учебной задачи урока на каж- дом этапе.
9.Рефлексия

деятельно-

сти.
Соотнесение поставленных задач с до- стигнутым ре- зультатом. Самооценка учащихся.
У:
Подведём итоги нашего исследования. -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую мы ставили перед собой задачу? -Удалось ли нам её решить? Давайте прове- рим. (составление кластера)
Рефлексия.
Было интересно … Было трудно … Самооценка учащихся. Выставление отметок учителем. Организует рефлексию и самоо- ценку учениками собственной деятельности. Оценивают результаты своей деятельности на уроке Регулятивные: оценка своих достижений, осознание труд- ностей Личностные: Учебно-позна- ватель ный мотив изучения рус- ского языка.

10
.
Этап ин-

формации

учащихся о

домашнем за-

дании и

инструктаж

по его выпол-

нению
Д/з Предлагаю продолжить исследователь- скую работу в русском языке, выполняя до- машние задание. Упр.182. с.106 , для тех, кто захочет, может в литературном чтении найти одно-два предложения, в котором ис- пользуются глаголы в н.ф.. Мне сегодня было приятно с вами на уроке, я увидела умных и заинтересованных детей, если у кого-то что-то не получилось, не беда. Все равно с каждым уроком вы стано- витесь умнее. Вы - хороший, дружный класс, все получится у вас. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, прояв- ление интереса к ново- му учебному мате- риалу, развитие способности к самооценке


В раздел начальное образование