"Спешите делать добро!!"
Классный час
Автор: Бережная Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ "СОШ№11", г.о.Нальчик КБР
В раздел начальное образование
МКОУ «СОШ№11» г. Нальчик
Классный час
на тему
«Спешите
делать добро»
3 «В» класс
УЧИТЕЛЬ: БережнаяТ.Н.
2016-2017 уч. год «
Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь в человеке
1
все то удовольствие, которое он видит во зле».
Л.Н.Толстой.
Цель:
Раскрыть понятия «добро» и «зло».
Задачи:
1. Учить правильно, понимать смысл добра и зла. 2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям. 3. Воспитывать высококультурного, социально значимого человека. 4. Развивать нравственные качества личности.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на восприятие материала.
2. Вводная часть.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
«Добрый мальчик» В. Брэйэр
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал; - Будьте добры! Кто тут есть? - Ну, я, ответил мальчик. - Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому? - А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. Тогда доведу. - У меня только рубль ….- растерялся слепой. Пожалуйста, доведи меня до дому. -Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли. Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух; -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук. Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили: - Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили. Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль. - Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал. - Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик. 2
А мальчик еще сильнее заплакал. Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый) А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?) А есть надежда, что он станет добрым? (да) Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте). Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.) Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.
3. Основная часть.
Я просила вас найти в словаре С.И.Ожегова, определение, что такое доброта.
Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получалось ли у него это, решать вам.
Автор:
Готов для человечества он многое свершить …
Мальчик:
Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор:
Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик:
У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор:
Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик:
Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор:
Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик:
Она не человечество, а младшая сестра! Когда судьбой назначено, Вселенную спасти, К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор:
Пока еще он подвига себе не приглядел ….
Мальчик:
У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор:
В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра ….
Сестренка:
Я тоже человечество и мне гулять пора!
Учитель:
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? 3
Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но не получив их, начинают раскаиваться, что сделали это. Можно ли такого человека назвать добрым? (нет) А какие добрые поступки вы уже совершили? Приходилось ли вам встречать людское зло?
(рассказы
детей)
Каждому человеку свойственно проявлять качества своего характера. Все то, о чем вы сейчас рассказывали, можно выразить одним словом. Давайте попробуем распределить их на 2 группы: Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы: Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»
ДОБРО
ЗЛО
Любовь безразличие Сопереживание агрессивность Справедливость ненависть Бескорыстие зависть Милосердие предательство Сострадание равнодушие Сочувствие хамство Забота эгоизм Готовность прийти на помощь обман Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них. Добро творить спеши, мой друг, И для друзей и для подруг, Порою им бывает худо, Добро твое им будет чудом. Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Друг, не жалей огня души, 4
Дарить добро всегда спеши. И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело, Их не жалей любому дать, Добром их души исцелять. Такая истина бытует: Добра не делай – зла не будет, С обидой в сердце трудно жить, Добром за зло умей платить. Тот, кто добро творить умеет, Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари, За все добром благодари. Добро и Зло идут по жизни рядом. Известно, что нет худа без добра. Как хорошо, когда на смену злобе Приходят к нам улыбка, доброта. Когда в глазах людей, в их добром слове Почувствуешь божественный тот свет, То наполняешься огромным счастьем, Способным оградить от разных бед. О люди, улыбайтесь чаще, Тепло души дарите каждый миг И никогда не осушайте Тот чистый, сказочный родник!
Какой вывод вы можете сделать, прослушав его?
ИГРА В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает? Чувствует ли он себя счастливым? Игра «Солнечный лучик добра» (берешь в руки солнышко и говоришь: Я чувствую себя счастливой, когда ………. 5
А Вы? Я чувствую себя счастливым, когда……………………….
Ученик.
Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость, И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
При подготовке к этому классному часу, мы рисовали "
Гору жизни",
на которую можно было забраться, только делая добрые дела. Вы все очень старались. Давайте с вами посмотрим на ваши рисунки и послушаем, как вы взбирались на эту гору. Рассматриваем работы детей и слушаем их рассказы. Народная мудрость гласит:
Доброго человека дела славят.
А вот послушайте "Сказание» Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, и его поступки»
Заключение.
Учитель: Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен 6
чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (звучит музыка и они составляют)
1)
Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
2)
*
Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
3)
*Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
4)
*Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
5)
*Делайте добро для близких и друзей.
6)
*Не завидуйте!
7)
*Не вредничайте!
8)
*Не грубите. Опрашиваешь детей. Я вам приготовила памятку с правилами доброты и оставила место для того, чтобы вы смогли добавить свои правила. У вас их получилось намного больше. ( на обратной стороне) Прочитаем заповеди хором, о которых надо помнить. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед. Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я дарю вам свою любовь, тепло и доброту. Прими его Алена, добавь свое и передай остальным. Смотрите, какой огромный шар добра мы смогли создать сегодня. Я попрошу вас подойти поближе в круг, и прикоснуться к нему. Я предлагаю на счет три подбросить как можно выше. И пусть он разнесет по крупинке всем, всем на свете добро, радость, счастье. Пусть не будет зла во всех его проявлениях, все люди на Земле совершают только добрые поступки, будут милосердными и отзывчивыми. Итак: 1,2,3…. 7
Классный час
на тему
«Спешите
делать добро»
3 «В» класс
УЧИТЕЛЬ: БережнаяТ.Н.
2016-2017 уч. год «
Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь в человеке
1
все то удовольствие, которое он видит во зле».
Л.Н.Толстой.
Цель:
Раскрыть понятия «добро» и «зло».
Задачи:
1. Учить правильно, понимать смысл добра и зла. 2. Воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям. 3. Воспитывать высококультурного, социально значимого человека. 4. Развивать нравственные качества личности.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на восприятие материала.
2. Вводная часть.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
«Добрый мальчик» В. Брэйэр
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал; - Будьте добры! Кто тут есть? - Ну, я, ответил мальчик. - Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому? - А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. Тогда доведу. - У меня только рубль ….- растерялся слепой. Пожалуйста, доведи меня до дому. -Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли. Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух; -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук. Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили: - Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили. Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль. - Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал. - Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик. 2
А мальчик еще сильнее заплакал. Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый) А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?) А есть надежда, что он станет добрым? (да) Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте). Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.) Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.
3. Основная часть.
Я просила вас найти в словаре С.И.Ожегова, определение, что такое доброта.
Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Получалось ли у него это, решать вам.
Автор:
Готов для человечества он многое свершить …
Мальчик:
Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор:
Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик:
У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор:
Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик:
Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор:
Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик:
Она не человечество, а младшая сестра! Когда судьбой назначено, Вселенную спасти, К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор:
Пока еще он подвига себе не приглядел ….
Мальчик:
У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор:
В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра ….
Сестренка:
Я тоже человечество и мне гулять пора!
Учитель:
Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? 3
Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но не получив их, начинают раскаиваться, что сделали это. Можно ли такого человека назвать добрым? (нет) А какие добрые поступки вы уже совершили? Приходилось ли вам встречать людское зло?
(рассказы
детей)
Каждому человеку свойственно проявлять качества своего характера. Все то, о чем вы сейчас рассказывали, можно выразить одним словом. Давайте попробуем распределить их на 2 группы: Перед вами карточки с личностными качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы: Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»
ДОБРО
ЗЛО
Любовь безразличие Сопереживание агрессивность Справедливость ненависть Бескорыстие зависть Милосердие предательство Сострадание равнодушие Сочувствие хамство Забота эгоизм Готовность прийти на помощь обман Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Этой теме в литературе уделено много внимания, и не только в рассказах, но и в стихах. Давайте послушаем одно из них. Добро творить спеши, мой друг, И для друзей и для подруг, Порою им бывает худо, Добро твое им будет чудом. Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Друг, не жалей огня души, 4
Дарить добро всегда спеши. И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело, Их не жалей любому дать, Добром их души исцелять. Такая истина бытует: Добра не делай – зла не будет, С обидой в сердце трудно жить, Добром за зло умей платить. Тот, кто добро творить умеет, Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари, За все добром благодари. Добро и Зло идут по жизни рядом. Известно, что нет худа без добра. Как хорошо, когда на смену злобе Приходят к нам улыбка, доброта. Когда в глазах людей, в их добром слове Почувствуешь божественный тот свет, То наполняешься огромным счастьем, Способным оградить от разных бед. О люди, улыбайтесь чаще, Тепло души дарите каждый миг И никогда не осушайте Тот чистый, сказочный родник!
Какой вывод вы можете сделать, прослушав его?
ИГРА В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Когда человек совершает добрые поступки, что он ощущает? Чувствует ли он себя счастливым? Игра «Солнечный лучик добра» (берешь в руки солнышко и говоришь: Я чувствую себя счастливой, когда ………. 5
А Вы? Я чувствую себя счастливым, когда……………………….
Ученик.
Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть. И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит людям радость, И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
При подготовке к этому классному часу, мы рисовали "
Гору жизни",
на которую можно было забраться, только делая добрые дела. Вы все очень старались. Давайте с вами посмотрим на ваши рисунки и послушаем, как вы взбирались на эту гору. Рассматриваем работы детей и слушаем их рассказы. Народная мудрость гласит:
Доброго человека дела славят.
А вот послушайте "Сказание» Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, и его поступки»
Заключение.
Учитель: Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым трудно. Человек должен 6
чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (звучит музыка и они составляют)
1)
Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
2)
*
Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
3)
*Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
4)
*Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
5)
*Делайте добро для близких и друзей.
6)
*Не завидуйте!
7)
*Не вредничайте!
8)
*Не грубите. Опрашиваешь детей. Я вам приготовила памятку с правилами доброты и оставила место для того, чтобы вы смогли добавить свои правила. У вас их получилось намного больше. ( на обратной стороне) Прочитаем заповеди хором, о которых надо помнить. ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед. Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я дарю вам свою любовь, тепло и доброту. Прими его Алена, добавь свое и передай остальным. Смотрите, какой огромный шар добра мы смогли создать сегодня. Я попрошу вас подойти поближе в круг, и прикоснуться к нему. Я предлагаю на счет три подбросить как можно выше. И пусть он разнесет по крупинке всем, всем на свете добро, радость, счастье. Пусть не будет зла во всех его проявлениях, все люди на Земле совершают только добрые поступки, будут милосердными и отзывчивыми. Итак: 1,2,3…. 7
В раздел начальное образование