Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". 3 класс
конспект урока по литературному чтению
Автор: Загреева Радифа Вазыховна, учитель начальных классов, ОГКОУ "Школа-интернат № 16", город Ульяновск
В раздел начальное образование
Открытый урок по литературному чтению
в 3 классе VII вида
«Дедушка Мазай и зайцы»
Н.А. Некрасов
УМК «Школа России» Класс: 3.
Автор учебника
: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Цель:
совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи:
1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного. 2. Развивающая: развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся; 3. Воспитывающая: создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Тип урока:
комбинированный урок.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
Используемый
материал
:
сюжетные картинки к произведению , карточки с заданиями для парной работы , учебник « Литературное чтение » для 3 класса , выставка книг Н . А . Некрасова , карточки со словарными словами « половодье », « багор », « аршин », « сажень », « зипун »; « рабочая карта » для оценивания учащихся .
Ход
урока
.
1.
Организационный
момент
.
1. Рапорт дежурных . - Сегодня …… ноября . День недели …. Время года …... На улице … погода . Осадки … . Долгожданный дан звонок , Начинается урок . 2. Рефлексия . - Я сегодня молодец . На уроке удалец . Спинку ровненько держу . Всё я знаю , всё скажу . Всем всю правду расскажу .
2.
Речевая
разминка
.
- Прочитайте медленно стихотворение Е . Евтушенко . Берегите эти воды , эти земли ,
Даже малую былиночку любя . Берегите всех зверят внутри природы , Убивайте лишь зверей внутри себя . - Как вы понимаете эти строки ? - О каких зверях внутри нас говорит автор ? ( Это зависть , жадность , злость , лень ). - К чему призывает автор ?
3.
Проверка
домашнего
задания
.
Выразительное чтение стихотворения Н . А . Некрасова « Не ветер бушует над морем …». ( Работа в парах . Дети оценивают друг друга , ставят баллы по критериям : 1) правильное чтение слов ; 2) соблюдение знаков препинания ; 3) эмоциональное чтение .) - Молодцы !
4.
Сообщение
темы
и
цели
урока
. (
Парная
работа
).
- Сегодня мы познакомимся с новым произведением . А что будем изучать , узнаете , если расшифруете запись . 4 11 2 9 7 8 15 17 16 1 13 5 3 18 6 14 10 12
Дедушка
Мазай
и
зайцы
.
5.
Работа
над
новым
материалом
.
1. Вступительная беседа . Рассказ учащихся об авторе . - Кто автор этого произведения ? - что вы знаете о нём из предыдущего урока ? 2. Физминутка . У оленя дом большой , Он глядит в своё окошко . Зайка по полю бежит В дверь к нему стучит . Эй , дружок , дверь открой ! Там в лесу охотник злой . Зайка , зайка , забегай Лапу мне давай ! 3. Слово учителя . - С наступлением весны солнце начинает светить всё ярче и ярче . Оно у а е а а м а ц й д и ш д ы к з з й
растапливает снег , и вода начинает ручьями бежать на поля . Ручьи бегут в реки , и реки могут выйти из берегов , затопить лес , деревню . В таких случаях говорят , что землю покрывает полая вода . А в народе это называют -
половодьем
.
- Один такой случай о прловодье описал в своём стихотворении Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы ». 4. Чтение стихотворения учителем . ( По ходу чтения проводится словарная работа ). - Как понимаете выражение « сотнями гибнут »? 9 Очень много ).
Багор
-
шест с металлическим крюком и остриём .
Аршин
-
старая русская мера длины , равная 0,71 м .
Сажень
-
старинная русская мера длины , равная трём аршинам .
Зипун
-
крестьянский кафтан из грубого толстого сукна . 5. Проверка первичного восприятия . - Понравился ли вам дедушка Мазай ? - Как Мазай относился к бедным зверькам ? - Как вы думаете , кто Мазай по профессии ? - Можем ли мы сказать , что он очень умный охотник ? - Как нужно помогать животным весной во время половодья ? - Почему он отправился за дровами на лодке ? ( Во время половодья река много дров нагоняет . он их собирал .) - Из каких слов ясно , что деду Мазаю , по настоящему очень жаль зайцев ? - Какую находку было жаль бросать Мазаю ? Прочитайте . 6. Чтение стихотворения учащимися по « цепочке ». ( Читают по 4 строчки . Самооценка .)
6.
Творческая
работа
.
Закрепление
материала
.
- Сейчас будем работать в группах . На доске сюжетные картинки к произведению . Задание 1: Расположите картинки по порядку . Задание 2: 1 группа . - Найдите и прочитайте отрывок , который относится к первой картинке . 2 группа . - Найдите и прочитайте отрывок , который относится ко второй картинке . 3 группа . - Найдите и прочитайте отрывок , который относится к третьей картинке . 4 группа . - Найдите и прочитайте отрывок , который относится к четвёр -
той картинке . - Поставьте себе 5 баллов за групповую работу , если выполнили задание правильно . - Посчитайте общее количество баллов . Заполните рабочую карту .
7.
Подведение
итогов
урока
.
1. Обобщающие вопросы . - Какое произведение читали сегодня на уроке ? - Кто автор стихотворения ? - Достигли ли мы своей цели на уроке ? 2. Выставление оценок .
Рабочая
карта
№ п / п Этапы урока Оценка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Проверка д / з . Работа в парах ( по карточкам ). Дополнительный материал . Фронтальный опрос . Выразительное чтение стихотворения ( по « цепочке »). Творческая работа 9 работа в группах ). Общее количество баллов . Итог урока . ……….. ………. ………. ………. ………. ………. ………. ………. Критерии оценок . 18-16 баллов – «5» 15-10 баллов – «4» 9-6 баллов – «3»
8.
Домашнее
задание
.
Выучить наизусть понравившийся отрывок .
В раздел начальное образование