Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Урок литературного чтения в 2 классе по теме "Л. Н. Толстой "Филипок""

методическая разработка

Автор: Самусевич Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ "СШ № 9", город Смоленск, смоленская область



В раздел начальное образование



МБОУ «СШ № 9» города Смоленска
Конспект урока

литературного чтения

во 2 классе

по теме «Л. Н. Толстой «Филипок»
2016 г.
Урок литературного чтения в 2 классе по теме «Л. Н. Толстой «Филипок» (по УМК «Школа России»; автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В., Виноградская Л.А.)
Тип урока:
урок чтения и анализа литературного чтения.
Цели:
познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Филипок», совершенствовать навык безошибочного чтения целыми словами, навык выразительного чтения; развивать умения анализировать образ главного героя, расширять словарный запас, умение находить главную мысль произведения, высказывать свою точку зрения о прочитанном; воспитывать умение сопереживать героям произведения, общечеловеческие ценности.
Ход урока

I.

Организация начала урока.
-Добрый день! Я очень рада видеть вас. Пусть урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. - Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. - Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов и удачи. II.
Актуализация опорных знаний.
А) – Что было задано на дом? (Жизнь и творчество Л. Н. Толстого). - Вспомните, о ком и о чём в своих произведениях писал Л. Н. Толстой. Составление «Кластера» о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой Жанры Рассказы Басни Были о жизни крестьян о детях о животных о природе о доброте об уважении к старшим
Издревне символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Возьмите листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду… (Дети зачитывают и крепят листики к дереву) Видите наше дерево стало ещё краше. И хочется верить, Что вы постигли важную библейскую мудрость «Чти отца своего и мать свою» Б) Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «
Старый дед и внучек
»
2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого. С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению). - Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:  д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,  а ш - обозначает глухой согласный звук  х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,  а к - парный согласный звук  ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о- гласный звук  б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,  а л – непарный звонкий согласный звук  е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет. - Получилось слово школа. - Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока? - Как школа связана с писателем?
Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми. Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу. Мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого. Мы тихонько заглянем на урок (с. 115). - Где находятся дети? Как вы догадались? Это современная школа или нет? Почему вы так думаете? Что делают дети? На стене висят картины писателей, какой писатель вам знаком? - Прочитайте название нового произведения. Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).
2) Словарная работа.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова:
слобода

пострелёнок

бедовый
- Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.
Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки в стороны пошире — Раз, два, три, четыре. Наклониться — это пять — И на месте поскакать. На носок, потом на пятку — Любим делать мы зарядку!
3) Прослушивание аудиозаписи

4) Вопросы после первого прочтения рассказа.
- О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу). - Кто является главным героем? - Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе? - Какие слова и выражения вам были непонятны?
Работа с Толковым словарём русского языка С. И. Ожегова.
Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням. Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал. Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды. Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом. - Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?
- Как называется такой жанр произведений? (Быль). Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.
Физкультминутка для глаз

5) Повторное чтение рассказа и анализ текста.
- Почему мама не пустила мальчика в школу? - Почему Филипок решил пойти? - Как мальчик собирался в школу? - Где находилась школа? - Знал ли малыш дорогу? - Какие опасности встретились ему на пути? - Почему Филипок не решался войти в школу? - Как он вёл себя, зайдя в класс? - Как ребята объяснили появление мальчика в школе? - Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя. - Как вёл себя малыш после похвалы учителя? - Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи? Составим его словесный портрет.
6) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах
. У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика. Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый. Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый. - Каким вы представляете себе учителя? (Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).
7). Работа над планом. Работа в группах.
У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа. В школе 19 века писали гусиными перьями. __ Опасная часть дороги __ Скучно одному __ Знакомая дорога
__ Филипок собирается в школу __ Раздумья на пороге школы __ Встреча с учителем __ Филипок становится учеником __ Мальчик отправляется в школу
8) Проверка составленного плана.
а) Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.
3. Итог урока.
- С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились? - Что нового, интересного и поучительного для себя узнали? - Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
4. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? - Как бы вы оценили свою работу?  Жёлтый смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;  Зелёный - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;  Красный – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.
5. Домашнее задание.
Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.


В раздел начальное образование