Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦЕНТРОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ВЫПРАВЛЕНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ"

Статья

Автор: Куланова Ольга Самуиловна, учитель начальных классов, МБОУ " СОШ №41", г. Чебоксары Чувашия



В раздел начальное образование



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦЕНТРОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПОВЫПРАВЛЕНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВСЕМЬЕ О.С. Куланова, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №41» г. Чебксары, Россия E-mail: sosh41cheb@yandex
Аннотация:
в работе рассказывается, как можно помочь родителям по выправлению детско – родительских отношений, как в тесном содружестве родителей, педагогов и других специалистов может произойти улучшение в детско – родительских отношениях и будет оказана поддержка ребёнку способствующая его продвижению в воспитании и развитии.
Ключевые

слова:
семья, семейное воспитание, коррекция детско-родительских отношений, анкетирование родителей, отношение родителей, роль родительской любви, алгоритм взаимодействия с родителем, совместное сотрудничество. Уважаемые коллеги! Тема моего выступления - «Взаимодействие с центром социального обслуживания населения в работе по выправлению детско-родительских отношений в семье». Начать свое выступление я хочу со стихотворения Аистовой М.В. А семья-это свет, Что незримо и щедро Озаряет всю жизнь И сопутствует нам. Это – творчество, Где ни последних, ни первых, Где и радость, и горе - Всегда пополам. А семья – это все. Без нее холодеет Одинокая мысль, одинокая жизнь. Ничего не бывает На свете роднее. Ничего. Как ни думай И как ни храбрись.
Самое дорогое у человека – это его семья. Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», и «вода». Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – (задать вопрос) «ПОНИМАНИЕ». – И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание. В каждом классе есть дети и семьи, которые не вписываются в условия образования, требуют много сил и внимание со стороны педагога. Имея большой педагогический опыт и стаж работы, я поняла, что таким ученикам еще в большей степени нужна помощь, поддержка, понимание семьи. Семья – это крошечное государство со своими жителями и законами, созданное на любви и уважении. Каждая крепкая семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают этой ячейке общества сохранить свою целостность. Семья и семейные ценности были актуальны всегда, в любом обществе. Это, в первую очередь, дом в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь. Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Именно их пытаются привить молодым. О них о них говорят и в храме. Конечно, такие понятия, как вера, верность, любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, доброта и понимание – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей. Думаю, всем известно: дети – наше будущее. От того, какими вырастут наши дети, зависит наш следующий род, будущее общества. Именно от родителей и школы зависит практически всё: физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества. В наше время считается, что главным воспитателем детей должны быть детский сад и школа, поскольку у родителей не хватает времени на общение с детьми. Но это неправильно. Психологи говорят, что наиважнейшие свойства личности и характер человека закладывается отнюдь не в школьном коллективе. Здесь они только развиваются, а закладываются в самом раннем
возрасте. Именно в эти моменты контакт с родителями нужен ребенку как воздух. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого сообщества. Я согласна с высказыванием Ф. Адлера. На сегодняшний день вопрос, заданный автором, является одним из самых актуальных. Об этом стоит задуматься как родителям, так молодому поколению, за которым - будущее человечества. В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей группы «риска».
Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
- резкое социально-экономическое расслоение общества; - постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы; - рост скрытой и явной безработицы; - педагогическая несостоятельность родителей. Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли. Сегодня школа не может быть оторванной от влияния общественных сил, ибо она окажется в стороне от реальных потребностей жизни. Образовательная политика школы должна быть основана на социальных интересах. В условиях взаимодействия семьи, школы и других государственных и общественных структур возможно эффективное решение проблем социализации детей, воспитания их гражданского сознания. Только в условиях взаимодействия школы с другими общественными структурами и социумом в образовательном пространстве может быть обеспечена оптимальная социализация. Одна из главных задач школы и специальных учреждений – это оказание помощи семье, испытывающей проблемы в общении с ребенком. Учителя и специалисты находятся в творческом поиске, ищут новые, интересные методы и формы работы, позволяющие помочь семье в разрешении ее проблем с ребенком. В своем выступление я хочу рассказать о своей работе. Работаю в школе 37 лет. Из них 35 лет - учителем начальных классов. У меня обычный класс. В классе обучается 26 детей (13 девочек и 13 мальчиков), а это 26 семей. Когда меня спрашивают: «У вас есть «трудные» дети?» Отвечаю: У меня нет «трудных» детей, у меня есть дети с запущенным воспитанием», Глубоко убеждена, что в их плохом воспитании есть вина и родителей.
В каждом классе есть дети и семьи, которые требуют много сил и внимание со стороны педагога. В первое время было трудно работать в таком классе. Стал вопрос: с чего начать? Я обратилась за помощью в комплексный центр социального обслуживания населения. В комплексном центре накоплен определенный опыт работы с неблагополучными семьями. Совместно разрабатываем программу «Семейный очаг». Программа начала работать с середины сентября 2013 года и находится на стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано, уже приносит результаты. Комплексна программа «Семейный очаг» предназначена для работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. Программа направлена на профилактику семейного и
детского неблагополучия и включает в себя социально-правовую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Из опыта работы по профилактике с одной из семей

На примере одной семьи, хочу показать, какую совместную работу

мы проделали
Семья Петровой А.И. (фамилия изменена) неполная, имеет одного ребёнка 9 лет. Глава семьи – мать Петрова Александра Ивановна. Она одна воспитывала сына. Ребенок мешал ей устраивать личную жизнь. В семье происходили частые ссоры и конфликты. Иногда ребенку не хотелось идти домой, где его ждала его иногда пьяная мать. Ребенок на уроках не работал, а думал о семейных проблемах. Воспитание в семье осуществлялось педагогически неверно. Детско-родительские отношения в семье были нарушены.
Цель

работы

с

семьёй

Петровой

А.И.:
налаживание детско-родительских отношений в семье.
Задачи:
- провести коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье; - научить правильному взаимоотношению между несовершеннолетним и матерью; - осуществлять контроль над разрешением конфликтной ситуации в семье
Степень реализации программы.
В настоящее время уже проведена следующая работа специалистами Калининского центра социального обслуживания населения г. Чебоксары по выправлению детско-родительских отношений в семье и мною, классным руководителем: - изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью; - первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи; - знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с ребёнком, оценка их условий жизни; - знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод; - изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций; - изучение личностных особенностей членов семьи; - координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями;
- составление планы работы с неблагополучной семьей (подростком). С матерью несовершеннолетнего была организована встреча и консультации с врачами. Также проведены: диагностика обследования личности, консультации «Возрастные особенности младшего школьного и подросткового возраста», «Пути выхода из конфликтной ситуации» и другие. Проводились также беседы, где решались вопросы: «Алкоголизм и дети». Особое внимание специалистов уделялось налаживанию детско-родительских отношений между матерью и ребенком. С несовершеннолетним проводились мероприятия, направленные на формирование знаний по повышению правовой грамотности и формирование семейных ценностей, любви и уважительного отношения к матери: «Обязанности детей в семье», «Права ребенка и права родителей»; «Моя семья», «Главный человек в моей жизни – мама». При работе с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, мини-тренинги.
В

результате

проделанной

работы
в семье наладились взаимоотношения между матерью и ребёнком. Улучшился психологический климат в семье. Мама научилась справляться с конфликтными ситуациями. Ребёнок был возвращен в семью и снят с учета.
Перспективы дальнейшего развития программы.
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.
Заключение.
Воспитание – самая трудная, беспокойная и тяжелая работа на свете. Чтобы достичь успеха, требуется максимум терпения, ответственности,
мудрости и всевозможных знаний. В то же время воспитание детей может принести самые радостные и благодарные переживания в жизни, когда чувствуешь себя наставником нового, единственного в своем роде человека. Какой родитель не испытывает истинного счастья, когда ребенок с сияющими глазами говорит: «Мама и папа – вы замечательные, а я похож на вас!».
Литература
1. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.- Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183. 2. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы) – СПб, Гардарика, 1999. 3. Бахмутский А.Е., Кондракова Н.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 72 с. 4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М.,АСТ-ПРЕСС, 1999г.


В раздел начальное образование