Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Понятие о местоимении. Личные местоимения."

технологическая карта урока по русскому языку

Автор: Глазаткина Татьяна Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №25 "Гелиос", город Находка



В раздел начальное образование



ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМЦ ЯЗЫКУ МБОУ «СОШ №25 «ГЕЛИОС»» НГО УЧИТЕЛЬ: ГЛАЗАТКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА УМК «ШКОЛА 2100», 3 КЛАСС Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения. Цели: 1. Обучающие:  Создать условия для работы над понятием «Местоимение».  Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.  Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения. 2. Развивающие:  Развивать внимание, память, культуру общения.  Обогащать словарный запас учащихся.  Расширять кругозор. 3. Воспитательные:  Воспитывать самостоятельность и организованность.  Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.  Воспитывать интерес к предмету. Планируемые образовательные результаты: Предметные УУД:  Научатся находить местоимения в речи.
 Познакомятся с ролью личных местоимений. Метапредметные УУД: 1. Познавательные: умение классифицировать объекты по существенному признаку, использовать прием планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, строить сообщение в устной и письменной форме, оценивать результаты выполненного задания, работать с толковым словарем, находить в нем необходимую информацию. 2. Регулятивные: умение работать по образцу, планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей, удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций, контролировать результаты своей деятельности. 3. Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнерам. Личностные УУД:  Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе. Продолжительность урока 45 мин. Место занятия – учебный кабинет. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Форма урока: урок – исследование. Межпредметные связи: русский язык + окружающий мир. Технологии: здоровьесберегающие, деятельностный метод обучения, информационно-коммуникативные, проблемного, дифференцирующего и развивающего обучения, ИКТ. Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, дефференцированная.
Методы и приемы: мнемоника, декламация, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, планирование, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение, прогнозирование, проблемная ситуация, доказательства, самоконтроль, комментирование, алгоритм, незаконченное предложение. Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия. Материалы и оборудование: телевизор, ПК, презентация, рабочие тетради, толковый словарь, карточки для исследовательской работы, карточки для дифференцированной работы, учебник Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык 3 класс. Методические рекомендации для учителя Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева.. Используемая литература: 1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: «Азбуковник», 2000 2. Деятельностный метод обучения: Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – Русский язык. 3 класс. 4. Методические рекомендации для учителя Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева 5. Интернет ресурсы
Организационная структура урока Этап урока Формирование УУД Методы и приемы Речь и деятельность учителя Речь и деятельность учащихся 1.Организационны й момент 1 мин. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку Межпредметные УУД: Регулятивные: осуществляют самоконтроль, Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: интерес к предмету, организация рабочего места. Личностные УУД: Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуаций успеха, доверия Мнемоника, декламация, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению. Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, мотивирует к деятельности. Добрый день. С каким настроением сегодня пришли в школу? Замечательно! Когда настроение отличное, то любое дело удается выполнить хорошо. Послушайте стихотворение, в нем звучит девиз нашего сегодняшнего урока. Начинается урок Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! И так девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать» А что такое тайны? А вы готовы открывать тайны? Тогда улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением мы приступим к открытию тайн в русском языке. Откройте тетради и запишите число. 2 февраля. Классная работа. Учащиеся проверяют готовность к уроку. Проверяют свою посадку, положение тетради. Записывают: 2 февраля. Классная работа. 2. Актуализация знаний 5мин. Цель: актуализировать знания о частях речи. Межпредметные УУД: Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков, ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: высказывают свое предположение. Наблюдение, сравнение, конкретизация, выделение главного. Предлагаю поработать в парах. На столах у вас карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор. 1 ряд: ласточка, мудрец, ученик, я, салют. 2 ряд: веселая, дружные, он, зимний, отважный. 3 ряд: думать, удивлять, ухаживать, ты, любить. Вы все замечательно справились с заданием. Верно определили части речи и нашли лишние слова. Прочитайте слова, которые не отнеслись ни к именам существительным, ни к именам прилагательным, ни к На доске: Имена существительные Имена прилагательные Глагол Я, он, ты Ученики вычеркивают повторяющиеся буквы.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, точно и полно выражают свои мысли. Личностные УУД: формируют умения видеть и признавать свои ошибки. глаголам. Значит это другая часть речи? Может кто-то знает, как она называется? Подсказка: вычеркните повторяющиеся буквы. (слайд) ооМрреззсаатллоууиккмяяеччнппивве Какое слово получилось? Ученики отвечают на вопросы учителя, читают название темы урока. МЕСТОИМЕНИЕ 3. Определение темы и целей урока 2 мин. Цель: сформировать представление о результате. Межпредметные УУД: Регулятивные: формируют тему, цель, проблему урока, планируют свою деятельность на уроке, определяют последовательность действий на уроке. Личностные УУД: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Целеполагание, рассуждение, прогнозирование, незаконченное предложение. Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока: Познакомимся с … Учимся отличать … Учимся использовать … Учитель обобщает высказывания детей и обращает внимание на слайд. Краткие сведенья о местоимениях. Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и существительных Почему- это действительно загадка, предлагаю провести исследование и найти отгадку. Учащиеся, формулируют цели урока, опираясь на слова. 4. Открытие новых знаний. 18 мин. Цель: познакомить с ролью местоимений в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными Предметные УУД: формируют у учащихся конкретные знания (понятия, правила), объясняют и применяют эти знания, действуют продуктивно в изучаемой области. Метапредметные УУД: Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к Проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, вопрос-ответ, частично- поисковый, декламация, исключение. Учитель предлагает найти ответ на отгадку, доказать или опровергнуть утверждение учащихся, консультирует, организуют работу. Начнем наше исследование. Перед вами есть еще одна карточка – исследовательская. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Исследовательская карточка 1. Местоимение – это … 2. Употребляется вместо … 3. Не называют предмет, а … Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы учителя.
преодолению препятствий). Познавательные: (общеучебные и логические): строить логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, обоснование, подбор аргументации), наблюдают, слушают. Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, аргументируют свое мнение, строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности. Личностные: умеют удерживать учебную задачу. 4. Личностные местоимения … 5. Местоимения отвечают на вопросы … 1. Работа с предложениями (слайд) Тигр – это дикое животное. Тигр очень ловкий и стройный. По лесу тигр передвигается неслышно и незаметно. Сообщение учителя о тиграх. Тигр – это царь тайги, недавно бывший на грани вымирания. Эти кошки в среднем весят до 200 кг, способны по снегу развивать скорость до 50 км/ч, охотятся в любое время суток на оленей, лосей, кабанов. На гербе Приморского края тоже изображен тигр – как символ уникальной природы нашего края. Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения? Какой имеется недостаток и как его исправить, посоветуйтесь с товарищем по парте. Давайте текст отредактируем. Составьте новые предложения и запишите отредактированный текст в тетрадь. Назовите, какие части речи встретились в предложениях? Закончите фразу: Предложение состоит из …, Каждое слово – это часть …. Так как местоимение – слово, оно является… Вывод один Ученики работают в парах и отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения ( неоправданный повтор слова, необходимо его заменить другим словом). Тигр – дикое животное. Он очень ловкий и стройный. ( комментированное письмо). В предложениях встретились имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Частью речи Местоимение – это часть речи. Ученики записывают
Итак, первое открытие. Местоимение – это … Запишите вывод в исследовательскую карточку. 2. Разбор слова по составу. Вспомните почему эта часть речи получила такое название? Вместо какой части речи мы употребили в предложении местоимение «он»? Тигр – какая часть речи? Слово «он» ставится на место имени существительного. А теперь давайте разберем слово местоимение по составу. Вывод два: Итак, второе открытие. Запишите в исследовательскую карточку. Я о себе такого мнения: Огромная роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! (слайд) 3. Выясним, какая же роль местоимения в речи. Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправили ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего мы используем в речи местоимения? Что обозначает существительное? вывод в исследовательскую карточку. Новое слово заняло место имени существительного. У доски работает один учащийся и мест- о – имение К существительным Место имени существительного. Местоимение употребляется вместо имен существительных. Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. Учащиеся записывают вывод в исследовательскую карточку. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Местоимение Нет
Какая часть речи указывает на данный предмет? Если не было бы первого предложения, было бы понятно о ком речь? В чем различие в значении местоимения и имени существительного? Вывод три: Какой можно сделать вывод? Запишите в исследовательскую карточку. 4.Знакомство с личными местоимениями. Инсценировка: послушайте диалог. Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь? Да, хорошо. Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома? Нет, она ушла в магазин. А Вова, он дома? Алина, начиная разговор, как ты назвала себя? ( Каким словом ты назвала себя?) Это первое лицо, которое участвует в диалоге. Алина , а как бы ты назвала себя и Максима одним словом? Мы – первое лицо. Местоимение мы означает как бы «я и еще кто-то, какой-то собеседник» Как Алина обращается ко второму участнику диалога? На Максима указывает местоимение «ты». Это второе лицо. Алина, как бы ты обратилась к Максиму, Вове и Кате, о которых ты спрашивала? Вы – второе лицо. Максим, Алина, а как вы обращаетесь ко мне не называя имени? Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение «Вы» может Местоимение не называет предмет, а указывает на него. Местоимение – часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. Учащиеся отвечают на вопросы. Слово «Я» Слово «Мы» Слово «Ты» Слово «Вы» Слово «Вы» «он», «она»
указывать и на одно лицо. Алина и Максим говорят о ком-то еще, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Катя – она, Вова – он.(3 лицо) А каким словом называть окно или яблоко? (оно) Местоимение он, она, оно указывают еще и на неодушевленные предметы. Местоимение я, мы, ты, вы, он, она, они называются личными. 5. Работа с толковым словарем. ( слайд) Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью. Учитель читает стихотворение о личных местоимениях. Я и мы, ты и вы Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения. Запишите личные местоимения в исследовательскую карточку. На какие вопросы отвечают эти слова? Вывод пять: Личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Запишите в карточку. Прочтите полностью картоку. «оно» «они» Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся записывают личные местоимения в исследовательскую карточку. Исследовательская карточка 1. Местоимение – это часть речи 2. Употребляется вместо существительного 3. Не называет предмет, а указывает на него. 4. Личные местоимения: я мы, ты, вы, он, она, оно, они. 5. Местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?
5. Физкультминутка 1 мин. Цель: Формировать ценностное отношение к своему здоровью Личностные УУД: Формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни Словестный, практичесий, наглядный Учитель показывает упражнение Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Я иду и ты идешь ( шагают на мете) Раз, два, три ( хлопки в ладоши) Я пою, и ты поешь Раз, два, три. Мы идем, и мы поем Раз, два, три. Очень дружно мы живем – Игра: Я называю слова, а вы замените их соответствующими местоимениями. Мальчик (он), мама ( она), бабушка, девоска, дети, цветок, люди, небо, солнце, ученики, лиса, медведь, мыши, Саша, поступок. Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. 6. Закрепление 5 мин. Цель: формировать умение применять полученные знания на практике, использовать личные местоимения в речи. Предметные УУД: Умеют применять знания на практике. Метапредметные УУД: Познавательные: находят ответы на вопросы, овладеют умением поиска и выделения необходимой информации. Выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного, осуществляют взаимоконтроль. Коммуникативные: Стимулирование интереса к учению, практический, рассуждение, обобщение, конкретизация, комментирование . Учитель предлагает вспомнить цель урока, задает вопросы, дает инструктаж. Вспомните, чему мы должны научиться? По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь. По небу – ( по чему?) – н.ф. (что?) небо – это сущ., неодуш., нариц., ср.р., ед. ч., Д.п., - второстепенный член. Учитель организует подведение итогов. Вывод: Что такое местоимение? Учащиеся повторяют цель урока, отвечают на вопросы, выполняют инструкции. Учащиеся, опираясь на исследовательскую карточку, дают определение местоимению.
участвуют в коллективном обсуждении, аргументируют свое мнение, осуществляют контроль. 7. Самостоятельная работа 9 мин. Цель: формировать умение применять новые знания на практике. Предметные УУД: умеют применять знания на практике. Метапредметные УУД: Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Какографии, инструктаж, наблюдение, самоконтроль, доказательство. Учитель предлагает выполнить задания разного уровня сложности. Инструктаж учителя. 1 уровень. Замени, где необходимо имена существительные личными местоимениями. Подчеркните личные местоимения. Юра идет на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. 2 уровень. Замени, где необходимо имена существительные личными местоимениями. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения. Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришел Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку. 3 уровень. Прочитайте и впишите вместо точек подходящее местоимение. Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … Очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот Учащиеся выбирают карточку и выполняют задания.
из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идут на изготовление цукатов. Карточку 3-го уровня проверяем в классе, а карточки 1- ого и 2-го уровня сдают на проверку учителю. 8. Итог урока 1 мин. Цель: подведение учащихся к итогу урока. Метапредметные УУД: Познавательные: анализ полученных знаний и умений. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении. Личностные УУД: следуют моральным нормам и этическим требованием. Самоконтроль, ключевые слова, обобщение, конкретизация. Учитель подводит итог в форме беседы: С какой частью речи мы познакомились? Почему эта часть речи получила такое название? Для чего нужны местоимения в речи? Учащиеся подводят итог урока. 9. Домашнее задание 1 мин. Цель: мотивировать детей на поисковую работу. Метапредметные УУД: Регулятивные: самоконтроль. Личностные: осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Словесный, инструктаж. Учитель предлагает выполнить задание по выбору. Сочинить стихотворение или сказку о местоимениях. Или Составить 5 предложений с местоимениями. Или Стр. 61- 62, Упр. 290 (5 предложений). Мотивация детей на поисковую работу (по выбору учащихся). Учащиеся записывают задание в дневник. 10. Самооценка. Рефлексия. 2 мин. Цель: мобилизация учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные: контролируют, оценивают процесс своей деятельности, дают оценку деятельности на уроке. Коммуникативные: участвуют в коллективном Незаконченное предложение, самоконтроль, конкретизация. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих местах, оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны и вы своей работой. Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность.
обсуждении. Личностные УУД: следуют моральным нормам и этическим требованиям. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. Продолжите фразу: «На уроке я узнал …» «Мне на уроке удалось…» «Мне бы хотелось похвалить …» «Самым интересным на уроке было …» «Урок для меня показался …» «За урок я …» «Мое настроение …» Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало слово «МЫ». А еще, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык».


В раздел начальное образование