Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Непроизносимые согласные в корне слова"

методическая разработка

Автор: Якимова Светлана Степановна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа №10 г. Благовещенска", г. Благовещенск, Амурская область



В раздел начальное образование




Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока
: Непроизносимые согласные в корне слова.
Класс
: 3
Предмет
: русский язык
Тип урока
: систематизация изученного материала
Цель для учителя:
создание условий для отработки навыков проверки непроизносимых согласных.
Цель для учащихся:
научиться находить слова с орфограммой «Непроизносимые согласные» и правильно писать их, используя проверочные слова (совершенствование правописных навыков).
Задачи:

Образовательные:
- повторить правило правописания непроизносимых согласных, отработать умение подбирать проверочные слова.
Развивающие:

-
развивать общеучебные умения и навыки (умение работать самостоятельно и контролировать себя, развивать монологическую речь, вести диалог с одноклассниками и учителем).
Воспитательные:

-
воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Планируемые результаты
:
1.

Личностные:
 понимание значения русского языка в процессе получения образования;  уважительное отношение к родному языку;  стремление к речевому самосовершенствованию.
2.

Метапредметные:
Формирование универсальных учебных действий:
1)

Личностные УУД
- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи, –создание внутренней мотивации к учению, – умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
2)

Регулятивные УУД

целеполагание
(постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что неизвестно); 
контроль
(сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 
коррекция
(внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и продуктом); 
оценка
(выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
3)

Познавательные УУД
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  анализ объектов с целью выделения признаков;  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
4)

Коммуникативные УУД
 умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками: работать в паре, договариваться, находить общее решение;  умение слушать и вступать в диалог;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карточки. Ход урока. 1. Оргмомент.
Слайд 1.
-Всем доброе утро! Давайте улыбнёмся одноклассникам, нашим гостям, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения! Запишите сегодняшнее число, классная работа. 2. Давайте назовём большую тему, над которой мы работаем уже в течение нескольких уроков? (Девять правил орфографии) -А кто может перечислить эти правила? (ученик перечисляет). Спасибо за ответ. А вот над какой темой мы сегодня будем работать на уроке, нам подскажет героиня мультфильма. Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев». Учитель: Какую же фразу говорит мартышка? А какие орфограммы вы услышали в этих словах? А кто догадался – о какой орфограмме мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (непроизносимые согласные).
Слайд 2.
- А как вы думаете, можно ли эти слова сделать девизом нашего урока?
Попробуйте записать этот девиз самостоятельно(запись девиза). Проверьте (на экране). Как вы проверяли написание?
ужасно– ужасен

интересно – интересен

неизвестно - известен
- Кто расскажет правило?(правило ) - Молодцы! Кто справился с заданием без ошибок и записал без ошибок – поставьте себе плюс, не справился – минус, были затруднения - ? - Ну раз вы всё так хорошо уже знаете, ответьте на следующие вопросы: - В каких сочетаниях может встретиться непроизносимый согласный? - Какие непроизносимые согласные вы знаете? (ответы детей) - Почему вы затруднялись? ( ответы детей – не хватает знаний). - Значит, какую цель мы сегодня поставим на уроке?
Узнать, какие непроизносимые согласные и в каких сочетаниях могут встречаться в словах.

3. Пробное действие. Слайд 3.
Разбейте эти слова на 3 группы: Вкусный, лестница, счастливый, праздник, солнце, прекрасный, поздний, серьёзный, чувство. - Какие группы у вас получились? - По какому принципу вы их делили? Давайте проверим с образцом: счастливый вкусный лестница поздний прекрасный чувство солнце серьёзный праздник - Какие слова попали в первый столбик? Во второй? В третий? Какими можно назвать слова первого и второго столбика? (слова с проверяемой непроизносимой согласной) Третий столбик – слова с непроверяемой непроизносимой согласный? Какое ещё слово не назвали в этом столбике? (здравствуй) А почему? Здесь можно подобрать проверочное слово, если знаешь его происхождение (здравия желать). Подчеркните согласные. - Кто сделает вывод? Вывод: Непроизносимые согласные могут быть проверяемыми и таким, правописание которых нужно запомнить). - Какие сочетания вы можете назвать? (смотрим на экран). - Выберете: здн зн ст стн сн нц чк чн щн Слайд 4. - Делаем вывод: - В каких сочетаниях могут встретиться непроизносимые согласные? Чистописание:
здн зн стл ст стн сн вдлт вдлт - Какие согласные могут стать непроизносимыми? - Наблюдаем (допишите в чистописание). 6. Первичное закрепление с проговариванием правила. Проверьте, все ли слова относятся к нашей теме? Найдите лишнее слово (хороший – безуд.гласный) Но как же нам всё таки запомнить? Что сначала надо сделать, прежде чем написать слово с непроизносимым согласным? Слайд (алгоритм). Разделим оставшиеся слова на две группы: Звёз .ный, завис.ливый, безопас.ный, свис. нуть , небес.ный, гиган . ский, напрас.ный, х . роший, чес.ный. 1) есть непроизносимый согласный_________________________________ 2)нет непроизносимого согласного________________________________ ФИЗМИНУТКА. «Солнце спит и небо спит» - Найдите в нашей физминутке слова с непроизносимыми согласными? 7. Включение в систему знаний. а)(сочетания писали, слова писали, теперь давайте поработаем с предложениями): Человек трудолюбивый – самый ______________. Тайна, _______________троим, уже не тайна. ____________ встанешь – мало сделаешь. б) решение задач( по вариантам). 8.Рефлексия. ТЕСТ: 1. Написание непроизносимых согласных в корне слова можно не проверять, а просто запомнить. 2. Для проверки слов с непроизносимым согласным нужно подобрать такое проверочное слово, где этот согласный произносится. 3. В словах тростник, местный, окрестность пишется непроизносимый согласный Т. 4. В словах
чувство, праздник, здравствуй, лестница
– непроизносимый гласный можно проверить, применяя правило. 5.Написание слов
чувство, праздник, здравствуй, лестница
нужно запомнить. - + + - + Итог:
- Какую тему изучали на уроке? - Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? - Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Будьте как солнце, красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честны!

Будьте всегда счастливы!


В раздел начальное образование