"ФГОС: урочная и внеурочная деятельность"
доклад
Автор: Гиниятуллина Раиля Халитовна, учитель начальных классов, МБОУ "Татарско Толкишская СОШ", село Кзыл Ялан
В раздел начальное образование
ФГОС: урочная и
внеурочная
деятельность
Гиниятуллина Раиля Халитовна
учитель начальных классов I квалификацион
ной категории МБОУ «Татарско-Толкишская
СОШ» Чистопольского муниципального района
В 2011-2012 учебном году в нашей школе был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Стоял вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения. Вместе с администрацией и педагогическим коллективом школы мы посчитали, что УМК «Перспективная начальная школа» соответствует новому стандарту, поскольку: -содержание учебника рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно является дифференцированным; -содержание учебника ориентировано на развитие личности ребёнка и носит деятельностный характер; -учебник способствует развитию познавательного интереса у детей; развивает творческие способности, самостоятельность обучающихся; -учебник может использоваться и во внеурочной деятельности. Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Как проходит обычный урок, например, по литературному чтению или окружающему миру? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Например по окружающему миру во втором классе на тему «Свойство воздуха»было задание всем ученикам присутствующим на уроке: провести опыты и наблюдения.Во время урока мы вышли на улицу и почувствовали ветерок, это воздух заколебался. Посмотрели и увидели всё, что вокруг нас, значит воздух прозрачен. Подошли к цветку на подоконнике, понюхали, пахло цветком, подошли к кухне, пахло хлебом и пришли к выводу , что воздух не имеет запаха.На следующий урок желающие сделали сообщение на тему «Свойство воздуха».Работая по теме «Вода и её свойство» тоже были проведены опыты на выявление свойств воды. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного
материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед классом, и обсуждение в группах, и многое другое. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Согласно ФГОС теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Так вот, развивать умения универсальных учебных действий, я считаю, помогает проектно-исследовательская деятельность младших школьников. В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Начиная работу над проектами, мне хотелось работать на перспективу: выполнить проектные темы первого года обучения детей в школе, но и не отпугнуть « младших научных сотрудников» от участия в будущих проектах. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Когда по обучению грамоте мы с первоклассиками буквы мы выполнили мини проет «Спрячь букву», детям это очень понравилось. Продолжили проект по окружающему миру «Моя семья». Этот проект у нас длился две недели. Учащиеся сами искали в библиотеке стихи и читали вместе, с родителями искали ответы на возникшие вопросы по поводу семьи, его членах, родственных связях; находили пословицы,рисовали ,писали сочинения о семье, составляли генеологическое дерево. Так же работая над проектом «Домашние
животные», ученики поняли , что если не ухаживать за животными, которых люди приручили много лет назад, они погибнут. Д Выбирая тему проекта, помогала детям понять и привыкнуть к таким важным вещам, как работа в команде над общим делом для достижения общей цели, где только от результата каждого весь проект становится интересным и достойным высокой оценки. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К.Мамардашвили) ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) полноправным членом общества. Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития. И вот так мы работаем уже который год. Мы рады, что пошли по этому пути.
В 2011-2012 учебном году в нашей школе был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Стоял вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения. Вместе с администрацией и педагогическим коллективом школы мы посчитали, что УМК «Перспективная начальная школа» соответствует новому стандарту, поскольку: -содержание учебника рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно является дифференцированным; -содержание учебника ориентировано на развитие личности ребёнка и носит деятельностный характер; -учебник способствует развитию познавательного интереса у детей; развивает творческие способности, самостоятельность обучающихся; -учебник может использоваться и во внеурочной деятельности. Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Как проходит обычный урок, например, по литературному чтению или окружающему миру? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Например по окружающему миру во втором классе на тему «Свойство воздуха»было задание всем ученикам присутствующим на уроке: провести опыты и наблюдения.Во время урока мы вышли на улицу и почувствовали ветерок, это воздух заколебался. Посмотрели и увидели всё, что вокруг нас, значит воздух прозрачен. Подошли к цветку на подоконнике, понюхали, пахло цветком, подошли к кухне, пахло хлебом и пришли к выводу , что воздух не имеет запаха.На следующий урок желающие сделали сообщение на тему «Свойство воздуха».Работая по теме «Вода и её свойство» тоже были проведены опыты на выявление свойств воды. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного
материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед классом, и обсуждение в группах, и многое другое. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Согласно ФГОС теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Так вот, развивать умения универсальных учебных действий, я считаю, помогает проектно-исследовательская деятельность младших школьников. В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Начиная работу над проектами, мне хотелось работать на перспективу: выполнить проектные темы первого года обучения детей в школе, но и не отпугнуть « младших научных сотрудников» от участия в будущих проектах. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Когда по обучению грамоте мы с первоклассиками буквы мы выполнили мини проет «Спрячь букву», детям это очень понравилось. Продолжили проект по окружающему миру «Моя семья». Этот проект у нас длился две недели. Учащиеся сами искали в библиотеке стихи и читали вместе, с родителями искали ответы на возникшие вопросы по поводу семьи, его членах, родственных связях; находили пословицы,рисовали ,писали сочинения о семье, составляли генеологическое дерево. Так же работая над проектом «Домашние
животные», ученики поняли , что если не ухаживать за животными, которых люди приручили много лет назад, они погибнут. Д Выбирая тему проекта, помогала детям понять и привыкнуть к таким важным вещам, как работа в команде над общим делом для достижения общей цели, где только от результата каждого весь проект становится интересным и достойным высокой оценки. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К.Мамардашвили) ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) полноправным членом общества. Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития. И вот так мы работаем уже который год. Мы рады, что пошли по этому пути.
В раздел начальное образование