"Путешествие по сказкам А.С.Пушкина.Действия с многозначными числами"
конспект
Автор: Мингажева Нурия Назифовна, учитель начальных классов, МБОУ Школа № 157, город Уфа Республика Башкортостан
В раздел начальное образование
Тема. «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Действия с многозначными числами».
Цели урока. Повторение приемов устного и письменного умножения и деления для
различных случаев, закрепление вычислительных навыков, совершенствование умений
решать задачи. Проверить и обобщить знания произведений А.С.Пушкина.
Оборудование. Портрет А.С.Пушкина, изображения сказочных героев, выставка
рисунков на тему «Моя любимая сказка», выставка лепных работ учащихся на тему
«Мой любимый сказочный герой»,
Карточки с заданиями, учебник математики.
Ход урока.
Звучит музыка. Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила».
У. Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Вы, конечно же, узнали эти строки. Я
неспроста начала урок с этих строк.
Сегодня мы с вами совершим математическое путешествие в страну сказок и
стихотворений А.С.Пушкина. Вспомним приключения сказочных героев, а заодно
повторим и закрепим тему «Действия с многозначными числами», решим примеры и
задачи. Вы готовы путешествовать?
Но перед тем, как отправиться в путь, Давайте вспомним сказочных героев, которые
пришли к нам на урок. Они будут сопровождать нас в пути (предлагается угадать из
каких сказок пришли гости, как их зовут: старик со старухой, Дадон, Черномор, три
девицы, Царевна-лебедь, черт и др.)
У. Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в путешествие. А поплывем
мы на корабле по сказочному Синеморью. Поплыли?
Ребята, нашим взорам открывается прекрасный мир сказок. Я на горизонте вижу
остров.
I. Чистописание.
II.Устный счет.
На доске запись:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница такая…
У. Ребята, давайте прочитаем и узнаем, в какую сказку мы попали.
Д. Это «Сказка о царе Салтане».
У. Правильно. Давайте вспомним, о чем эта сказка (дети кратко пересказывают
сказку).
У. Какое несчастье случилось с князем Гвидоном?
Д. Его разлучили с отцом.
У. Он очень хочет встретиться с отцом. Но для этого мы должны ему помочь.
Сказочные герои нам приготовили задания, которые мы должны выполнить. И только
после этого князь сможет вернуться на остров Буян к царю Салтану.
1.Первое задание нам приготовила белочка (На орешках).
У.Садитесь правильно, Откройте тетради, положите правильно, с наклоном.
Запишите число: 26.12 Классная работа.
Ручки положите, и внимательно послушайте первое задание.
- Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 201.
-Какое число получилось? Д.1799 (учитель записывает это число на доске, дети вспоминают правила написания цифр, затем прописывают его уменьшая на 10: 1789, 1779, 1769 и т.д.) - Что вы можете сказать об этом числе? Какое оно? -Назовите соседей этого числа. - Назовите состав (ед., дес., сот., тыс.) -Ребята, а кто догадался какая это дата? Д. Это дата рождения Великого русского поэта А.С.Пушкина. -Как узнать, сколько лет прошло со дня рождения поэта? -Д. Отнять от сегодняшней даты, ту дату (209 лет) У. Молодцы. Теперь давайте выполним второе задание. Белка предлагает составить программу действий и выполнить решение: 3 1 2 4 800-(20* 15+4)+60=556 У. И, наконец, третье задание. 23 м 06 см=…см 12км=…м 2355кг=…т…кг 5ц 25кг=…кг 584мм=…см…мм 4км 070м=…м 62335кг=…т…кг 1мин 6 с=…с 2ч 45 мин=…мин III.Ребята, вы справились с заданиями белочки. А теперь я предлагаю вам сесть на наш корабль и вновь отправиться в путь. В какой сказке мы окажемся , узнаем из отрывка, который прочитает нам Лиза. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года… -Из какой сказки отрывок? Д. Эта «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. - О чем эта сказка? -Какая была старуха в сказке? ( сварливая, вечно чем-то недовольная) -Какой был старик? -Чему учит сказка? (Доброте, умению ценить все хорошее) У. Золотая рыбка приготовила нам задания. К каждому из вас приплыли подруги золотой рыбки и каждая из них принесла вам примеры на деление, умножение, вычитание и сложение. Только выполнив их , мы сможем плыть дальше. ( выполняется по вариантам) 356:2 972:4 2970:6 4285:5 53425+78629 101008-12389 35894+7068 126547-79652 IV.Физминутка. - В кого превратился князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
-Я вам предлагаю превратиться в комариков и отдохнуть (Учитель читает отрывок из сказки, дети делают физминутку, имитируют происходящее в сказке) «…Ну, послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром», И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился. Комаром оборотился. Полетел и запищал, Судно на море догнал. Потихоньку опустился На корабль- и в щель забился. (Дети садятся за парты). -Поплыли дальше? Ой, ребята. А море –то замерзло. Баба-Яга заморозило наше Синеморье. Плыть дальше мы не можем, пока не выполним ее задания. -Баба-Яга спрашивает, какое сейчас время года? -Какие изменения происходят в природе с наступлениями зимних холодов? -А как об этом писал в своих произведениях А.С.Пушкин? ( Дети рассказывают наизусть стихи о зиме: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»). У. Ребята, а на самом деле море замерзает? Д.Нет, потому что оно соленое и находится в постоянном движении. -Правильно. Баба-Яга довольна вашими ответами и мы можем плыть дальше. V.Звучит музыка. Дети читают отрывок из «Сказки о мертвой царевне» Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился. И царица у окна Села ждать его одна. -Ребята, в какой сказке мы оказались? Д. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина -Страстный пушкинист В.Непомнящий говорил: « Сказка о мертвой царевне» упование на верность и любовь, т.е. сказка о любви и верности -Как вы понимаете, что значит любить? Быть верным? -Кого из героев сказки вы считаете таковыми?(ответы детей подкрепляются примерами из текста): Царица-мать «Ждет-пождет с утра до ночи…» «Смотрит в поле… с белой зори до ночи…» «С поля глаз она не сводит…» -От любви можно умереть, как умерла царица-мать. -А что можем сказать о королевиче Елисее?
-Сила его любви такова, что от нее можно и воскреснуть. Он долго ищет царевну: « И о гроб невесты милой Он ударился всей силой Гроб разбился, Дева вдруг Ожила» -Молодая царевна верна своему жениху: « Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно отдана». « Мне всех милей Королевич Елисей» -Что мы можем сказать о семи богатырях? - Они любят родную землю. Они ее защитники. - А кого любит царица-мачеха? - Только себя. -Почему она умерла? -От злобы на тех, кто не только прекраснее ее, но и добрее. Решение задач. -Ребята, в этой сказке мы должны помочь королевичу Елисею добраться до своей невесты. Сможем это сделать, решив задачи. ( На партах на листочках задачи) Задача №1 Корабль проходит за 4 ч такое же расстояние, как лодка за 9ч. Узнай среднюю скорость лодки, если известно, что средняя скорость корабля 36 км/ч. Задача № 2 Туристы в первый день прошли на байдарках 30 км, двигаясь со средней скоростью 6 км/ч, во второй день – 35 км со средней скоростью 7 км/ч. Сколько времени туристы шли на байдарках в эти два дня? У. Молодцы, мы справились с этим заданием. Думаю, пора плыть дальше. А пока мы с вами плывем, я хочу у вас спросить, кто же вдохновлял А.С Пушкина писать такие прекрасные сказки? Д. Няня Арина Родионовна. У. Правильно, поэт был очень привязан к своей няне. Ведь она единственная кто был рядом с ним в трудные минуты рядом. У него и стихи есть посвященные Арине Родионовне. Какие? ( Ученик наизусть читает стихотворение «Няне») У.Преданий, легенд няня знала очень много. Няня сказывала, а Пушкин записывал. Вот и сказку о Царевне-Лебеди, которую князь Гвидон спас от злого волшебника- Коршуна, А.С.Пушкин услышал от няни Арины Родионовны, а она узнала ее от своей бабушки, а та от своей. Ведь сказки, как вы знаете, переходили от поколения к поколению. Давайте и мы с вами познакомимся с преданием о волшебной птице.(Ученик читает заранее подготовленное сообщение).
-Вот мы и приплыли в нашу следующую сказку. Отрывок из сказки читает ученик. - Как называется сказка? Д.« Сказка о золотом петушке». У.Золотой петушок тоже приготовил вам задания. Он хочет узнать, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Перед вами лежат листочки с вопросами, на которые вы должны ответить. (Взаимопроверка) Вопросы. 1 Сказка немецких писателей братьев Гримм называется « Белоснежка и семь гномов». Как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом? 2.Назовите героя известной сказки, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. С первого щелчка Прыгнул поп до потолка, Со второго щелчка Лишился поп языка… 3.Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? 4.Что эта за девица? «Вдруг шатер распахнулся… и девица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя…» 5.О ком говориться в этих строках? Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Проводится взаимопроверка. Проверка иоценивание работ. У. Чему учат сказки? Давайте вспомним строки, которыми заканчивается «Сказка о Золотом Петушке» и скажем хором: Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок.
-Вот и подходит к концу наше сказочное путешествие. Благодаря вам, вашему старанию князь Гвидон благополучно добрался в царство славного Салтана. -За активную работу вы получаете свои оценки. -Ребята, какие трудности испытали на уроке? - Как вы думаете над чем еще придется поработать? Молодцы! А теперь нам пора возвращаться обратно. Мы благодарим гостей, которые путешествовали вместе с нами. Говорим им до свидания. Урок окончен.
-Какое число получилось? Д.1799 (учитель записывает это число на доске, дети вспоминают правила написания цифр, затем прописывают его уменьшая на 10: 1789, 1779, 1769 и т.д.) - Что вы можете сказать об этом числе? Какое оно? -Назовите соседей этого числа. - Назовите состав (ед., дес., сот., тыс.) -Ребята, а кто догадался какая это дата? Д. Это дата рождения Великого русского поэта А.С.Пушкина. -Как узнать, сколько лет прошло со дня рождения поэта? -Д. Отнять от сегодняшней даты, ту дату (209 лет) У. Молодцы. Теперь давайте выполним второе задание. Белка предлагает составить программу действий и выполнить решение: 3 1 2 4 800-(20* 15+4)+60=556 У. И, наконец, третье задание. 23 м 06 см=…см 12км=…м 2355кг=…т…кг 5ц 25кг=…кг 584мм=…см…мм 4км 070м=…м 62335кг=…т…кг 1мин 6 с=…с 2ч 45 мин=…мин III.Ребята, вы справились с заданиями белочки. А теперь я предлагаю вам сесть на наш корабль и вновь отправиться в путь. В какой сказке мы окажемся , узнаем из отрывка, который прочитает нам Лиза. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года… -Из какой сказки отрывок? Д. Эта «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. - О чем эта сказка? -Какая была старуха в сказке? ( сварливая, вечно чем-то недовольная) -Какой был старик? -Чему учит сказка? (Доброте, умению ценить все хорошее) У. Золотая рыбка приготовила нам задания. К каждому из вас приплыли подруги золотой рыбки и каждая из них принесла вам примеры на деление, умножение, вычитание и сложение. Только выполнив их , мы сможем плыть дальше. ( выполняется по вариантам) 356:2 972:4 2970:6 4285:5 53425+78629 101008-12389 35894+7068 126547-79652 IV.Физминутка. - В кого превратился князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
-Я вам предлагаю превратиться в комариков и отдохнуть (Учитель читает отрывок из сказки, дети делают физминутку, имитируют происходящее в сказке) «…Ну, послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром», И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился. Комаром оборотился. Полетел и запищал, Судно на море догнал. Потихоньку опустился На корабль- и в щель забился. (Дети садятся за парты). -Поплыли дальше? Ой, ребята. А море –то замерзло. Баба-Яга заморозило наше Синеморье. Плыть дальше мы не можем, пока не выполним ее задания. -Баба-Яга спрашивает, какое сейчас время года? -Какие изменения происходят в природе с наступлениями зимних холодов? -А как об этом писал в своих произведениях А.С.Пушкин? ( Дети рассказывают наизусть стихи о зиме: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»). У. Ребята, а на самом деле море замерзает? Д.Нет, потому что оно соленое и находится в постоянном движении. -Правильно. Баба-Яга довольна вашими ответами и мы можем плыть дальше. V.Звучит музыка. Дети читают отрывок из «Сказки о мертвой царевне» Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился. И царица у окна Села ждать его одна. -Ребята, в какой сказке мы оказались? Д. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина -Страстный пушкинист В.Непомнящий говорил: « Сказка о мертвой царевне» упование на верность и любовь, т.е. сказка о любви и верности -Как вы понимаете, что значит любить? Быть верным? -Кого из героев сказки вы считаете таковыми?(ответы детей подкрепляются примерами из текста): Царица-мать «Ждет-пождет с утра до ночи…» «Смотрит в поле… с белой зори до ночи…» «С поля глаз она не сводит…» -От любви можно умереть, как умерла царица-мать. -А что можем сказать о королевиче Елисее?
-Сила его любви такова, что от нее можно и воскреснуть. Он долго ищет царевну: « И о гроб невесты милой Он ударился всей силой Гроб разбился, Дева вдруг Ожила» -Молодая царевна верна своему жениху: « Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно отдана». « Мне всех милей Королевич Елисей» -Что мы можем сказать о семи богатырях? - Они любят родную землю. Они ее защитники. - А кого любит царица-мачеха? - Только себя. -Почему она умерла? -От злобы на тех, кто не только прекраснее ее, но и добрее. Решение задач. -Ребята, в этой сказке мы должны помочь королевичу Елисею добраться до своей невесты. Сможем это сделать, решив задачи. ( На партах на листочках задачи) Задача №1 Корабль проходит за 4 ч такое же расстояние, как лодка за 9ч. Узнай среднюю скорость лодки, если известно, что средняя скорость корабля 36 км/ч. Задача № 2 Туристы в первый день прошли на байдарках 30 км, двигаясь со средней скоростью 6 км/ч, во второй день – 35 км со средней скоростью 7 км/ч. Сколько времени туристы шли на байдарках в эти два дня? У. Молодцы, мы справились с этим заданием. Думаю, пора плыть дальше. А пока мы с вами плывем, я хочу у вас спросить, кто же вдохновлял А.С Пушкина писать такие прекрасные сказки? Д. Няня Арина Родионовна. У. Правильно, поэт был очень привязан к своей няне. Ведь она единственная кто был рядом с ним в трудные минуты рядом. У него и стихи есть посвященные Арине Родионовне. Какие? ( Ученик наизусть читает стихотворение «Няне») У.Преданий, легенд няня знала очень много. Няня сказывала, а Пушкин записывал. Вот и сказку о Царевне-Лебеди, которую князь Гвидон спас от злого волшебника- Коршуна, А.С.Пушкин услышал от няни Арины Родионовны, а она узнала ее от своей бабушки, а та от своей. Ведь сказки, как вы знаете, переходили от поколения к поколению. Давайте и мы с вами познакомимся с преданием о волшебной птице.(Ученик читает заранее подготовленное сообщение).
-Вот мы и приплыли в нашу следующую сказку. Отрывок из сказки читает ученик. - Как называется сказка? Д.« Сказка о золотом петушке». У.Золотой петушок тоже приготовил вам задания. Он хочет узнать, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Перед вами лежат листочки с вопросами, на которые вы должны ответить. (Взаимопроверка) Вопросы. 1 Сказка немецких писателей братьев Гримм называется « Белоснежка и семь гномов». Как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом? 2.Назовите героя известной сказки, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. С первого щелчка Прыгнул поп до потолка, Со второго щелчка Лишился поп языка… 3.Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? 4.Что эта за девица? «Вдруг шатер распахнулся… и девица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя…» 5.О ком говориться в этих строках? Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. Проводится взаимопроверка. Проверка иоценивание работ. У. Чему учат сказки? Давайте вспомним строки, которыми заканчивается «Сказка о Золотом Петушке» и скажем хором: Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок.
-Вот и подходит к концу наше сказочное путешествие. Благодаря вам, вашему старанию князь Гвидон благополучно добрался в царство славного Салтана. -За активную работу вы получаете свои оценки. -Ребята, какие трудности испытали на уроке? - Как вы думаете над чем еще придется поработать? Молодцы! А теперь нам пора возвращаться обратно. Мы благодарим гостей, которые путешествовали вместе с нами. Говорим им до свидания. Урок окончен.
В раздел начальное образование