"Формирование нравственных качеств младших школьников на основе сказкотерапии"
методическая разработка
Автор: Онуфриева Елена Александровна, учитель начальных классов, МОБУ НОШ №36 "Надежда", Якутск, Республика Саха (Якутия)
В раздел начальное образование
«Формирование нравственных качеств младших школьников на основе
сказкотерапии».
Вопросы нравственного воспитания всегда занимали центральное место
среди проблем школьной педагогики и психологии. Эти проблемы
приобретают особое значение в настоящее время в связи с ориентиром в
воспитании на общечеловеческие ценности, на гуманизацию педагогического
процесса. Становится необходимым анализ проведенных исследований с
целью выделения имеющихся в них тендеций, невостребованных или
забытых идей, значимых для современной науки.
Младший школьный возраст сензитивендля формирования у ребенка
гуманного отношения к другим людям. Если основы этого качества не будут
сформированы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, то вся
личность ребенка может стать ущербной, и в последствии восполнить этот
пробел будет чрезвычайно трудно.
Основные проблемы воспитания связаны с нравственным воспитанием
младших школьников. (т.е. коллективных взаимоотношений, личностных
качеств ребенка-дружелюбие, гуманности, трудолюбия, целеустремленности,
активности, организаторских умений, формированием отношения к труду,
учебе)
В качестве гипотезы исследования я выдвинула
предположение, что формирование нравственных качеств младших
школьников на основе сказкотерапии будет эффективным, если:
Организовать занятия на основе сказкотерапии с подбором сказок,
направленных на формирование нравственных качеств младших школьников;
Создать условия для собственного самовыражения детей;
Установить тесную связь с родителями для совместной работы по
формированию нравственных качеств младших школьников.
Экспериментальной базой исследования является 1 б класс МОБУ НОШ
№36 города Якутска.
Эксперимент проходит в 3 этапа.
Цель констатирующего этапа – изучение уровня развития нравственных
качеств у младших школьников.
Основные методы использованы при проведении исследования: Опрос, тестирование, наблюдение за ребенком, беседы. 1 метод Была использована методика Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. с целью выяснить уровни развития нравственно-эмоциональной сферы.Я взяла за основу русскую народную сказку «Морозко»(ленивица и падчерица) Таблицы и чистограммы, иллюстрация результата по этой методике позволили прийти к выводу о том, что в целом эмоционально – нравственный уровень детей средний. 2 метод По второй серии опыта был проведен опрос детей с целью определения уровня знания содержания сказок. 3 метод Также проведено анкетирование родителей. Анализ ответов показал, что родители хотя и понимают педагогическое значение сказок, но недостаточно их используют. Так, только 18 % опрошенных ответили, что ставят сказочных героев в пример своим детям. 4 метод Проводилось изучение осознание детьми нравственных норм. По методике Козловой. Детям предлагалась сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. На констатирующем этапе при помощи этих исследований я выявила, что: Уровень знания содержания сказок средний Дети в выборе любимого сказочного героя ориентируются больше на нравственные качества Родители хоть и понимают значение и роль сказок в воспитании личности ребенка, пользуются этим средством крайне бессистемно. В целом представление детей о нравственных качествах среднее.
При проведении формирующего эксперимента разработан перспективный план занятия по сказкотерапии на 4 года. (прилагается в докладе) Во время эксперимента выявилось что необходим алгоритм занятия: Ритуал входа в сказку. Беседа или проблемная ситуация. Лепка, рисование, подвижная игра, изготовление атрибутов для игр, импровизация Ритуал выхода из сказки
Основные методы использованы при проведении исследования: Опрос, тестирование, наблюдение за ребенком, беседы. 1 метод Была использована методика Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. с целью выяснить уровни развития нравственно-эмоциональной сферы.Я взяла за основу русскую народную сказку «Морозко»(ленивица и падчерица) Таблицы и чистограммы, иллюстрация результата по этой методике позволили прийти к выводу о том, что в целом эмоционально – нравственный уровень детей средний. 2 метод По второй серии опыта был проведен опрос детей с целью определения уровня знания содержания сказок. 3 метод Также проведено анкетирование родителей. Анализ ответов показал, что родители хотя и понимают педагогическое значение сказок, но недостаточно их используют. Так, только 18 % опрошенных ответили, что ставят сказочных героев в пример своим детям. 4 метод Проводилось изучение осознание детьми нравственных норм. По методике Козловой. Детям предлагалась сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. На констатирующем этапе при помощи этих исследований я выявила, что: Уровень знания содержания сказок средний Дети в выборе любимого сказочного героя ориентируются больше на нравственные качества Родители хоть и понимают значение и роль сказок в воспитании личности ребенка, пользуются этим средством крайне бессистемно. В целом представление детей о нравственных качествах среднее.
При проведении формирующего эксперимента разработан перспективный план занятия по сказкотерапии на 4 года. (прилагается в докладе) Во время эксперимента выявилось что необходим алгоритм занятия: Ритуал входа в сказку. Беседа или проблемная ситуация. Лепка, рисование, подвижная игра, изготовление атрибутов для игр, импровизация Ритуал выхода из сказки
В раздел начальное образование