"Проектирование индивидуального образовательного маршрута учащихся с ОВЗ в начальной школе"
статья
Автор: Тюкавкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ Усть-Тасуркайская ООШ, с. Усть-Тасуркай, Приаргунский район, Забайкальский край
В раздел начальное образование
Автор: Тюкавкина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ
Усть-Тасуркайская ООШ, с.Усть-Тасуркай, Приаргунский район,
Забайкальский край
В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ, маршрутов и траекторий обучающихся, в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В связи с этим одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, обеспечения доступности получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от того, какова структура и содержание программ, по которым они обучаются. В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и
компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды. Основной целью образования является достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями. Инклюзивное образование дает: детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности; родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии; школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны; обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности; государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели инклюзивного образования. Равный доступ к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, культуры, социального и экономического
статуса родителей, психических и физических возможностей. Одной из эффективных технологий организации индивидуального образования для детей с ОВЗ сегодня применяющимся является проектирование индивидуальной программы. Индивидуальная образовательная программа – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся: 1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды; 2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды; 3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения; 4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики. Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения. Индивидуальный образовательный маршрут – это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ, маршрутов и траекторий для детей с ОВЗ, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями в начальных классах обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В. Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П. Буева, А.Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В. Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина. Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, Н.А. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрены в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др. Несмотря на достаточную научно-методическую изученность вопросов обучения детей с ОВЗ, вместе с тем остается актуальной и требует дополнительного изучения
проблема
обеспечения наиболее эффективных условий организации обучения младших школьников с ОВЗ посредством проектирования для них индивидуальных образовательных маршрутов. Разработчиками и участниками реализации индивидуального образовательного маршрута являются: 1) Учитель – предметник – разрабатывает и корректирует индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с рекомендациями специалистов; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуального образовательного маршрута, определяет содержание индивидуального образовательного маршрута с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывает способы и приемы, посредством которых учащийся будет осваивать содержание образования.
2) Педагог-психолог, учитель – логопед – представляет комплексное изучение психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 3) Заместитель директора по УВР (координатор инклюзивного образования) координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуального образовательного маршрута. 4) Директор школы несет ответственность за содержание и выполнение индивидуального образовательного маршрута. 5) Психолого-педагогический консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуального образовательного маршрута, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуального образовательного маршрута; корректирует содержание индивидуального образовательного маршрута на основе результатов промежуточной диагностики. 6) Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальный образовательный маршрут по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ. 7) Социальный педагог совместно с классным руководителем планирует формы работы по реализации индивидуального образовательного маршрута социализации учащихся. Таким образом, индивидуальная образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная
программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; универсального способа создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент не существует, также невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу: он должен порождать процесс изменения в развитии и обучении ребенка, с его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса. Изучив теоретические аспекты проектирования индивидуальной образовательной программы для младших школьников с ОВЗ, можно сделать следующие выводы: дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, число которых в настоящее время растет; дети с ОВЗ имеют различные образовательные потребности, реализация которых возможна посредством учителя через специальное образование; научно-методические основы организации процесса обучения младших школьников с ОВЗ определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, они устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты образования, которые могут быть реализованы через организацию обучения: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах, в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; индивидуальная образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и
самореализации; универсального способа создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент не существует, также невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу: он должен порождать процесс изменения в развитии и обучении ребенка, с его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
В последние годы происходит обновление системы образования, сближение специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ, маршрутов и траекторий обучающихся, в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В связи с этим одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, обеспечения доступности получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от того, какова структура и содержание программ, по которым они обучаются. В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и
компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды. Основной целью образования является достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями. Инклюзивное образование дает: детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности; родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии; школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны; обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности; государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений. Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели инклюзивного образования. Равный доступ к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, культуры, социального и экономического
статуса родителей, психических и физических возможностей. Одной из эффективных технологий организации индивидуального образования для детей с ОВЗ сегодня применяющимся является проектирование индивидуальной программы. Индивидуальная образовательная программа – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся: 1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды; 2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды; 3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения; 4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики. Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения. Индивидуальный образовательный маршрут – это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ, маршрутов и траекторий для детей с ОВЗ, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями в начальных классах обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В. Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П. Буева, А.Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В. Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина. Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, Н.А. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрены в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др. Несмотря на достаточную научно-методическую изученность вопросов обучения детей с ОВЗ, вместе с тем остается актуальной и требует дополнительного изучения
проблема
обеспечения наиболее эффективных условий организации обучения младших школьников с ОВЗ посредством проектирования для них индивидуальных образовательных маршрутов. Разработчиками и участниками реализации индивидуального образовательного маршрута являются: 1) Учитель – предметник – разрабатывает и корректирует индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с рекомендациями специалистов; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуального образовательного маршрута, определяет содержание индивидуального образовательного маршрута с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывает способы и приемы, посредством которых учащийся будет осваивать содержание образования.
2) Педагог-психолог, учитель – логопед – представляет комплексное изучение психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 3) Заместитель директора по УВР (координатор инклюзивного образования) координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуального образовательного маршрута. 4) Директор школы несет ответственность за содержание и выполнение индивидуального образовательного маршрута. 5) Психолого-педагогический консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуального образовательного маршрута, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуального образовательного маршрута; корректирует содержание индивидуального образовательного маршрута на основе результатов промежуточной диагностики. 6) Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальный образовательный маршрут по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ. 7) Социальный педагог совместно с классным руководителем планирует формы работы по реализации индивидуального образовательного маршрута социализации учащихся. Таким образом, индивидуальная образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная
программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; универсального способа создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент не существует, также невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу: он должен порождать процесс изменения в развитии и обучении ребенка, с его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса. Изучив теоретические аспекты проектирования индивидуальной образовательной программы для младших школьников с ОВЗ, можно сделать следующие выводы: дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, число которых в настоящее время растет; дети с ОВЗ имеют различные образовательные потребности, реализация которых возможна посредством учителя через специальное образование; научно-методические основы организации процесса обучения младших школьников с ОВЗ определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, они устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты образования, которые могут быть реализованы через организацию обучения: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах, в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; индивидуальная образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и
самореализации; универсального способа создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент не существует, также невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу: он должен порождать процесс изменения в развитии и обучении ребенка, с его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
В раздел начальное образование