"Критерии и оценивание критериев уровня воспитанности 1-4 класс"
Проектирование критериев уровня воспитанности
Автор: Торлопова Людмила Владимировна, учитель начальных классов, ГОУ РК " специальная (коррекционная) школа №43" г. Инты, Республика Коми, г. Инта
В раздел начальное образование
Уровень воспитанности учащихся 1 – 4 класса
НАПРАВЛЕНИЯ, КРИТЕРИИ
Классный
руководитель
Воспитатель
Итоговая
оценка
Диагнос-
тика
Наблюде
ние
Диагнос-
тика
Наблюде
ние
Личностное развитие
Знание нравственных приоритетов Личностная идентификация: «Кто я» Самооценка
Охрана здоровья и физическое развитие
Отношение к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Знание строение человеческого тела Осознание учеником роли правильного питания
Основы гражданского и патриотического
воспитания
Семья. Школа Малая Родина Родная страна
Социализация и общение
Отношение к природе Знание смысла человеческого существования, ценности существования других людей. Коммуникативные навыки
Трудовое воспитание
Самообслуживание Общественно полезный труд Интерес к трудовой деятельности взрослых
Творческое воображение и досуговая
деятельность
Продуктивная деятельность Культурное (духовное) потребление Досуговая деятельность
Оценка результатов производится в баллах:
5 – высокий уровень 4 – средний уровень 3 – ниже среднего уровня 2 – низкий уровень 1 – очень низкий уровень
1 – 4 класс
«5» Охрана здоровья и физическое развитие
Освоил и соблюдает алгоритм безопасного поведения на улице, в квартире, на проезжей части, в общественных местах Использует специальные физические упражнения для укрепления своих органов Соблюдает двигательную активность, знает особенности активного отдыха Проявляет интерес к физической культуре, к спортивным играм Знает номера телефонов экстренных служб, умения правильно ими пользоваться Знает и показывает части тела, умеет заботиться о своем теле Знает режим питания, гигиену питания; соблюдает опрятность во время приема пищи Знает особенности рационального питания: объема пищи, последовательность ее приема, разнообразие питании, питьевой режим
«5»Личностное развитие
Знает нравственные приоритеты Способен самостоятельно различить «хорошие и плохие» поступки, осуждать или одобрять их Личностная идентификация «Кто я». Знает имя, фамилия, дату рождения, пол, внешность; знает родственные связи и свою социальную роль; домашний адрес и адрес школы. Умеет дать адекватную самооценку своей внешности, возможностей, способностей согласно своему возрасту.
«5»Социализация и общение
Различает живую и неживую природу Соблюдает навыки культурного поведения в природе Имеет уважительное отношение к труду сельских и городских жителей Знает сезонные изменения в природе, явления природы и несколько народных примет Проявляет интерес к экологической проблеме на Земле Проявляет потребность в соучастие, уважение, признание сверстников Способен к сопереживанию
Умеет выражать сочувствие и желание помочь Дружелюбно настроен к товарищам Знает и использует вербальные и невербальные способы общения Умеет вести диалог бытового характера Знает и соблюдает правила культурного поведения Знает и соблюдает режимные моменты в школе.
«5»Основы гражданского и патриотического воспитания
Знает историю своей семьи, награды родственников, домашний адрес, номер стационарного домашнего телефона и номера сотовых телефонов родителей, профессии и место работы родителей Знает историю и традиции школы Знает и различает символы города, республики, России Знает основные государственные учреждения города и их название Знает основные достопримечательности города их точное название и местонахождение Знает культуру и обычаи своей малой родины Уважительно относится к людям разных национальностей и их обычаям Уважительно относиться к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Проявляет сострадание и желание оказать помощь ветеранам ВОВ и ветеранам боевых действий Проявляет чувства гордости за достижения родной страны Знает даты основных государственных праздников Знает права ребенка в мире (Декларация прав ребенка)
«5»Трудовое воспитание
Сформированы навыки учебной деятельности, как ведущего вида деятельности Сформированы навыки личной гигиены. Соблюдает личную гигиену самостоятельно. Умеет без напоминания убирать свое рабочее место Добросовестно относится к общественно полезному труду (дежурство по классу, столовой, уборке территории) Умеет самостоятельно выполнять постоянные поручения Старается быть полезным окружающим
Проявляет инициативу и участвует в украшении участка к праздникам Проявляет интерес к трудовой деятельности взрослых Знает режимные моменты в школе и соблюдает
«5»Творческое воображение
Проявляет самостоятельно творческую активность в доступных видах музыкальной, изобразительной, литературной деятельности Участвует в создании коллективных композиций Проявляет самостоятельно интерес к народным играм Знает о некоторых театральных профессиях, жанры и их отличие Знает известных художников – иллюстраторов, их иллюстрации Сформирован интерес к детской художественной и познавательной литературе Знает мелодию государственного гимна Российской Федерации Знает и называет основные музыкальные инструменты Может самостоятельно организовать свое свободное время по интересу
«4»Охрана здоровья и физическое развитие
Знает алгоритм безопасного поведения на улице, в квартире, на проезжей части, в общественных местах, но соблюдение алгоритма непроизвольное (ситуативное). Знает специальные физические упражнения для укрепления своих органов, но использует их нерегулярно. Соблюдает двигательную активность, знания об особенности активного отдыха ограничены Интерес к физической культуре, к спортивным играм носит отрывочный характер Знает номера экстренных служб, умения правильно ими пользоваться отрывочны Знает и показывает части тела, забота о своем теле носит несистемный характер Знает режим питания, гигиену питания, за соблюдением опрятности во время приема пищи необходим контроль со стороны взрослого
Имеет представления об особенностях рационального питания: объема приема пиши, последовательности ее приема, разнообразии питании, питьевом режиме.
«4»Личностное развитие
Может дать определение следующим нравственным понятиям: честность, хитрость дружба, совесть, любовь, право, обязанность, подлость. Личностная идентификация «Кто я». Знает имя фамилию, дату рождения, пол, внешность, имя отчество родителей, домашний адрес, основные родственные связи, имеет представление о своей социальной роли. Самостоятельно дает оценку «хороших и плохих» поступков – фрагментарно. Осуждать или одобрять поступок может кратко (не дает объяснение). Имеет представления об адекватной самооценке внешности, возможностей, способностей. Но в своей самооценке иногда допускает неточности.
«4»Социализация и общение
Имеет представления о живой и неживой природе Владеет навыками культурного поведения в природе. Соблюдение правил ситуативное. Проявляет интерес к труду сельских и городских жителей Знает сезонные изменения в природе, явления природы и имеет представления о народных приметах. Понимает, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды Проявление потребности в соучастие, уважение, признание сверстников – выборочное Способность к сопереживанию проявляется не всегда Старается выражать сочувствие и проявляет желание оказать помощь С большей частью группы сохраняет товарищеские отношения Знает вербальные и невербальные способы общения, но не выработана привычка их использовать Знает правила культурного поведения, но не выработана привычка их соблюдать Знает и старается соблюдать режимные моменты в школе
«4»Основы гражданского и патриотического воспитания
Знает историю своей семьи, домашний адрес, номер стационарного домашнего телефона или номер сотового телефона одного из родителей, профессии и места работы родителей Знает символы города, республики, России. Знает основные государственные учреждения, но правильно назвать их не может Знает основные достопримечательности города и их местонахождение Имеет представление о культуре и обычаях своей малой родины Уважительное отношение к защитникам Отечества Имеет представления о том, что люди бывают разные по национальности и имеют разные обычаи Уважительное отношение к ветеранам ВОВ, к ветеранам боевых действий, к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Имеет представления о достижениях своей страны Знает основные государственные праздники Знает основные права ребенка
«4»Трудовое воспитание
Навыки учебной деятельности, как ведущего вида деятельности сформированы частично Сформированы навыки личной гигиены. Соблюдение ситуативное. Иногда нуждается в напоминании том, что необходимо убрать рабочее место. Добросовестно относится к некоторым видам общественно полезного труда При выполнении постоянных поручений необходимо напоминание Старается быть полезным окружающим в совместной деятельности с взрослым Участвует в украшении участка к праздникам Проявляет интерес к определенным видам трудовой деятельности взрослых Знает режимные моменты в школе, но наблюдается их нарушения
«4»Творческое воображение
С желанием участвует в доступных видах музыкальной, изобразительной, литературной деятельности Участвует в создании коллективных композиций с определенной группой детей Проявляет интерес к народным играм
Знает некоторые театральные профессии, жанры Знает 1 – 2 известных художников – иллюстраторов, их иллюстрации Проявляет интерес к детской художественной и познавательной литературе Знает мелодию государственного гимна Российской Федерации Знает некоторые музыкальные инструменты Может организовать свое свободное время по интересу с частичной помощью взрослого Знает и называет музыкальные инструменты частично Организовать свое свободное время может только с помощью взрослого
«3»Охрана здоровья и физическое развитие
Знает алгоритм безопасного поведения на улице, в квартире, на проезжей части, в общественных местах, но отсутствует умения их выполнять Знает специальные физические упражнения для укрепления своих органов, но выполнят их только в присутствии взрослого. Соблюдает двигательную активность, имеет представления об активном отдыхе. Интерес к физической культуре, к спортивным играм проявляет только в коллективе Знает номера экстренных служб, но отсутствует умения ими пользоваться Знает и показывает части тела, забота только о некоторых частях своего тела Имеет представления о режиме питания, гигиене питания, навыки опрятности во время приема пищи сформированы частично
«3»Личностное развитие
Может дать определение следующим нравственным понятиям: добро, зло, дружба, , право, обязанность, Личностная идентификация «Кто я» Знает имя, фамилию, пол, внешность, домашний адрес, имена родителей, родственные связи (сын, дочь внук, внучка) Оценку «хороших или плохих» поступков дает по наводящим вопросам взрослого. Осуждать или одобрять может в коллективной беседе. Может дать адекватную самооценку своей внешности, своих возможностей и способностей опираясь на образец..
«3»Социализация и общение
Сведения о живой и неживой природе – краткие Знает правила культурного поведения в природе, но навык культурного поведения не сформирован. Отношение к труду сельских и городских жителей избирательно Знает сезонные изменения в природе, явления природы Может назвать 2 – 3 источника загрязнения окружающей среды Проявляет потребность в соучастие, уважение, признание только со стороны педагогов. Знает правила культурного поведения, но соблюдение правил носит ситуативный характер Способен к сопереживанию только близких ему людей Знает вербальные и невербальные способы общения, но использует их фрагментарно Выражает сочувствие и проявляет желание помочь в отдельных случаях Дружелюбно настроен только к тем товарищам, которые занимают лидерство
«3»Основы гражданского и патриотического воспитания
Знает историю жизни бабушек, дедушек, домашний адрес, номер стационарного домашнего телефона, место работы родителей Знает 2 – 3 государственных учреждения города без названия Знает символы города, Республики, России - выборочно Знает 2 – 3 достопримечательности города и их местонахождение Знает о культуре своей малой Родины Знает национальность своих близких родственников и свою Уважительное отношение к ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Имеет представления и чувства гордости за достижения своей Республики Знает 2 – 3 государственных праздника Знает права ребенка - выборочно
«3»Трудовое воспитание
Навык учебной деятельности, как ведущего вида деятельности формируется Навык личной гигиены сформирован частично, за соблюдением правил личной гигиены необходим контроль со стороны взрослого.
Необходим контроль за уборкой рабочего места Выполняет общественно полезный труд только по личной заинтересованности При выполнение постоянных поручений необходим контроль Старается, быть полезным окружающим только испытывая личную заинтересованность Участвует в украшении участка к праздникам по желанию Интерес к трудовой деятельности взрослых кратковременный Знает режимные моменты в школе, но необходим контроль за их соблюдением со стороны взрослого
«3»Творческое воображение
С желанием участвует в доступных коллективных видах музыкальной, изобразительной, литературной деятельности Участвует в создании коллективной композиции по желанию Интерес к народным играм кратковременный Знает некоторые театральные профессии и имеет представления о жанрах Знает 1 – 2 известных художников – иллюстраторов, отсутствуют знания о их иллюстрациях Проявляет самостоятельно интерес к детской художественной литературе Знает мелодию, но назвать музыкальное произведение не может Знает и называет два музыкальных инструмента Свободное время проводит с группой детей, свои интересы не учитывает
«2»Охрана здоровья и физическое развитие
Знание алгоритма безопасного поведения на улице, в квартире, на проезжей части, в общественных местах – фрагментарное Знает специальные физические упражнения, но отсутствуют умения их выполнять Соблюдает двигательную активность только по желанию, знания, представления об активном отдыхе отсутствуют. Интерес к физической культуре не сформирован, к спортивным играм по желанию Знания номеров экстренных служб неконкретизированно.
Знает и показывает части своего тела, но отсутствуют умения заботиться о своем теле. Имеет представления о режиме питания, отсутствуют знания о гигиене питания, навык опрятности во время питания
«2»Личностное развитие
Определение нравственных понятий связано с частными случаями. Личностная идентификация «Кто я» Знает имя, фамилию, пол внешность, ,имена родителей, домашний адрес. При оценивании «плохого или хорошего поступка» придерживается к мнению большинства членов коллектива, Не имеет своего мнения при осуждении или одобрении поступка. Представления об адекватной самооценке своих возможностей, способностей и своей внешности расплывчаты. Необходима помощь и разъяснение педагога.
«2»Социализация и общение
Может назвать живую и неживую природу , опираясь на образец или по наводящим вопросам. Знания правил культурного поведения на бытовом уровне. Необходим контроль со стороны взрослого. Отношение к труду сельских и городских жителей носит иждивенческий характер Знает сезонные изменения природы. Может рассказать о явлениях природы, опираясь на наглядность. Знает что такое «окружающая среда» Проявляет потребность в соучастие только со стороны родителей Способен к сопереживанию только в коллективе Выражает сочувствие, но желание помочь отсутствует. Дружелюбно настроен к товарищам только в присутствии взрослого Знает вербальные и невербальные способы общения. Невербальные способы общения не использует. Знает правила культурного поведения, но соблюдает их только под контролем взрослого Знает режимные моменты в школе, но соблюдает по принуждению
«2»Основы гражданского и патриотического воспитания
Знает историю жизни своих родителей, домашний адрес, место работы родителей
Называет символы города, Республики, России по наводящим вопросам взрослого Знает 1 государственное учреждение города без названии Знает 1 достопримечательность города и ее местонахождение Слабый интерес к культуре своей малой Родины Знает свою национальность и национальность своих родителей Уважительное отношение к ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, к защитникам Отечества, к памяти павшим бойцам. Имеет представления и чувства гордости за достижения своего города Знает 1 государственный праздник Имеет представления о прах ребенка
«2»Трудовое воспитание
Проявляет интерес к учебной деятельности Навык личной гигиены не сформирован. Правила личной гигиены выполняет совместно со взрослым. Рабочее место убирает вместе с взрослым. Выполняет общественно полезный труд по принуждению Выполняет только временные поручения Быть полезным окружающим может только по принуждению Участвует в украшении участка к праздникам только по просьбе взрослого Рассказывает о трудовой деятельности взрослых, но интереса не представляет Знает режимные моменты в школе, но не соблюдает
«2»Творческое воображение
С желанием участвует только в определенном виде художественной (музыкальной, изобразительной, литературной) деятельности Участвует в создании коллективной композиции только с участием взрослого Проявляет интерес к определенной народной игре Знает некоторые театральные профессии Имеет представления о художниках – иллюстраторах и их иллюстрациях Интерес к детской художественной литературе – кратковременный Может узнать мелодию гимна после подготовительной работы
Знает музыкальные инструменты, но называть затрудняется Не сформированы умения организовывать свое свободное время по интересу
«1»Охрана здоровья и физическое развитие
Смутное представления об алгоритме безопасного поведения на улице, в квартире, на проезжей части, в общественных местах. Имеет представления о специальных физических упражнениях для укрепления своих органов, но отсутствует желание их выполнять. Соблюдает двигательную активность только в игровой ситуации Интерес к физической культуре и спортивным играм не сформирован Имеет представления об экстренных службах. Смутные представления о частях своего тела и заботы о нем Знания, представления о режиме питания, гигиене питания отсутствуют, навык опрятности во время приема пищи не сформирован
«1»Личностное развитие
Нравственные понятия не сформированы. Личностная идентификация « Кто я». Размытость и неясность образа «Я» Проявляет безразличность, равнодушие. Не имеет представления об адекватной самооценке своих возможностей, способностей и своей внешности. Согласен с мнением других людей.
«1»Социализация и общение
Не имеет представления о существование живой и неживой природы. Отсутствуют знания о правилах культурного поведения в природе. Отношение к труду сельских и городских жителей – безразличное. Знает сезонные изменения в природе. Имеет смутное представление об окружающее среде. Потребности в соучастие, уважение, признание сверстников не испытывает Способность к сопереживанию отсутствует Выражение сочувствия носит некорректный характер Знает только вербальные способы общения
Неустойчивые отношения с товарищами (проявляется агрессия, жестокость, грубость и т.д.) Знает режимные моменты в школе, но соблюдает не всегда
«1»Основы гражданского и патриотического воспитания
Знает домашний адрес, местонахождения предприятия, где работают родители. Смутное представление о символах города, Республики, России Не имеет представления о государственных учреждениях города. Не знает о существование достопримечательностей в городе Не имеет представления о культуре своей малой Родины Знает свою национальность Имеет представления о ветеранах ВОВ, о защитниках Отечества Отсутствие чувства гордости за достижения своего города Не имеет представления о государственных праздниках Смутное представление о правах ребенка
«1»Трудовое воспитание
Навык учебной деятельности, как ведущего вида деятельности не сформирован Имеет смутное представление о правилах личной гигиены. К уборке рабочего места относится отрицательно. Отказывается выполнять общественно полезный труд Выполняет разовые поручения Отсутствует желание помогать окружающим Отказывается участвовать в украшении участка к праздникам Не имеет представления о трудовой деятельности взрослых Слабые представления о режимных моментах в школе
«1»Творческое воображение
Не проявляет желание участвовать в музыкальных, изобразительных, литературных видах деятельности Отсутствует интерес к созданию коллективных композиций
Отсутствует интерес к народным играм Имеет слабые представления о театральных профессиях Отсутствуют знания об известных художниках – иллюстраторах и их иллюстрациях Интереса к детской художественной литературе не проявляет Не знает мелодию государственного гимна Слабое представление о музыкальных инструментах Не имеет представления об организации своего свободного времени
В раздел начальное образование