Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Коррекционно-развивающая программа занятий для младших школьников "Развития психических процессов"

методическая разработка

Автор: Лиханова Марина Викторовна, педагог-психолог, МОБУ НОШ №36 "Надежда", Якутск



В раздел начальное образование



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК
Коррекционно-развивающая программа занятий для младших школьников
«Развития психических процессов» Составила педагог-психолог МОБУ НОШ№36 «Надежда» г.Якутска Лиханова Марина Викторовна Якутск, 2016г.

Пояснительная записка
Познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Младший школьный возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Цель:
развитие познавательных процессов.
Задачи:
 Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения. Выделения существенных признаков и закономерностей)  Развитие внимания  Развитие памяти  Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации
Предмет коррекции:
познавательная сфера детей.
Объект коррекции:
учащиеся 1-2 классов.
Форма проведения:
групповые занятия по 30 – 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 8 – 10 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами. Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей по разделам программы.
Средства проведения:
детская игра, элементы психогимнастики, беседа, задании на развития памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.
Этапы занятий:
I - ориентировочный (2 занятия); II - реконструктивный (7 занятий); III - закрепляющий (1 занятие)
Форма занятий:
каждое занятие состоит из трех частей: приветствие, разминка (1-2 упражнения), основная (2 – 4 упражнения) и заключительная, рефлексия (2 упражнения). Цель разминки: создание положительного настроя в группе; снятие напряжения, получение заряда энергии. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы. Цель заключения: создание чувства принадлежности к группе; закрепление положительных эмоций. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.

Занятие№1

Ход занятия

Упражнение “Снежный ком” (Знакомство в кругу) -
Дети стоят в кругу и по очереди, передавая мяч, называют свои имена. На втором круге каждый пытается повторить имя своих соседей справа и слева, на третьем, имена всех детей стоящих в кругу. Если необходимо, то пользуется подсказкой психолога.
Упражнение «Импульс» -
в знак приветствия и знакомства отправляют сигнал по кругу, если сигнал обратно приходит ведущему, это говорит, что они все готовы заниматься.
Упражнение «Лабиринт
» ( таблица № 1)Нужно найти выход.
Упражнение «Кто больше назовет?»-
каждый по очереди называет какое нибудь слова из буквы «А», «О», «С» итд.
Работа в тетрадях
,
задание «Графический диктант»
( графический диктант- дети под диктовку рисуют)( таблица№2)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Игра «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.
Занятие №2

Ход занятия
:
Упражнение «Импульс» -
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Спираль» -
из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль. Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 3 квадрата (таблица 3).
Упражнение «Слова рассыпались»
- необходимо восстановить слова (имена) с перепутанными буквами (таблица №4)
Работа в тетрадях
,
задание «Дорисуй недостающую фигуру»
(таблица №5)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.

Занятие №3

Ход занятия

Упражнение «Импульс» -
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Повтори как я
» (дети повторяют движения за взрослым)
Упражнение «Вопрос-ответ
» - дети отвечают на вопросы: сколько хвостов у двух ослов? сколько ног у двух детей? сколько ушей у двух малышей? сколько пальцев на руке у мамы и папы ?сколько носов у 3-х поросят? и т. д.
Упражнение «Шифровальщик»-
дети используя шифры должны найти спрятанные слова (таблица 6)
Работа в тетрадях, задание «Дорожка» -
ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (таблица№7)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.
Занятие № 4

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение “Ищи безостановочно” -
задание ребенку: в течении 20 секунд вокруг себя нужно увидеть как можно больше предметов одного цвета или формы (цвет или форму называет психолог) и перечислить их. Остальные внимательно следят за ответом и дополняют.
Упражнение “Зоопарк”
- участники называют животных, которыми они хотели бы быть и объясняют почему. Отвечающий отворачивается, в это время участники меняются местами, и через 30 секунд повернувшись, называет кто, каким животным назвался, и кто с кем поменялся местами. Меняется отвечающий и игра начинается заново, с новыми “животными”.
Работа в тетрадях
,
задание «По точкам» -
ребенка просят соединить точки как на образце. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется (таблица№8)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.

Занятие № 5

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение “Ухо-нос”
- левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”, и так далее.
Упражнение «Повтори мой интерес… »-
первый ребенок называет любимое животное или блюда, второй ребенок называет любимое животное первого ребенка и свое, далее третий ребенок называет интерес первого, второго ребенка и свое, и так до последнего ребенка.
Упражнение «Назови лишнее
» А)береза, дуб, ясень, сосна, клен, пень Б) узор, ограда, решетка, забор. В) река, озеро ,дорога, водоем, море Г) река, озеро, дорога, водоем, море Д) стул, стол, велосипед, диван, шкаф
Работа в тетради, задание «Дорисуй вторую половинку по контуру»
( таблица№ 9)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.
Занятие № 6

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Говори наоборот» -
игра способствует развитию умения выделять противоположности. Ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот… да, «маленький». Можно предложить следующие пары слов: большой-маленький, толстый-тонкий, черный-белый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистый грязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т.д.
Упражнение “Глаголы”
- взрослый говорит и бросает мяч ребенку, он отвечает и возвращает мяч. 1.Песок сыплют, а воду… (льют) 2. Котлеты жарят, а суп… (варят) 3. Стол накрывают, а постель… (застилают) 4.Цветы водой поливают, а огонь водой… (тушат) 5. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену… (вбивают) 6. Стол может сломаться, а стакан… .(разбиться) 7. Воду можно разлить, а горох… (рассыпать) 8. Сено косят, а волосы… (стригут) 9.Платье шьют, а шарф… (вяжут) 10. Нитки прядут, а холст… (ткут)
Упражнение «Что нового» -
взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.

Занятие № 7

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Сколько значений у предмета» -
детям предлагается какой-либо хорошо известный предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кусочек мела, картонная коробка, кирпич, газета и многое другое. - Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Упражнение «Вставь пропущенные буквы»
- необходимо вставлять пропущенные буква . п – ро д – р – во п – и – и г – ра з – м – к р – ба п – м к – м – нь к – п – а к – са п – с – к б – р – за р – ба с – ни п – сь – о
Упражнение с палочкам.
Как составить квадрат. Сколько палочек потребуется? Сколько палочек потребуется для двух квадратов? Как составить 2 квадрата из 7 палочек? Как составить 3 квадрата из 10 палочек?
Работа в тетрадях
,
задание «Графический диктант»
( графический диктант- дети под диктовку рисуют) (таблица№10)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.
Занятие № 8

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Будь внимателен
» - психолог читает 10 слов, потом спрашивают детей «Сколько было названо животных и какие?» Слова: шкаф, конфета, волк, лиса, пряник, стол, заяц, диван, медведь слон, сорока, окно, книга, ворона, дверь, замок, воробей, корова, собака( сколько птиц и какие?)
Упражнение «Восстанови слова»
- необходимо восстановить слова с перепутанными буквами, начиная с выделенной. (таблица №11)
Упражнение «Хлопки» -
предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка — побежали.
Работа в тетрадях, задание «Дорисуй вторую половинку по контурам»
(таблица№12)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.

Занятие № 9

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Найди изменения
» - разложите знакомые предметы. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет убрали. После этого предметы замените или поменяйте местами и спросите, что изменилось.
Упражнение «Вставь знак»
- необходимо вставить пропущенные знаки в математических действиях. (таблица №13)
Упражнение «Слышать » -
детям читают 8 слов, затем читают 15 слов. Где среди всех есть 8 ранее услышанных? Дети должны хлопать если считают ее ранее услышанным.
Работа в тетрадях
,
задание «Узор»
( графический диктант- дети под диктовку рисуют узор)( таблица№14)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.
Занятие № 10

Ход занятия:

Упражнение «Импульс»-
в знак приветствия отправляют сигнал по кругу.
Упражнение «Назови больше предметов
» - психолог просит детей по очереди назвать больше предметов в кабинете.
Упражнение «Тренируй внимание »
- детям предъявляется бланк с заданием: « обведи гласных букв в кружок, согласных – в треугольник, цифры – зачеркнуть». (таблица №15)
Упражнение «Стук, стук»

-
Ведущий производит удары палочкой по столу или хлопки в ладоши. Дети поочередно воспроизводят удары, хлопки в том же ритме. Это упражнение способствует развитию внимания при слуховом восприятии.
Работа в тетради, задание «Дорисуй вторую половинку по контурам»
( таблица№16)
Рефлексия
– что запомнилась? Что было трудно сделать? Что было легко? (каждый отвечает на эти вопросы устно)
Упражнение «Импульс» -
в знак прощания отправляют сигнал по кругу.
Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3 Таблица 4
Таблица 5 Таблица 6 Таблица 7 Таблица 8
Таблица 9 Таблица 10 Таблица 11 Таблица 12
Таблица 13 Таблица 14 Таблица 15 Таблица 16

Литература:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические методики; коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 1999. 2. Анисимова Н. П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. – М.: Первое сентября, 2004. 3. М.С. Заикин, Е.И. Синицина. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001. 4. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18. 5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000. 6. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка: младшие школьники. – М.: Рольф, 2000. 7. Чистякова М.И. “Психогимнастика” - М.: Просвещение, 1990 г.


В раздел начальное образование