Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ"

Статья

Автор: Никогосян Гегани Хачиковна, старшая вожатая, ГБОУ Гимназия № 261, Санкт - Петербург



В раздел начальное образование




ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В последнее время в современной научной среде проблеме толерантности уделяется достаточно много внимания. Проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации, организовываются специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен толерантности. Феномен толерантности – одна из актуальнейших тем современности, привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в социо-гуманитарных науках – этнической, культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине. Несмотря на то, что разговоры о толерантности ведутся уже довольно давно, единого определения понятия толерантности не существует. В широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В статье 1 Декларации принципов терпимости, принятой в Париже 16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, указано следующее ее определение: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Однако в современном обществе считается неправильным понимание толерантности как терпимости. 1
Необходимо учитывать, что при толерантном отношении необходимо работать над сохранением собственной культуры, иначе толерантность как таковая приведет к поглощению одной культуры другой. Специфика существования человека как социального существа связана с тем, что его формирование и дальнейший процесс функционирования возможен только в процессе совместного проживания, в результате которого происходит процесс социализации. Особенностью социального уклада жизни людей является необходимость их совместного существования, которое реализуется в различных сферах повседневного взаимодействия: политической, экономической, правовой, религиозной, этнонациональной, художественной и др. Разнообразие этих сфер тесно связано и с конкретными условиями развития и существования человека на каждом из исторических этапов, что характеризуется особенностями занимаемой экологической ниши, социокультурного уклада, способов жизнедеятельности, социально–политических и экономических условий и т.д. Следовательно, рассматривать толерантность необходимо в контексте существования в конкретном обществе. В условиях глобализации проблема толерантности приобретает принципиально важное значение, так как выступает одной из возможных парадигм взаимодействия и взаимовлияния культур, способной противостоять тенденции снижения этнокультурного разнообразия, их унификации. Проявление толерантности способствует сохранению и развитию этнического многообразия, согласия, единства. Толерантность принесла человечеству куда больше прогресса и возможностей, а личности – свободы и прав, чем национальный эгоизм, религиозная и этническая нетерпимость. В России сегодня проблема толерантности также очень важна. Причем, различные ее аспекты. Так, очень остро сегодня стоит вопрос межэтнической толерантности, так как в России проживает большое количество народов и групп различной этнической принадлежности. А так как все мы живем в одном государстве, взаимодействие разных народов неизбежно. Однако, далеко не все люди сегодня согласны уживаться по соседству с представителями других народов. 2
Суть большинства конфликтов заключается в расхождении традиций и представлений людей. Так, приезжая в российские города, мигранты зачастую не готовы принимать культуру того региона, в котором они в последующем живут. Когда инициаторами подобных конфликтов становятся коренные жители городов, можно наблюдать довольно резкие формы дискриминации и оскорбительного отношения к приезжим. Большинство современных людей признают, что подобное поведение недопустимо, однако многим людям довольно трудно привить толерантное отношение к окружающим. Однако очень часто можно увидеть и довольно дружеские отношения между уроженцами различных регионов и городов. Чаще всего такие взаимоотношения можно наблюдать среди молодежи, которая сегодня воспитывается и получает образование на началах толерантного отношения и недопустимости дискриминации и агрессии. Данный факт подтверждает тезисы начала 2000-х годов о том, что толерантность в обществе может быть только воспитана, поэтому в школах необходимо проводить различные тренинги по толерантности. Дети еще с малого возраста могут осознавать, что для каждого из них не важно, чем от них отличаются другие люди. Еще при формировании рефлексии в раннем возрасте, а также при их дальнейшей идентификации себя как гражданина конкретного государства и членом современного глобального общества возможно воспитание у детей уважительного отношения к другим религиям, народам, национальностям и другим особенностям и при этом сохранять собственные устои и традиции. При этом нельзя забывать, что подобное воспитание должно осуществляться сознательными людьми, которые стремятся к восприятию толерантности именно как парадигмы современной глобализации. Таким образом, мы видим, что толерантность представляет собой сложное явление. С одной стороны, толерантное отношение формируется на индивидуальном уровне, оно принадлежит конкретному человеку. С другой стороны, толерантность сегодня выступает как некая парадигма взаимодействия и взаимовлияния различных групп. Такая сложная природа феномена толерантности требует постоянной работы над проблемой взаимодействия различных этносов. 3


В раздел начальное образование