Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"О душе, прошедшей через жизненные испытания, но сохранившей чистоту и красоту".

Методическая разработка

Автор: Корытина Любовь Анатольевна, учительначальных классов, МБОУ ООШ№15, г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области



В раздел начальное образование



Конспект урока литературного чтения Снежинка К.Д. Бальмонт Тема: О душе, прошедшей через жизненные испытания, но сохранившей чистоту и красоту. Цель урока: обеспечить условия для: *открытия детьми жизненной истины, что пройдя любые жизненные испытания человек может сохранить чистоту и красоту души; *Освоения детьми жанра лирического стихотворения (метаморфического языка, олицетворения, эпитетов, филосовского содержания); *Освоение детьми приёмов художественного анализа стихотворения (открытие художественного смысла слов, выявление ключевых слов для понимания сути стихотворения). Эпиграф: беды научают человека мудрости. (пословица) Оборудование: 1. Запись на доске (фамилия автора, тема); 2. Чайковский «Времена года» (Пьеса «Декабрь») 3. Простые карандаши, рабочие тетради, учебники., ручки, домашние сочинения. Ход урока: I. Организация художественного восприятия произведения. 1.1.-Сегодня мы начнём наш урок с беседы, а её тему вы узнаете, если отгадаете загадку, которую я написала на доске. Прочтите её все вместе не громко. «Белый ,пушистый, на землю ложится.» -Что это такое? -В какое время года бывает снег? -Какие чувства вызывает у вас идущий снег? Почему свежий снег скрипит, когда по нему идёшь? 1.2.Дома я вас просила написать сочинение о снежинке. Кто желает зачитать вслух? 1.3.Спасибо за ваши сочинения. Они действительно хороши. А теперь я включу музыку, а вы закроете глазки и представите. Что вы снежинки, как вы летите с неба на землю, кружитесь, взлетаете, плавно опускаетесь. (звучит музыка) -Что вы видели и что чувствовали? -Всегда ли вы летели одинаково? -Что снежинке мешает просто тихо падать?
-Что ветер может делать со снежинкой? -Так ли легко снежинке добраться до земли? -Много испытаний приходится преодолеть снежинке. Чтобы попасть на землю. А сможет ли она вернуться на небо? 1.4. –Прочтите хором тему. -Что нам помогает понять эти слова? -Спасибо!. Мне кажется, что от каждого из нас зависит есть ли в нашей душе чистота и красота, и сможем ли мы её сохранить в жизни. (пауза) -Прочитайте каждый вслух для себя эпиграф нашего урока. Согласны ли вы с тем, что беды научат человека мудрости? II. Чтение художественного произведения. Послушайте стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». III. Организация художественного анализа стихотворения. 3.1.- Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями, вопросами. 3.2. –Куда стремилась снежинка? -Прочитайте 1 строфу. Найдите и подчеркните прилагательные. -Представьте , что на вашей руке светло-пушистая снежинка. Какими словами ещё вы её опишите? (анализ слов) -Как вы понимаете «смелая»? Про кого так говорят? -Прочитайте 2 строфу. О чём повествует вторая строфа? -Объясните слова «дорога бурная». -Назовите синоним к слову «дорога». Какое из этих слов чаще употребляется со словом «жизненный» (путь), т.е. течение жизни? -На какую жизнь обрекает себя снежинка? -«Дорога бурная»-значит сложный жизненный путь, проходящий ярко, в борьбе и в стремлениях. Но всё-таки снежинка хочет сюда, на землю. Какими словами говорит об этом автор? Не просто хочет, а «просится». -Какой дорогой ей предстоит пройти? -Каким характером для этого нужно обладать? -Найдите, как переносит она все трудности?
-Поясните слово «просится». -Прочитайте 3 строфу и выпишите словосочетания, описывающие небо и землю. -Объясните, почему они так обозначены? -Объясните слово «низринула». Сравните его с глаголом «ринуться». Каким характером нужно обладать? -Что значит для снежинки земля? А небо? -Что за «безвестная» страна, куда она стремится? -Назовите слова, показывающие противоположность земли и неба. -Эти глаголы ещё раз подтверждают волевой характер снежинки. -Прочитайте 4 строфу. -Найдите слова, с помощью которых описывается движение снежинки. Объясните их значение. -Почему автор называет снежинку умелой? -В чём заключается её умение? - А что происходит с другими снежинками в «лучах блистающих? -Отыщите слова, которые уже употреблялись при описании снежинки в начале стихотворения. -Какую картинку вы могли бы нарисовать? -Почему все тают, а она «сохранно-белая»? -Прочитайте 5 и 6 строфы. -Почему их лучше читать вместе? -Зачем автор вводит образ ветра? Что он символизирует? -Каким нарисован ветер? (ищут мальчики) -Какими нарисованы снежинки? (ищут девочки) -Какие сильные страсти, неожиданные повороты судьбы, путь, полный борьбы, движений прошла снежинка? Но сумели ли сломить её жизненные испытания? Докажите словами из текста. -Прочитайте 7 строфу. -Всему приходит конец. Вот и путь снежинки подошёл к концу. Какой была её дорога? -Слово «звезда» символизирует место прекрасное, чистое, высокое, ассоциируется с небом. Снежинка достигла цели. -Прочитайте 8 строфу и сравните её с первой. Найдите отличия.
-Зачем автор в этой строфе поменял местами слова»смелая « и «белая»? -Посмотрите всё стихотворение и зачитайте те слова, которые изображают её как разумное существо. -У каждого разумного существа есть душа, и главное в жизни- не запятнать её , не сломаться, сохранить её чистоту и красоту, не стать жестоким. Добавьте свои мысли к моему выводу. IV. Организация художественного исполнения произведения. 4.1.- Давайте негромко, вместе со мной прочитаем это стихотворение. 4.2.-Попробуйте по очереди (в парах) по одной строфе прочитать это стихотворение друг другу. Не забывайте голосом показывать свои чувства, соблюдать знаки. Делать паузы. 4.3.-Прочитайте вслух то место, которое вам больше понравилось. 4.4.-Кто желает прочитать вслух всем нам это стихотворение? -У кого появилось желание проделать путь снежинки? V. Организация художественного творчества. 5.1.-А теперь постарайтесь увидеть в нашем классе таких же волевых, смелых, чистых людей. (в друзьях, близких людях и т.д.) 5.2.- Какие желания у вас появляются, когда вы встречаете таких людей? 5.3.- Приготовьте дома работу на тему: «Самый мудрый человек в моём доме». Можно сделать рисунок или принеси фото этого человека. 5.4.-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Давайте запишем на доске, какие красивые человеческие качества живут в наших сердцах. 5.5- Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе? А кто открыл что-то интересное для себя об авторе стихотворения? Спасибо за работу на уроке, за стремление понять глубокий смысл стиховорения.


В раздел начальное образование