"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
статья
Автор: Архипова Татьяна Николаевна Никитина Надежда Валентиновна, учитель начальных классов, МБОУСОШ №8, пос. им. М Горького
В раздел начальное образование
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: « ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА
ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ».
Архипова Т. Н., Никитина Н.В.
Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых
является
преумножение
национального
ресурса,
фундаментальных
и
прикладных знаний, развитие современных технологий, требует от учителя
формирования у учащихся «универсальных учебных действий (УУД)»,
которые
выступают
инвариантной
основой
образовательного
и
воспитательного
процесса,
что
способствует
саморазвитию
и
самосовершенствованию
учащихся
путем
сознательного
и
активного
присвоения нового социального опыта.
УУД
создают
возможность
самостоятельного
успешного
усвоения
новых
знаний,
умений
и
компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться»
[4]. Мы полностью согласны с авторами Госстандартов и считаем, что
сегодня учитель не должен давать учащимся знания в готовом виде, а с
помощью
заданий,
проблемных
вопросов
выводить
новые
понятия,
устанавливать связи с другими ранее изученными понятиями, а также
формировать у учащихся умение самостоятельно, с помощью системы
заданий извлекать информацию из прочитанного текста.
Наиболее важное место среди всех универсальных учебных действий
занимают познавательные универсальные действия, которые включают
общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.
В своей практике для реализации познавательной и творческой
активности школьника в учебном процессе мы используем современные
образовательные технологии, такие как «Теория и технология Способа
диалектического обучения» и ИКТ, которые позволяют повысить качество
образования не за счёт зубрёжки и памяти, а вследствие развития мышления
у учащихся, формирования у них умения учиться. Прослушав несколько
курсов по внедрению новых стандартов, пришла к выводу, что коллеги,
которые используют в своей работе теорию и технологию СДО, находятся в
более выгодном положении, поскольку в основе СДО значимыми являются
два компонента — это системно-деятельностный подход и критериальный
подход в обучении школьников, что является основополагающим в условиях
введения ФГОС.
Способ диалектического обучения был разработан красноярскими
авторами А.И. Гончаруком, М.И. Ботовым, В.Л. Зориной (Международный
патент № 129 от 29.03.1996 г.) [1, с.160]. В содержании способа важным
является изучение философии, логики и преломление системы понятий
каждого
учебного
предмета
через
законы
логики
(формальной
и
диалектической), что организует и дисциплинирует мысль учащихся и
учителя и прививает им культуру мышления.
В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно и успешно формируются посредством использования современного дидактического и диагностического инструментария познания. Среди 11 логических операций с понятиями, как мы считаем важными на каждом уроке (урок – выведение новых понятия, урок-обобщение, урок-контроль, урок-лекция и др.) являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83]. Их применение на уроке раскрывает широкие возможности не только в формулировании целей урока, но и в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий. Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу определённую ФГОС нового поколения – повысить качество образования за счёт: формирования у учащихся УУД, достижения предметных и метапредметных результатов и индивидуального прогресса учащихся. На уроках используем: выделение опорного понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определённый алгоритм (установление родовидовых отношений – требование ФГОС — подведение под понятие); формулирование суждений, вопросов–суждений на основе определённой схемы (структуры вопроса и суждения); нахождение противоположных понятий, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, формулирование умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии при ответе на проблемные вопросы (требование ФГОС). формы труда: индивидуальный труд – простая кооперация – сложная кооперация. В системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов. Поэтому, ученики заинтересованы, не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю [3, 95]. Урок в системе СДО всегда начинается с заявки на оценку. Заявка на оценку — компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда (содержание урока) с учётом форм организации работы обучающихся (индивидуальный труд — коллективный труд) и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок (баллов) [2, с.77].
В нашей статье я представляю фрагмент урока в 1 классе по теме «Ударение. Способы определения ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах». После того, как учитель объявил заявку на оценку «гений» – 21 балл и более, «талант» – 17 – 20 баллов, «молодец» – 12 – 16 баллов, и учащиеся определили, какую оценку хотят получить в конце урока, учитель предлагает выполнить задания. В результате с первых минут учащиеся включаются в активную учебно- познавательную деятельность, поскольку положительный мотив на уроке и критериальный подход к оцениванию, позволяют добиться им положительных результатов. Они умеют определять логические отношения между понятиями, выделять их существенные признаки, формулировать вопросы-суждения, определяют противоречия в учебном материале, выдвигают гипотезы, проводят исследования по их доказательству, аргументируют опровержения ошибочных мнений, делают выводы. Деятельность учителя Деятельность учеников На доске записаны буквы:
а, ы, и, о,
ё, э
- Что записано на доске? - На доске записаны гласные буквы. - Задайте вопрос понятие. - Что называется буквой? - Буква – это знак, которым записывается звук на письме. - Что обозначают эти буквы? - Эти буквы обозначают гласные звуки. - Задайте вопрос понятие. - Что считается гласными звуками? - Гласными звуками считаются звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха, проходящего свободно, в результате чего слышится голос (Введение в тему урока) - Кто догадается, над чем мы сегодня будем работать? - Изучать ударение. - Задайте вопрос – понятие. - Что можно считать ударением? - Ударением считается выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса. Уже в период обучения грамоте в 1 классе при изучении звуков и букв формируем у учащихся умение задавать вопросы-суждения проблемного характера. Деятельность учителя Деятельность учеников Сформулируйте вопрос-суждение на структуру к звуку [0]. Ответ постройте в форме умозаключения. Как доказать, что звук [0] является гласным звуком? - Все звуки речи, при образовании
которых участвует голос (связки дрожат), но струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая никаких преград, называются гласными звуками. При произношении звука [о] участвует голос, струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая преград. Следовательно, звук [о] является гласным звуком. Тема урока ударение. Работа над словами: радуга, малина, карнавал, тропинка, ландыш, молоток - Задайте вопрос – суждение и ответьте на него в форме умозаключения. - Чем объяснить, что слог
ра
в слове радуга — ударный?
-
Слог, который можно выделить силой голоса, называется ударным слогом. В слове радуга слог
ра
выделяется силой голоса. Значит, слог
ра
является ударным слогом. Ответы на данные вопросы-суждения принимаются, как минимум, в форме суждения, но лучше, если дети ответят в форме умозаключения, которое представляет собой сложное суждение, состоящее их нескольких логически связанных простых суждений. Так, отвечая на первый вопрос, учащийся формулирует дедуктивное умозаключение [3, с.95]. Формулирование учащимися вопросов-суждений позволяет рассмотреть изучаемые понятия в системе, выявив их существенные признаки, родовидовые отношения, т.е. классифицировать понятия, как требует новый Госстандарт. Поэтому, если начинать работать над понятиями с первого класса и формировать умения выполнять логические операции, то у учащихся к 5 классу формируются представления об основных логических категориях (понятие, суждение, умозаключение), умения производить логические операции: определение понятий; деление понятий; обобщение понятий; ограничение понятий; формулирование проблемных вопросов; выявление и разрешение противоречий. Чтобы ребёнок обозначил проблему, поставил проблемный вопрос, спрогнозировал результаты своей деятельности, его надо сначала научить этому. Рассмотрим алгоритм работы по формированию познавательных универсальных учебных действий (логических УУД). 1этап - от образа к понятию, через загадки, игры (определяем, о каком понятии идёт речь, затем выявляем существенные признаки данного понятия и выводим его, раскрывая родовой и видовые признаки); - обучение умению формулировать проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) и отвечать в форме суждения или умозаключения. 2 этап
- обучение другим логическим операциям: деление понятий (умения находить критерий деления понятий, проводить сериацию, строить логическую схему изучаемых понятий темы), обобщение понятий, ограничение, нахождение противоположных понятий и формулирование противоречия, а далее пути разрешения противоречий; - знакомство с приёмом сравнения; - знакомство с научной литературой – словари, энциклопедии (выявление в структуре понятий соответствие правилам определения понятий и в случае обнаружения ошибок, исправления их (мини-исследование)); 3 этап - самостоятельный анализ текста, посредством логических операций с понятиями, - выявление и разрешение противоречий в изучаемом материале, - установление причинно-следственных связей между понятиями. Таким образом, при реализации в учебном процессе теории и технологии Способа диалектического обучения решается проблема формирования у учащихся логических умений, заложенных в Госстандартах нового поколения и можно добиваться высокого качества обучения младших школьников. Большую помощь в работе мне оказывают преподаватели кафедры общей и специальной педагогики и психологии ККИПКиППРО Г.В. Глинкина, к.п.н., доцент, профессор РАЕ и М. И. Ковель, к.п.н., доцент.
Литература
1. Зорина В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография / В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 168. 2. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. — 254 с. 3. Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. Возможности вопросов – суждений в развитии у учащихся универсальных учебных действий, заложенных в госстандартах нового поколения /Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. // II Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно-практической конференции /Науч. ред. М.В. Волкова. — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — 196 с. — С.94–96 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.М.; Просвещение, 2010. — 159 с.
В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно и успешно формируются посредством использования современного дидактического и диагностического инструментария познания. Среди 11 логических операций с понятиями, как мы считаем важными на каждом уроке (урок – выведение новых понятия, урок-обобщение, урок-контроль, урок-лекция и др.) являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83]. Их применение на уроке раскрывает широкие возможности не только в формулировании целей урока, но и в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий. Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу определённую ФГОС нового поколения – повысить качество образования за счёт: формирования у учащихся УУД, достижения предметных и метапредметных результатов и индивидуального прогресса учащихся. На уроках используем: выделение опорного понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определённый алгоритм (установление родовидовых отношений – требование ФГОС — подведение под понятие); формулирование суждений, вопросов–суждений на основе определённой схемы (структуры вопроса и суждения); нахождение противоположных понятий, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, формулирование умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии при ответе на проблемные вопросы (требование ФГОС). формы труда: индивидуальный труд – простая кооперация – сложная кооперация. В системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов. Поэтому, ученики заинтересованы, не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю [3, 95]. Урок в системе СДО всегда начинается с заявки на оценку. Заявка на оценку — компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда (содержание урока) с учётом форм организации работы обучающихся (индивидуальный труд — коллективный труд) и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок (баллов) [2, с.77].
В нашей статье я представляю фрагмент урока в 1 классе по теме «Ударение. Способы определения ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах». После того, как учитель объявил заявку на оценку «гений» – 21 балл и более, «талант» – 17 – 20 баллов, «молодец» – 12 – 16 баллов, и учащиеся определили, какую оценку хотят получить в конце урока, учитель предлагает выполнить задания. В результате с первых минут учащиеся включаются в активную учебно- познавательную деятельность, поскольку положительный мотив на уроке и критериальный подход к оцениванию, позволяют добиться им положительных результатов. Они умеют определять логические отношения между понятиями, выделять их существенные признаки, формулировать вопросы-суждения, определяют противоречия в учебном материале, выдвигают гипотезы, проводят исследования по их доказательству, аргументируют опровержения ошибочных мнений, делают выводы. Деятельность учителя Деятельность учеников На доске записаны буквы:
а, ы, и, о,
ё, э
- Что записано на доске? - На доске записаны гласные буквы. - Задайте вопрос понятие. - Что называется буквой? - Буква – это знак, которым записывается звук на письме. - Что обозначают эти буквы? - Эти буквы обозначают гласные звуки. - Задайте вопрос понятие. - Что считается гласными звуками? - Гласными звуками считаются звуки речи, которые при произношении образуются с помощью потока воздуха, проходящего свободно, в результате чего слышится голос (Введение в тему урока) - Кто догадается, над чем мы сегодня будем работать? - Изучать ударение. - Задайте вопрос – понятие. - Что можно считать ударением? - Ударением считается выделение слога или слова силой голоса или повышением голоса. Уже в период обучения грамоте в 1 классе при изучении звуков и букв формируем у учащихся умение задавать вопросы-суждения проблемного характера. Деятельность учителя Деятельность учеников Сформулируйте вопрос-суждение на структуру к звуку [0]. Ответ постройте в форме умозаключения. Как доказать, что звук [0] является гласным звуком? - Все звуки речи, при образовании
которых участвует голос (связки дрожат), но струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая никаких преград, называются гласными звуками. При произношении звука [о] участвует голос, струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая преград. Следовательно, звук [о] является гласным звуком. Тема урока ударение. Работа над словами: радуга, малина, карнавал, тропинка, ландыш, молоток - Задайте вопрос – суждение и ответьте на него в форме умозаключения. - Чем объяснить, что слог
ра
в слове радуга — ударный?
-
Слог, который можно выделить силой голоса, называется ударным слогом. В слове радуга слог
ра
выделяется силой голоса. Значит, слог
ра
является ударным слогом. Ответы на данные вопросы-суждения принимаются, как минимум, в форме суждения, но лучше, если дети ответят в форме умозаключения, которое представляет собой сложное суждение, состоящее их нескольких логически связанных простых суждений. Так, отвечая на первый вопрос, учащийся формулирует дедуктивное умозаключение [3, с.95]. Формулирование учащимися вопросов-суждений позволяет рассмотреть изучаемые понятия в системе, выявив их существенные признаки, родовидовые отношения, т.е. классифицировать понятия, как требует новый Госстандарт. Поэтому, если начинать работать над понятиями с первого класса и формировать умения выполнять логические операции, то у учащихся к 5 классу формируются представления об основных логических категориях (понятие, суждение, умозаключение), умения производить логические операции: определение понятий; деление понятий; обобщение понятий; ограничение понятий; формулирование проблемных вопросов; выявление и разрешение противоречий. Чтобы ребёнок обозначил проблему, поставил проблемный вопрос, спрогнозировал результаты своей деятельности, его надо сначала научить этому. Рассмотрим алгоритм работы по формированию познавательных универсальных учебных действий (логических УУД). 1этап - от образа к понятию, через загадки, игры (определяем, о каком понятии идёт речь, затем выявляем существенные признаки данного понятия и выводим его, раскрывая родовой и видовые признаки); - обучение умению формулировать проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) и отвечать в форме суждения или умозаключения. 2 этап
- обучение другим логическим операциям: деление понятий (умения находить критерий деления понятий, проводить сериацию, строить логическую схему изучаемых понятий темы), обобщение понятий, ограничение, нахождение противоположных понятий и формулирование противоречия, а далее пути разрешения противоречий; - знакомство с приёмом сравнения; - знакомство с научной литературой – словари, энциклопедии (выявление в структуре понятий соответствие правилам определения понятий и в случае обнаружения ошибок, исправления их (мини-исследование)); 3 этап - самостоятельный анализ текста, посредством логических операций с понятиями, - выявление и разрешение противоречий в изучаемом материале, - установление причинно-следственных связей между понятиями. Таким образом, при реализации в учебном процессе теории и технологии Способа диалектического обучения решается проблема формирования у учащихся логических умений, заложенных в Госстандартах нового поколения и можно добиваться высокого качества обучения младших школьников. Большую помощь в работе мне оказывают преподаватели кафедры общей и специальной педагогики и психологии ККИПКиППРО Г.В. Глинкина, к.п.н., доцент, профессор РАЕ и М. И. Ковель, к.п.н., доцент.
Литература
1. Зорина В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография / В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 168. 2. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И. Ковель, Г.В. Глинкина. — Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. — 254 с. 3. Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. Возможности вопросов – суждений в развитии у учащихся универсальных учебных действий, заложенных в госстандартах нового поколения /Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. // II Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно-практической конференции /Науч. ред. М.В. Волкова. — Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. — 196 с. — С.94–96 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.М.; Просвещение, 2010. — 159 с.
В раздел начальное образование