Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

1 класс:"Решение задач и выражений", 3 класс: "Приёмы устных вычислений"

методическая разработка

Автор: Галанина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, МКОУ "ООШ № 23" с. Новокрещенка, с. Новокрещенка, Красноармейский район, Приморский край



В раздел начальное образование




1 класс

3 класс

Тема:
Решение задач и выражений Приёмы устных вычислений
Цель:
Закрепить умения решать задачи и выражения изученных видов; готовить учащихся к изучению темы «Составные задачи»; развивать умение составлять краткую запись задачи; навыки устного счёта. Познакомить с устными приёмами сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями.
Тип урока
Закрепление знаний и способов действий Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые

образовательные

результаты:

Предметные:
уметь решать задачи и выражения изученных видов; составлять краткую запись.
Регулятивные УУД:
Уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о проделанной работе.
Коммуникативные УУД:
Уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико- математической деятельности.
Познавательные УУД:
Уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
Личностные УУД:
Проявлять уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Предметные
: (объём усвоения и уровень владения компетенциями): Научатся соотносить новый материал с уже известным, называть разрядный состав чисел от 100 до 1000; выполнять устные вычисления, переводить одни единицы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие; сопоставлять величины; выбирать способ решения уравнений на нахождение неизвестного множителя и делителя; решать задачи.
Метапредметные
(компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): Овладеют умениями понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником.
Личностные:
Проявляют интерес, переходящий в потребности к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий.

Методы и формы

обучения:
Проблемно-поисковый метод, наглядный, словесный, продуктивный (стимулирование учебной деятельности), практический, игровой, здоровьесберегающие технологии, ИКТ
Формы
: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Образовательные

ресурсы:
Интерактивная доска(экран), компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в паре, смайлики
Ход урока:
I.
Мотивация
(самоопределение к учебной деятельности)
Слайд 1.
На уроке будь старательным, Будь спокойным и …(внимательным). Всё решай, не отставая, Слушай… (не перебивая). Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё …(понятно)!
II.

Планирование работы.
- Посмотрите на план урока и скажите, что мы будем сегодня делать. (План записан на доске в виде условных знаков): - устно работать с учителем (маленькая и большая звёздочки) - изучать новое (человечки с буквой «Н» в руках) - работать в тетрадях(тетрадь) - работать вместе (три звезды) - работать в парах (две маленьких звезды) - проверять и оценивать себя (треугольники со знаком вопроса)
III.

Актуализация знаний (
этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний)
Слайд 2.
(звучит отрывок из песни «Смешарики») - Ребята, из какого мультфильма эта песенка? Сегодня мы проведём урок с нашими любимыми мультяшными героями – Смешариками. Вместе с ними отправимся в город Математики. В этом городе живут Девочки и мальчики. Они считают без труда Без калькуляторов и пальчиков. Приглашаю вас, ребята, Так же быстро посчитать.
Слайд 3.

Устный счёт.
Детям выданы рабочие листы. - Напишите на листочках № 1. Запишите числа в порядке возрастания (1 класс – зелёный цвет, 3 класс – синий)
Проверка
: Каждый класс по очереди проверяет выполнение задания (сравнивают с эталоном на слайде) - Если задание выполнено без ошибок, то ставим «+», если с ошибками, то – «-»
Слайд 4.
- Напишите на листочках № 2. Запишите недостающие числа в каждом ряду ( 1 класс – зелёный цвет, 3 класс – синий)

Проверка
: Каждый класс по очереди проверяет выполнение задания (сравнивают с эталоном на слайде) - Если задание выполнено без ошибок, то ставим «+», если с ошибками, то – «-»
Слайд 5.
- Напишите на листочках № 3. Найдите «лишнюю» фигуру и запишите на листочки её номер.
Проверка
: 1 класс – четырёхугольник, 3 класс – окружность.
Слайд 6.
- Напишите на листочках № 4. У вас на столах лежат маленькие конверты, доставьте из них фигурки: 1 класс – звёздочки, 3 класс – сердечки. Решите примеры и восстановите цепочку (ответ предыдущего примера совпадает с началом следующего примера) и выложите цепочку фигурок на столе, распределяя по цвету.
Проверка:
Каждый класс по очереди проверяет выполнение задания ( сравнивают с эталоном на
слайде 7)
- Если задание выполнено без ошибок, то ставим «+», если с ошибками, то – «-»
Слайды 8, 9, 10.
Самооценка Если работа выполнена без ошибок – жёлтый смайлик, если 1 или 2 «минуса» - зелёный смайлик, если 3 «минуса» и больше – красный смайлик.
IV.

Постановка проблемы и выход из затруднения

Самостоятельная работа

Работа в тетрадях.

Каллиграфическая минутка.
1 8 1 8 1 8 18 18 18 18 Учебник, стр.57, № 11 ( 1 ученик решает задачу у закрытой доски) Работа по учебнику, стр.61
Работа в парах.
Примеры внизу страницы.
Работа с учителем.

1.

Подготовка к усвоению новых

приёмов устных вычислений.

Слайд 11
- Сколько сотен в числе 300? 800?
Слайд 12
- Сколько единиц составляют 24 дес.? 7 дес.?
Слайд 13
- Сколько всего десятков в числе 810? 560?
2. Формулировка проблемы. Слайд 14
- Посмотрите на примеры. Все ли примеры мы уже решали? - Назовите примеры, решение которых вам ещё неизвестно. (300 +200, 800 – 600, 120- 50, 300 -60)
3.

Целеполагание.
- Попробуйте сформулировать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (Будем работать с трёхзначными числами, которые оканчиваются нулями, решать примеры с такими числами) - Прочитайте в учебнике на стр. 66, что нового мы узнаем на уроке .

Физминутка для глаз «Смешарики»

V.

Работа с учителем.

1.Проверка заданного
- какие цифры использовали для записи числа 18? - Расскажите всё, что знаете об этом числе. ( 18 – следует за числом 17 и предшествует числу 19, двузначное, содержит 1 десяток 8 единиц, чётное)
Слайд 15.
Проверка примеров внизу стр. 61. - Сколько всего прибавили? Всего вычли? Проверка № 11 (с доски) - задачу какого вида вы решали? (на уменьшение числа на несколько единиц)
2. Формулировка проблемы.
- как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? (будем учиться решать задачи)
3. Подготовка к восприятию составных

задач.
№ 2, стр. 61 (решают у доски) - Прочитайте задачи. - как выдумаете, каким образом связаны между собой задачи? (Искомое первой задачи станет одним из данных чисел второй задачи) - Выделим ключевые слова и запишем краткую запись задачи. - Выберите одну из схем, которая подойдёт к первой задаче. Объясните, почему так считаете? - Каким действием будем решать задачу? (Сложением) - Почему? - Запишите решение. Аналогично разбирается и решается вторая задача)
VI.

Самостоятельная работа.

Первичное закрепление
№ 3 ( 1 ученик решает у закрытой доски)
4. Выход из затруднения.
- Какие будут у вас варианты решения таких примеров? - Сейчас вы будете работать в парах. Откройте учебники на стр. 66, рассмотрите решение таких примеров и узнайте, кто из вас прав.
V Самостоятельная работа

(в парах по
учебнику) Ознакомление с новыми приёмами устных вычислений. - Прочитайте и разберите по учебнику (вверху страницы) объяснение нового материала. № 1, № 3 (письменно, в парах) Доп-но
работа над пройденным

материалом:

Р.Т.
стр. 49, № 8 (1 ученик у закрытой доски) № 6 или № 7 (по выбору)
VI.

Работа с учителем.
1. Проверка № 1 (устно) - как можно складывать и вычитать числа,
№ 5 (в парах)
Музыкальная физминутка

«Смешарики»

VII.

Работа с учителем
1. Проверка задачи № 3 2. Проверка № 5 (какого человечка выбрали) 3. Работа с геометрическим материалом. Учебник, стр. 60 (на полях учебника – ломаные линии) - Какие фигуры изображены на полях учебника? - Посчитать количество звеньев каждой ломаной (
девочки –
красной ломаной,
мальчики –
синей) - Найти длину ломаной (девочки и мальчики соответственно) - Какая ломаная длиннее и на сколько? (у доски: 15 -8 = 7 (см) Ответ: на 7 см длиннее. - как называются такие задачи? (задачи на разностное сравнение) - Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее) запись которых оканчивается нулями? (учащиеся самостоятельно делают вывод)
Слайд 16
- Ещё раз прочитать вывод!
Слайд 17
Проверка № 2
Слайд 18
Д. З. учебник стр. 66, № 6 (по вариантам), № 5 Доп-но: практическая деятельность № 4, стр.66 (устно) Р.т. стр. 52(1) устно разобрать (если есть время)
VII.Самостоятельная работа
Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 1. Решить задачу.
Слайд 19.
(1 ученик решает у доски) 2. № 2, стр.66 3. Р. Т. Стр. 52, № 14 (2)
Проверка заданного. Слайд 20
1. Проверка задачи 2. 2. Поверка № 2, стр.66, заданий в рабочей тетради в парах (взаимопроверка, оценивание работ учащимися) VIII.
Итог урока. Рефлексия
- Чему научились на уроке? - Что понравилось? - Что показалось непонятным? - Какое настроение осталось после урока? (смайлики) - Давайте подведём итог урока. Составить синквейн со словом «Числа» (коллективно) Числа Трёхзначные, оканчивающиеся нулями Складываем, вычитаем, считаем. Можно заменить действиями с десятками и единицами. Получается.
Выставление отметок.


В раздел начальное образование