Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Трудовое обучение"

рабочая программа для детей с ОВЗ

Автор: Абашкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ "Школа-интернат №2", городской округ Электросталь, Московская область



В раздел начальное образование




Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» , 4 класс разработана на основе авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида по предмету «трудовое обучение», авторы Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичёва, Е.Б.Новикова - М. ПАРАДИГМА, 2010 и скорректирована в соответствии с учебным планом для классов VII вида в соответствии с учебным планом для классов VII вида МБОУ « школа – интернат для детей с ОВЗ№2» г.о. Электросталь. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Под термином «задержка психического развития» подразуме ваются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, рече вых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Задержка психического развития у детей выражается в за медленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, интокси кацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы либо другими хроническими соматическими заболе - ваниями. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возмож ности интеллектуального развития, однако для них характер ны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной рабо тоспособностью, функциональной недостаточностью ряда выс ших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности. Дети с задержкой психического развития обучаются по рекомендациям ПМПК и заявления родителей в специальных коррекционных учреждениях VII вида
Цель обучения детей с ОВЗ - социальная адаптация и интеграция

ребёнка в общество.
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей
цели курса

«Трудовое обуче

ние»

в начальных классах

общеобразовательной школы —

воспитанию творческой, социально

активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному

труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и

желание

трудиться.

Задачи:



овладеть первоначальными общетрудовыми умения

ми (ставить и

удерживать цель деятельности, органи зовывать работу, планировать

предметно-практиче скую деятельность, контролировать и оценивать

ее);



овладеть приемами ручной работы с различными ма

териалами;

выращивание сельскохозяйственных рас тений;



познакомиться с некоторыми доступными для понима

ния учащихся


профессиями и т.д.
Эффективность обучения детей с задержкой психическо го развития зависит от решения коррекционно-развиваю щих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач. По мнению виднейших ученых — педагогов и психо логов, проблемы школьной неуспеваемости следует решать посредством организации индивидуального подхода к учащимся и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в уровне общего развития и учебных способностей детей.
Количество учебных недель- 35

Количество часов:
в неделю - 2 часа; всего часов в год - 70 часов.
Основное содержание программы.



п/п

Разделы

По

программ

е

кол-во

часов

Скорректированное

кол-во часов

в соответствии

с учебным планом
1. Информационный центр 4 6 2. Проект « Дружный класс» 6 6 3. Студия « Реклама» 7 7 4. Студия « Декор интерьера» 13 13 5. Новогодняя студия 5 5 6. Студия « Мода» 11 11 7. Студия « Подарки» 8 8 8. Студия « Игрушки» 10 10 9. Студия « Моделирование» 3 3 10. Итоговое занятие 1 1 ИТОГО
68

70


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны
знать:

по техническому труду:
-название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; -правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; -правила чтения эскиза, инструкционной карты; приёмы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); - свойства и назначение различных материалов; -изученные технологические операции; виды и способы соединения деталей; -общие сведения о профессиях (столяр, плотник, слесарь, механизатор, тракторист, шофёр, животновод); -способы контроля различных этапов трудовой деятельности.
по сельскохозяйственному труду:
-правила безопасности труда и личной гигиены; -правила ухода за растениями; -правила высадки рассады в открытый грунт; -особенности выращивания цветочно-декоративных и овощных растений в открытом грунте; -название и назначение сельскохозяйственных машин для обработки почвы. Учащиеся должны
уметь:

по техническому труду:
-самостоятельно организовать свой труд (рационально подбирать и размещать материалы и инструменты, сохраняя порядок на рабочем месте, использовать инструменты по назначению, производить наладку и регулировку инструментов и приспособлений); -ставить цель и удерживать её до конца работы, планировать предметно- практическую деятельность (самостоятельно анализировать образец и условие трудовой задачи, составлять сложный план: находить части и детали изделия, определять основные, самые сложные и второстепенные детали, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия, ,и ,его отдельных частей, выполнять разметку, измерения, производить сборку изделия и т.д.); -контролировать соответствие этапов работы цели деятельности, указанной учителем и принятой учащимся; владеть приёмами контроля качества основных технологических операций и готового изделия (понимать рисунки и эскизы, осуществлять способы контроля размеров деталей: по шаблону, угольнику, линейке и др.); -самостоятельно оценивать свою работу и работу одноклассников.

по сельскохозяйственному труду:
-организовывать свой труд и труд одноклассников; -соблюдать правила безопасности и личной гигиены во время работы на учебно- опытном участке; -выращивать сельскохозяйственные растения (редис, свеклу, морковь).
Практическое применение приобретенных знаний:
Использование приобретенных знаний в практической деятельности повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование

по трудовому обучению

4 класс
№ уроков Наименование разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректированн ые сроки прохождения
Информационный центр-6ч.
1 Вспомним, обсудим! 2 Информация.Интернет. 3 Создание текста на компьютере. 4 Создание текста на компьютере. 5 Создание презентаций.Программа Power Point. 6 Создание презентаций.Программа Power Point. Итого: 6 часов
Проект « Дружный класс»-6ч.
7 Презентация класса 8 Эмблема класса 9 Эмблема класса 10 Папка « Мои достижения» 11 Папка « Мои достижения» 12 Макет класса Итого: 6 часов
Студия « Реклама»-7ч
13 Реклама 14 Упаковка для мелочей. 15 Упаковка для мелочей. 16 Коробочка для подарка. 17 Коробочка для подарка. 18 Упаковка для сюрприза. 19 Упаковка для сюрприза. Итого: 7 часа
Студия « Декор интерьера»-13ч
20 Интерьеры разных времен. 21 Художественная техника « декупаж»
22 Художественная техника « декупаж» 23 Плетеные салфетки. 24 Плетеные салфетки 25 Плетеные салфетки 26 Цветы из креповой бумаги. 27 Сувениры на проволочных кольцах. 28 Сувениры на проволочных кольцах. 29 Изделия из полимеров. 30 Изделия из полимеров. 31 Изделия из полимеров. 32 Выставка работ по разделу. Итого: 13ч.
Новогодняя студия- 5ч
33 Новогодние традиции. 34 Игрушки из трубочек для коктейля 35 Игрушки из зубочисток 36 Игрушки из бумаги 37 Игрушки из вторсырья. Итого: 5ч.
Студия « Мода»-11ч.
38 История одежды и текстильных материалов. 39 Исторический костюм. Строчка прямого стежка и её варианты. 40 Одежда народов России. Строчка прямого стежка и её варианты. 41 Театральный костюм. Строчка петельного стежка и её варианты. 42 Специальная одежда. Строчка петельного стежка и её варианты.
43 Синтетические ткани. Создание альбома образцов. 44 Твоя школьная форма. Строчка косого стежка и её варианты. 45 Объемные рамки. 46 Аксессуары одежды. Пришивание пуговиц. 47 Вышивка лентами. 48 Вышивка лентами Итого: 11 часов
Студия « Подарки»-8ч
49 Плетеная открытка 50 Плетеная открытка 51 День Защитника Отечества. « Танк» 52 День Защитника Отечества. « Танк» 53 Открытка с лабиринтом. 54 Открытка с лабиринтом. 55 Весенние цветы. 56 Весенние цветы. Итого: 8 часов
Студия « Игрушки»-10ч
57 История игрушек. 58 Игрушка-попрыгушка. 59 Игрушка-попрыгушка 60 Качающаяся игрушка 61 Качающаяся игрушка 62 Подвижная игрушка Щелкунчик. 63 Игрушка с рычажным механизмом. 64 Игрушка с рычажным механизмом.
65 Оригами. Лебедь. 66 Оригами. Животные. Итого: 10часов.
Студия « Моделирование»-3ч
67 Профессия- конструктор. 68 Работа с конструктором « Лего». 69 Работа с конструктором « Лего». Итого:3часа. 70 .
Итоговое занятие-1ч

ИТОГО: 70 ч.

Приложение
дата Причина расхождения с планом

Учебно-методическое обеспечение.
1.Сборник программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида, авторы Р.Д.Тригер и др. - М. ПАРАДИГМА, 2010 2.Учебник Технология 4 класс, Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева -Москва: Издательство «Просвещение», 2015, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.


В раздел начальное образование