Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие беглого, осмысленного, выразительного чтения."

Методика проведения уроков чтения, как комплекса по развитию беглого, осмысленного, выразительного чтения.

Автор: Кравцова Инна Сергеевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1, город Первоуральск



В раздел начальное образование




Методика проведения уроков чтения, как комплекса по развитию

беглого, осмысленного, выразительного чтения.
В этой работе мне хочется поделиться опытом, как достичь высоких результатов техники чтения, как прививать интерес у ребят к чтению. Я считаю, что работу по развитию техники чтения нельзя проводить на уроках математики, природоведения, русского языка, как делают некоторые учителя. На уроках математики мы обязаны развивать математические способности детей, логическое мышление, умение решать, анализировать, рассуждать; на уроках русского языка - развивать орфографическую зоркость, память, навыки каллиграфического, грамотного письма и т. д. А вот на уроках чтения мы должны развивать технику чтения, и, если заниматься этим регулярно, на каждом уроке и на должном уровне, то можно достичь прекрасных результатов. Я давно отказалась от активного чтения, как от метода, который не дает никаких результатов и носит чисто формальный характер. 30-50 % детей во время активного чтения не читают, около 20 % хоть и читают, но не осмысленно и затрудняются после прочтения пересказать или ответить на элементарные вопросы. Я сначала проводила активное чтение в парах: дети по 2-3 мин. читали свою книгу товарищу по парте, но и от этого метода вскоре отказалась, т. к. ребенок, который слушает своего товарища, не знает содержания, не может задать вопрос по прочитанному, но и потом, ему просто не интересно слушать. Какова же тогда цель этой работы? Да ее просто нет совсем, это пустая трата драгоценного времени урока.
2.1 I этап урока - артикуляционная, зрительная, речевая

гимнастика.
Все мои уроки чтения уже с первого класса делятся на 3 этапа: 1 этап - подготовительный (до 10 мин.) 2 этап - проверка домашнего задания (10-12 мин.) 3 этап - новая тема (20-25 мин.)
1 этап — подготовительный, артикуляционная гимнастика. Цель этого этапа: как правило, уроки чтения проводятся первым или 3-4 уроком, когда дети или еще не настроены на работу и работоспособность их низка, или когда, наоборот, их внимание рассеивается, мыслительные процессы заторможены, а работоспособность падает. Поэтому в первые 5-10 мин. урока я стараюсь сконцентрировать внимание, осмысленное запоминание, настроить быстроту, гибкость, осмысленность мышления, способность к предвидению, сосредоточить чувства целого, развить зрительное восприятие во время чтения, расширить поле чтения, угол зрения, настроить речевой аппарат на плодотворную работу. В моем арсенале более 150 различных интересных приемов, заданий, игр, упражнений. Вот некоторые из них. 1. Каждый мой урок русского и украинского чтения с первого класса начинается со скороговорки. Мы проговариваем старую или разучиваем новую скороговорку, которую я никогда не пишу на доске, дети воспринимают ее на слух. Скороговорка проговаривается 3-4 раза: по слогам, четко, отрывисто, в обычном речевом темпе и один-два раза в темпе скороговорки. Очень любят дети произносить скороговорки с разной интонацией: удивленно, жалобно, разъяренно, испуганно и т.д. 2. Чистоговорки. Начинается эта работа с первых дней первого класса. Сначала вся чистоговорка пишется на доске, за исключением последнего слога последнего слова. Дети читают хором и заканчивают чистоговорку: Чи-чи-чи — везет машина кирпи... Ба-бо-бы - на дворе стоят стол... Далее эта работа усложняется, убирается по одному слову: Ле-ле-ле - лежит булка на ... Ши-ши-ши - поют песню ... И, наконец, остаются лишь слоги, а закончить чистоговорку дети должны закончить самостоятельно. Анаграммы. 3. Слоговая дорожка.
Му ма ра ре на не ги га ге ря ля ва ши щу Дети читают слоги медленно, сначала слева направо, потом справа налево. Потом читают скороговоркой. Затем можно выполнить со слогами различные задания: прочитать слоги через один, прочитать слоги, в которых согласный мягкий, твердый, глухой, звонкий, составить из слогов слова. 5. Игра «Слова-друзья» а) на доске записаны слова в два столбика, их надо соотнести по значению: радость двойка печаль день рождения грусть плохая погода б) записаны слова, их также надо соотнести по определенному принципу (набор слов у детей бывает разным): лимонад порт мыло юг майка север пулемет лошадь кисть запад сахар корабль сокол 6. Игра «Вопрос-ответ». Вопросы записаны на доске, дети их читают, а потом дают ответы с разными заданиями, например: ответы должны начинаться на букву «С», в ответе должна быть буква «3» и т. д. • Как тебя зовут? - Света • А фамилия? - Соколова • Где ты живешь? - В Сочи • Что там растет? - Сосны, сирень • Какие птицы там водятся? - Совы, соловьи. • А звери? - Слоны • На чем ты приехала? - На самолете • На чем поедешь обратно? - На санях и т. д.
7. Перевертыши. На доске записано 4-6 предложений. Дети читают их самостоятельно и определяют, какие предложения являются перевертышами: • Арбуз у зубра • Лес за горой • У Лизы розы • Алла рвала лавр 8. Найди слово в слове: брак (рак, бак), бусы (усы), добро (бор, добр). 9. Найди лишнее слово • бок, бощ, боб, бор, бот (это не слово) • бук, гриб, лоб, сноп, дуб (нет буквы «б») • стол, вишня, шкаф, стул, диван (не мебель) 10. Грамматическая арифметика. ба + большой деревянный сосуд = ? (бабочка) нота «до» + зарытые в земле ценности = ? (доклад) кабан - ан + лук = ? (каблук) 11. Без чего не бывает? река мука хлеб шипы дождь улыбка роза тучка шутка берег школа солдаты армия ученики 12. Игра «Полсловечка»: вол точка верх окно вес осы ушки
13. «Телеграмма». Составить текст телеграммы из букв слова РОЗА. Например:  Родители отъезжают завтра. Анна  Роман Ольга завтра Америке  Риту ожидаем завтра. Алексей 14. «Собери слова». Прочитайте зашифрованное 6-е слово. Ракета мЫшь Бусы вАза маКароны (РЫБАК) 15. «Закончите предложения»: • Дежурный полил цветы, чтобы ... • Хлеб без муки, как ... • Если рысь дикое животное, то ... 16. «Дай ответ». На доске записано предложение: «Ты вчера читал эту книгу» Необходимо прочитать его так, чтобы были даны следующие ответы: • Да, я. • Нет, позавчера. • Нет, просматривал. • Нет, ту что лежит на верхней полке. 17. Игра «Звук заблудился»: • Толочь в ступе соду (воду) • Пуганая корона (ворона) куста боится • Не зная броду, не суйся в моду (воду) 18. Соотнеси скороговорки. Оса боса и … с печи ноги свеся У Антипа росла … без пояса Села Олеся … одна липа 19. Игра «Счетчики». На доске записан тест из 8 – 10 предложений. Учитель открывает текст на 20 – 30 сек. и просит сосчитать, сколько раз
встречается какое-либо слово, сколько в тексте предложений, имен, букв «А» и т.д. 20. Игра «Самое длинное предложение». На доске записано предложение, которое необходимо распространить: Лес спит. Зимний лес спит. Зимний лес спит в тишине. Зимний лес спит в сказочной тишине. и т.д. 21. Игра «Тайна названия». На доске - названия книг, телепередач, газет, сказок. Дети должны по названию определить содержание книги, передачи и т.д. «Лесная музыка», «Разноцветный ветер», «Приключения Листика», «Радуга». 22. Игра «Звуки разные и одинаковые» (игра способствует развитию фонематического слуха, а также важных умственных операций - анализа и сравнения): Жир-ширь мак-рак пил-лил белка-булка коса-роса печка-речка 23. Игра «Слова из трех букв». Жил-был (кто?)... (дед). У него болел (что?)... (зуб). Зашел он (куда?)... (в дом). 24. Игра «Самый смешной слог» фл зв кр ел ст бр дд пл хл зм кр дв ск кв ел (он), ст (ол), бр (ат), хл (еб) и т. д. 25. Игра «Сократи предложение» Около речки растут высокие вербы. Около речки растут вербы. Растут вербы. 26. Переставь слова в предложении Сегодня утром Нина пошла в школу. В школу Нина пошла сегодня утром.
27. Замени одно слово. Первоклассники вернулись из школы. Дети вернулись из школы. Друзья вернулись из школы и т. д. 28. Игра «Да или Нет» • В сосновом лесу мы собирали морковь. • Зимой куры улетают в теплые края. • Подорожник - лекарственное растение. 29. Игра «Кто это? Что это?» Родная, любимая, дорогая -... (мама) Зеленая, высокая, новогодняя ... (ёлка) 30. Игра «Кто больше?» Плывет - ... (корабль, лодка, утка, рыба, кит, бревно) Растет - ... (человек, дерево, цветок) и т. д.
II этап урока - нетрадиционные формы и методы проверки домашнего

чтения.
После проведения такой подготовительной работы начинается второй этап урока - проверка домашнего задания, на котором и рекомендуется проводить работу по выработке навыков динамического чтения. Я расскажу о некоторых приемах, наиболее удачных, интересных, эффективных, которые больше всего нравятся детям. Но использовать их рекомендую не более трех за урок в течении 5-7 минут. 1. Чтение с Незнайкой. Учитель или хорошо читающий ученик читает текст, допуская в нем ошибки, заменяя слова синонимами или антонимами. Дети следят и хором исправляют Незнайку. 2. День-ночь. Дети читают, по сигналу «ночь» закрывают глаза, «день» - открывают и продолжают читать. 3. Половинчатая буква сверху (снизу). Линейкой дети прикрывают половину строки сверху или снизу и по начертанию элементов букв
пытаются восстановить слова. 4. Обмен. Дети читают, следя только глазами. По сигналу «обмен» меняются учебниками с соседом по парте и продолжают читать до следующей команды. 5. Погоня. Учитель читает в обычном речевом темпе, дети следят, звучит звуковой сигнал (хлопок), учитель читает дальше в этом темпе, а дети возвращаются назад и читают этот же отрывок скороговоркой, пытаясь догнать учителя. 6. Игра в учителя. Дети работают в парах. Читают друг другу текст и оценивают друг друга. 7. Погода. Дети читают в обычном темпе, звучит сигнал «молния» - читать скороговоркой, «тишина» - читать в обычном темпе, шепотом, «дождь» - читать отрывисто. 8. Находка. По первому слову найти в тексте все предложение и прочитать. 9. Игра в прятки. Учитель читает слово или словосочетание, а дети должны прочитать все предложение, в котором это слово встречается. 10.Переводчики. Учитель читает предложение на украинском языке, а дети должны найти это предложение в тексте на русском языке. 11.Предложения - синонимы. Учитель читает предложение, а дети в тексте отыскивают предложение, близкое по значению. Далее 30-35 мин. отводятся на изучение нового материала, которое проводится по усмотрению учителя. Ввожу обязательно работу над сложными словами, объяснением значения некоторых слов, даю краткие сведения об авторе, а потом работает над содержанием текста. 12.«Бег по кочкам». Дети, следя глазами по строчкам текста, называют лишь первую и последнюю буквы (слоги, слова) строчки. Схематично это выглядит так: А О
Н К В Я 13.«Шторка» (справа, слева). Этот вид работы лучше проводить на поэтическом тексте. Дети линейкой, закладкой или просто ладошкой закрывают половину стихотворения по вертикали и пытаются восстановить строки стихотворения (хорошо развивает зрительную память и чувство рифмы).


В раздел начальное образование