Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Обобщение знаний о предложении."

Конспект урока по русскому языку

Автор: Григорьянц Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, МБАОУ СОШ №11, г. Екатеринбург



В раздел начальное образование



Тема: Обобщение знаний о предложении. Цели. Обучающие: 1) обобщить знания о предложении ( о признаках предложения, о видах предложений по цели высказывания и по интонации, о роли предложения в речи); Развивающие: развивать речь учащихся( развивать умения правильно употреблять предложения в речи). Воспитывающие: формировать интерес к русскому языку. 1. Чистописание. У. Найди лишнюю букву. Объясни свой выбор. Б в г д н ж з ( буква н , остальные тоже обозначают звонкие, но парные согласные) 2. Словарная работа. У. Запишите слова, разделив их на группы, и вставив пропущенные буквы. ( 2 чел. у доски) Б.гровый, м.чта, н.деля, т.ска, т.скует, ж.лтый, ф.нарь,осв.бодть.
Существ. Прилаг. Глагол
Мечта багровый тоскует Неделя желтый освободить Тоска Фонарь У. По какому принципу разделили слова на группы? Д. по частям речи У. Что объединяет эти слова? ( общая орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением) 3. Сообщение темы урока. У. Вспомните над какой темой мы работали на протяжении нескольких уроков?
Д. предложение У. Действительно, мы немало узнали о предложении, но еще больше нам предстоит узнать. А чтобы мы спокойно и уверенно могли двигаться дальше, нам сегодня предстоит повторить и обобщить наши знания о предложении. У. Значит , что же сегодня требуется то вас? Д. Наши знания правил, и хорошая работа на уроке У. Софьи Прокофьевой есть повесть-сказка «Глазастик и ключ-невидимка», в которой рассказывается об удивительном путешествии волшебника Алеши, девочки Кати и кота Васьки. Сказка страшная. Алеша был заключен в мрачное подземелье, а его джин вынужден был служить злому Королю. Но, как бывает в сказках, неожиданно пришла помощь от мышей, обитавших во дворце. Королева мышей влюбилась в кота Ваську и отправила своих подданных, чтобы они нашли Алешу и узнали у него как быть дальше. Они нашли Алешу и запомнили слова, которые он им сказал. Но каждая запомнила и принесла только по одному слову, пропищав их вот в таком порядке: Надо! Пробраться! В! Термос! Спальню! И! Украсть! Короля! У. Вам понятен приказ Алеши? (нет) У. Попробуйте сами восстановить Алешин приказ и записать его в тетрадь. Д. Надо пробраться в спальню Короля и украсть термос. У. Вы правы. Ведь термос был местом обитания Алешиного джина. А что мы записали?
Д. Предложение
, смысл
которого стал нам понятен, когда каждое слово заняло свое место. У. Значит, какой вывод у нас напрашивается? Д.
Предложение выражает законченную мысль и у каждого слова в предложении есть свое место.
Табличка на доску. У. А что нам требуется, чтобы создать предложение? Д. Слова. У. Прочитайте слова, записанные на доске:
Маленький мальчик пес за лохматый бежать
У. Понятен ли смысл? Можно ли понять, кто за кем бежал? И кто был лохматый и маленький? Д. Нет У. Почему? Д. Эти слова не связаны друг с другом грамматически. У. Так свяжите их и запишите предложение. Лохматый пес бежал за маленьким мальчиком. У. Значит, какой мы сделаем вывод? Д.
Чтобы получилось предложение, надо все слова связать грамматически.
Табличка на доску. У. Значит, вы хорошо запомнили, что предложение выражает законченную мысль, все слова в предложении должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. А если это так, то попробуйте выполнить следующее задание. Рассыпавшиеся на слова строчки из стихотворения С. Михалкова соберите в предложения и запишите их. (Три смелых зверолова сидели под кустом, А кто-то на березе помахивал хвостом.)
У. Однако, Без чего еще не может быть предложения? Д
. Без интонации.
У. Чтобы убедиться в этом, выполним задание. Выпишите несколько предложений из стихотворения «Занимательная грамматика». В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поет синичка в коридоре Играют дети на стене висит картина на окне…. У. Интонация стоит на службе у смысла. Без нее не может быть предложения. И сейчас интонация конца предложения помогла нам отделить одно предложение от другого. Табличка на доску. У. Мы знаем с вами и убедились в том, что строительным материалом для предложений являются слова, которые связаны друг с другом лексически и грамматически. А чем становятся слова, объединяясь в предложения? Д.
Членами предложения.
У. Что мы знаем о членах предложения? Д. Есть главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. У. Тогда покажите, как вы умеете находить грамматическую основу предложения, выполнив следующее задание. Найдите в этом перечне предложения, запишите их в тетрадь. 1. Высоко на старой березе сидел скворец.
2. Белый кролик. 3. Он с любопытством наблюдал за детьми под деревом. 4. В маленьком переулке. 5. Ребята мастерили маленькие домики для птиц. У. Если вам будет трудно, воспользуйтесь инструкцией. Инструкция.  Выдели основу: если она есть – перед тобой предложение.  Проследи за интонацией: понижение голоса к концу предложения означает интонацию законченности.  Выражена ли законченная мысль в речевом отрезке? У. Какие предложения вы записали? Чем же отличаются предложения от словосочетаний? Д
. Предложение – Это связанные между собой по смыслу и грамматически слова, при помощи

которых люди передают друг другу мысли и чувства.

А словосочетание не имеет законченной мысли, если оно существует вне предложения.
У. Ну, поскольку мы заговорили об основе предложения, то выделите грамматическую основу записанных предложений и запишите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. (
Комментирование
). А также, дайте характеристику предложений по цели высказывания и по интонации. 1. Сидел скворец. ( повеств., невоскл.) 2. Он наблюдал. ( повеств., неваоскл.) 3. Ребята мастерили. ( повеств. невоскл.) У. Кто же знает, чем схожи основа слова и основа предложения? Д. И в основе слова и в основе предложения заключен весь основной смысл соответственно слова и предложения. У.Прочитайте еще раз предложения, которые мы только что записали. Что вы заметили?
Д. Получился маленький рассказ. У. Так вот дома для вас будет такое задание: записать 3-4 предложения, чтобы они стали продолжением этого рассказа. А мы потом прочитаем, у кого что получилось. У. А теперь расскажите нам, что вы запомнили о предложении. У. Кто из ваших одноклассников был сегодня активен на уроке, О ком вам хочется сказать добрые слова?
Надо! Пробраться!
В! Термос! Спальню! И! Украсть!
Короля! Инструкция.


1.
Выдели основу: если она есть – перед тобой предложение.

2.
Проследи за интонацией: понижение голоса к концу предложения означает интонацию законченности.
3
.Выражена ли законченная мысль в речевом отрезке?
Три смелых зверолова
сидели под
кустом А кто-то на березе
помахивал хвостом
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Все слова в предложении связаны по смыслу. 3. Слова в предложении связаны грамматически. 4. На службе у предложения стоит интонация.
5. Предложение имеет грамматическую основу.
1 .Высоко на старой березе сидел скворец. 2. Белый кролик. 3.Он с любопытством наблюдал за детьми под деревом. 4.В маленьком переулке. 5. Ребята мастерили маленькие домики для птиц.


В раздел начальное образование