Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Технологическая карта урока

Автор: Диденко Ирина Александровна, учитель музыки, МАОУ СОШ №12, станица Михайловская, Курганинский район, Краснодарский край



В раздел начальное образование




4 класс. 1 четверть.
Учитель музыки МАОУ СОШ № 12 ст.Михайловской Курганинского района Краснодарского края
Диденко Ирина Александровна

Тема урока: «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Цель:
1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
Задачи:
1.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся. 2.Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование. 3.Воспитать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне. Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая. Тип урока : комбинированный.
Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формировани

е УУД
Организаци онный момент (3мин) Дети заходят под « Камаринская» Приветствие : Здравствуйте, посмотрите какое у нас сегодня солнышко ( на доске изображение солнца). Как вы думаете, мы сегодня будем радоваться или грустить? Упражнения для создания благоприятной атмосферы. Вместе с учителем приветствуют друг друга
Личностные

УУД
Развитие доброжелатель ности и эмоциональной отзывчивости. Повышение жизненного тонуса, поднятие самооценки, раскрепощение неуверенных и стеснительных

“Только смеяться”
Только смеяться и улыбаться! Крепко держаться и снова смеяться!
“Я хороший”
Я, я, я хороший! Ты, ты, ты хороший! Я, я, я с тобой! Ты, ты, ты со мной!
“Да и нет”
Нашему здоровью - да , да, да! А всему плохому - нет, нет, нет!
“Счастье”
Счастливый и довольный, уверен я в себе Иду по жизни весело и радуюсь судьбе) детей.
Введение в тему урока (5мин) Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока. Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину… Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда славянами. Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя… Дочь лежит и спать не хочет, Мнёт бельё постельное. Мать вокруг неё хлопочет. С песней …. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать… Если очень много дела, Запевайте песню смело. Вяжут, ткут, прядут и жнут, Эти песни любят труд. 3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть. Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. (колыбельною) (трудовые). ( игровая).
Регулятивные

УУД
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Как будет называться песня? Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают: На гулянке, на вечёрке, И под горкой, и на горке Собирается народ, Он и пляшет, и поёт. Песни бодрые, живые. Эти песни На лугу иль на опушке Вместе собрались подружки. Удивляется народ: -Это что за хоровод? А сейчас немодные Песни Наступает ночь – отдыхать пора. Думается обо всем, о любви, о разлуке. Тоскует душа томится, и конечно же лирическое настроение овладевает ею. И тогда звучит… А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить. Про любовь в них и про дружбу, (плясовые). (хороводные). ( лирическая). (солдаты, солдатские).
Про войну в них и про службу, Прижимая автоматы, Их всегда поют Как вы думаете о чем сегодня у нас пойдет речь? (о русской народной песне) Этап подготовки к усвоению нового материала (3мин) А р.н.п. как-то отличаются друг от друга? ( в разных жизненных ситуациях звучат разные песни) Да, ребята, жанры русской народной песни очень разнообразны. Разные по характеру, движению, смыслу, настроению. Написаны народом и Записывают фразу « жанры народных песен» в тетрадь. Перечисляют жанры:колыбель ные, игровые, плясовые, лирические, хороводные, солдатские,трудов ые
Регулятивные

УУД
Выполняют действия в устной форме и письменной форме.
для народа. Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр. (слово на доске). Этап усвоения новых знаний (7мин) Происходит знакомство с русскими народными песнями разных жанров. Презентация на доске. Мы сейчас поиграем в « Угадай мелодию». Будет звучать песня, ваша задача определить жанр и проявить фантазию. Жестами, мимикой движениями попробуйте передать характер данного произведения. И конечно хочется знать ваше мнение о средствах музыкальной выразительноси. ( темп, динамика, ритм). Звучит 1 куплет « Казачьей колыбельной» в исполнении учителя. колыбельная Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников По преданию, Михаил Юрьевич Лермонтов написал эту колыбельную под впечатлением Слушают учителя . Слушание « Казачьей колыбельной» Стихи М.Лермонтова, муз народная. Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного. определяют взаимосвязь музыки и текста.
Познавательн

ые УУД
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникати

вные УУД
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные

УУД
Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Познавательн

ые УУД
Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения
«баюкашной» песни казачки, которую он слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии – в станице Старомышастовской на Кубани). Какой был темп? А почему вы двигались плавно, не торопясь? Какие чувства вызвала у вас эта песня? Характер? Как вы считаете взаимосвязаны ли здесь текст и музыка?Это вокальное или инструментальное произведение? Итак вашему вниманию представляю следующую песню. Пожалуйста прослушайте, придумайте название, определите жанр и конечно пофантазируйте с движениями. Название? Жанр? Характер? Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного. определяют взаимосвязь музыки и текста. Пряха трудовая радостный, оптимистичный, светлый , воодушевленный, вдохновенный. Физминутка Учащимся предлагается
Личностные

здоровьесбе режения учащихся. (4мин) музыкальная игра « Пошла коза по лесу» Мы сейчас поиграем, разомнемся и не будем отклоняться от темы урока. Придумаем название этой музыкальной игре, определим жанр и конечно поговорим о темпе , динамике, о форме. Учитель водит затем выбирает ведущего ребенка и так несколько раз. Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу, (все поют эти строки и ходят хороводом вокруг Воды) Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (все прыгают) И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (все брыкаются ножками) И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (все хлопают в ладоши) И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (все топают) Головкой покачаем, качаем, качаем, (все качают из стороны в сторону головой) И снова начинаем! (Вода выбирает любого ребенка, который Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру с элементами пластических движений. Пошла коза. Игровая
УУД
Выражение в музыкальном исполнительст ве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
становится Водой) Задать вопрсы детям. Какон название вы придумали? Жанр? Средства музыкальной выразительности темп мелодия Умеренный. Незатейливая, простая, легко запоминающаяся Этап усвоения новых знаний, продолжени е работы по теме урока (5мин) Продолжается знакомство с народными песнями. Предлагается для прослушивания русская народная плясовая «Камаринская» Ребята, при прослушивание этого произведение говорим о темпе, мелодии, динамике, характере и конечно же определяем жанр. Выбираем подходящую на ваш взгляд карточку . Можно встать и придумать движения под музыку. Звучит « Камаринская». направление хода обсуждения, коррекция ответов учащихся. Следующую песню вы узнаете без труда по первой музыкальной фразе. А вопросы останутся те же. Жанр и средства музыкальной выразительности. Следующее Слушают « Камаринскую». Дают предполагаемую характеристику музыке. Называют средства музыкальной выразительности. отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности. Ответы детей: Дают предполагаемую характеристику музыки . Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
Познавательн

ые УУД
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникати

вные УУД
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные

УУД
Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Познавательн

ые УУД
Формирование умения излагать свою точку зрения.
произведение ( вопросы и задания остаются прежние) Звучит песня « Что стоишь, качаясь…» Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Этап вокально- хоровой работы (7мин) Предлагает послушать и спеть народную песню « Солдатушки, бравы ребятушки». Но сначала определим жанр Характер Мелодия Ритм Работа над текстом ( произношение согласных), работа над распевами и чистым интонированием. Ответы детей: Дают предполагаемую характеристику музыки . Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Исполняют песню.
Коммуникати

вные УУД
Участие в коллективном пении. Этап подведения итогов учебной деятельност и (3мин) С какими жанрами народных песен мы познакомились. Запол- ните таблицу. Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод. Заполняют карточку с таблицей, подписывают фамилию и сдают. жанр название песни Казачья Колы- бельная Пряха Пошла коза по лесу Камарин
Регулятивные

УУД
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
Сделать вывод. Одинаковы ли все народные песни по характеру? Почему? Можно использовать при характеристики музыкальных произведений карточки с изображением различных линий ( волнообразная, вертикальная прямая, спираль). После прослушивания песни ребята должны показать на их взгляд более подходящую карточку
цель:

Развивать у

учащихся

представление об

изобразительных

возможностях музыки,

ее способности

отображать явления

окружающей
ская Во поле Береза стояла Что стоишь,к ачаясь. Солдату шки, бравы ребятуш ки. Фами лия Делают вывод.
Народная

песня

разнохарактерная

, разножанровая.
Развитие представления об изобразительн ых возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.

природы.
Этап информаци и о домашнем задании (1мин) Нарисовать рисунки к любой песне. Запоминают домашнее задание.
Коммуникати

вные УУД
Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.
Познавательн

ые УУД
Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Итоговый этап рефлексии учебной деятельност и (2мин) Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает на обратной стороне карточки изобразить смайликами настроение. Рисуют смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению
Личностные

УУД
Интерес к различным видам творческой деятельности.

Литература
1. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Программа начального общего образования «Музыка. Начальная школа». М.: Просвещение, 2011. – 64 с. 2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., «Музыка»: учебник 4 класс // М.: Просвещение, 2012. 3. Новый образовательный стандарт в действии // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18. 4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4класс: (CD mp3) 5.Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4» методическое пособие.М.:Просвещение, 2004. 6.Т.А.Затямина «Современный урок музыки» М.:Глобус, 7.М.А.Давыдова «Поурочные разработки по музыке» 4 класс М.: «ВАКО», 2013г.


В раздел начальное образование