Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблемы воспитания в современной школе"

Современные формы работы с родителями

Автор: Пономарева Ирина Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ 2122, г. Москва, г.о Щербинка



В раздел начальное образование





Современные формы работы

с родителями
Из опыта работы учителя нач. классов Пономаревой М.М.



Эффективность
воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют
школа
и
семья
.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют
классные руководители.
Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.  Функции классного руководителя разнообразны,
работа с семьями своих учеников -
важное направление его деятельности.

«Только вместе с

родителями, общими

усилиями, учителя могут

дать детям большое

человеческое счастье.»



В. А. Сухомлинский



Старый школьный афоризм гласит:
«Самое сложное в работе с детьми –

это работа с их родителями».

Главными задачами
классного руководителя в этом направлении являются:  способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,  созданию комфортных условий для ребенка в семье,  а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
• Повышение психолого-педагогической грамотности родителей • Оптимизация детско-родительских отношений • Поддержка и повышение социального статуса семей • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Направления воспитательной работы

школы с семьями обучающихся

• вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; • поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка; • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
Обязанности школы по отношению к родителям:


В основе взаимодействия семьи и классного

руководителя должны лежать принципы

взаимного доверия и уважения, поддержки

и помощи, терпения и терпимости по

отношению друг к другу.


Воспитательная модель

СОЦИАЛЬНЫ

Й ПЕДАГОГ


Основные направления сотрудничества

классного руководителя с родителями

Психолого-

педагогическое

просвещение

родителей
(родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие)
Вовлечение

родителей в учебно-

воспитательный

процесс
( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; шефская помощь)
Участие родителей

в управлении

учебно-

воспитательным

процессом
(участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета; участие в работе общественного совета содействия семье и школе)

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

Формы связи школы и семьи
 посещение на дому  приглашение в школу  индивидуальные консультации педагога  переписка  родительский лекторий  тематические консультации  классные детские мероприятия  родительские вечера  классные родительские собрания  общешкольные родительские собрания  дни открытых дверей  концерты  выставки учебных работ  творческие отчеты
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится
психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Индивидуальные

формы


Посещение семьи
• Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. • При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. • Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. • После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.

При посещении учащегося на дому

соблюдаются следующие правила:
• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов; • исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения; • беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи; • не предъявлять претензий к родителям; • всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника; • советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи; • договариваться о конкретных совместных делах; • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
• Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. • Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. • Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Приглашение в школу

• Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. • Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. • Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. • В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Индивидуальные

консультации, беседы

• В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. • Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. • Подход учителя должен быть таким:
«Перед нами стоит

общая проблема. Что мы можем предпринять для ее

решения?»
• Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. • Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. •
Принципы успешного консультирования

доверительные

отношения, взаимоуважение, заинтересованность,

компетентность.


Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. • Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. •
Главное условие переписки

доброжелательный тон, радость общения.
• Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

Анкетирование
• Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которая раздается родителям 1 сентября. • Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания учеников.

Групповые и

коллективные

формы


Практикумы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей

Открытые уроки
 Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. 
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать

возможность родителям присутствовать на открытом

уроке.
 Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями учебной деятельности в школе.  Разрешить присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально- волевой сферы и пр.

Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив

Виды родительских собраний:
 организационные,  собрания по плану психолого- педагогического просвещения,  тематические,  собрания-диспуты,  итоговые (четвертные) и т.д.

Родительские собрания
o
Общешкольные
(или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год. o
Классные
родительские собрания – 4-5 раз в год. На
классных родительских собраниях
обсуждаются:  задачи учебно-воспитательной работы класса,  планирование воспитательной работы в классе,  намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,  подводятся итоги работы.

Классные

родительские собрания
 Возрастные особенности младших школьников»,  «Режим дня школьника»,  Проблемы адаптационного периода обучающихся подготовительного класса»,  «Игра в обучении ребенка»,  «Ребенок и природа» и др.  В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и развивающего обучения в школе.
Тематика
собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в
школьное самоуправление.
Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить
школьные родительские собрания,

конференции,

родительский комитет и его комиссии,

секции и другие рабочие органы.
Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет.
• Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. • Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. • Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. • В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в
общешкольный родительский совет.
Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Классные детские мероприятия.

Организация совместных досуговых

мероприятий.

Формы досуга:

совместные праздники, дни именинника;

подготовка концертов, посещение концертов и

спектаклей;

соревнования, конкурсы.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
План работы с родителями обучающихся первого класса на 2014-2015 уч. год

Сроки

проведения

Тематика

Дата

Сентябрь

1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»

2. Анкетирование родителей.

3. Выборы родительского комитета и планирование

его деятельности.

4. Индивидуальные беседы

«Особенности адаптационного периода».

Октябрь

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

4. Утренник «Праздник урожая»

5. Родительское собрание «Итоги первой четверти»

Знакомство родителей с достижениями детей в

различных видах деятельности (Ознакомление с

портфолио обучающихся).


Сроки

проведения

Тематика

Дата

Ноябрь

1. Посещение семей учащихся.

2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в

формировании личности ребенка».

3. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

4. Утренник «Осень»

5. Индивидуальные беседы.

6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО.

Декабрь

1.Индивидуальная работа с родителями.

2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому

году»

3. Родительское собрание «Итоги первого

полугодия».

Знакомство родителей с достижениями детей в

различных видах деятельности (Портфолио

обучающихся).

4. Новогодний утренник


Сроки

проведения

Тематика

Дата

Январь

1. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Групповая консультация-беседа «Режим дня

ребенка»

Март

1. Внеклассное мероприятие с участием родителей

«День именинника».

2. Праздник «Масленица»

3. Индивидуальные консультации и беседы.

4. Родительское собрание «Итоги третьей четверти»

Знакомство родителей с достижениями детей в

различных видах деятельности (Портфолио

обучающихся).

Февраль

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Родительское собрание «Роль семьи в

формировании школьных успехов ребенка».


Сроки

проведения

Тематика

Дата

Апрель

1. Посещение семей учащихся.

2. Индивидуальные консультации и беседы.

3. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО.

Май

1. Индивидуальные консультации и беседы.

2. Знакомство родителей с достижениями детей в

различных видах деятельности (Портфолио

обучающихся).

3. Итоговое родительское собрание. Организация

летнего отдыха детей.


Все индивидуальные, групповые и

коллективные формы работы с

родителями призваны наладить

взаимодействие между школой и семьей,

повысить эффективность процесса

воспитания детей в семье и школе.

Заключение


«Воспитание детей – это важная

область нашей жизни… Правильное

воспитание – это наша счастливая

старость, плохое воспитание – это

наше будущее горе, это наши слёзы,

- наша вина перед другими людьми».

(Антон Семёнович Макаренко)


Не говори – не умею,

А говори – научусь!


В раздел начальное образование