Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Учимся играя. Подготовка к чтению"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предшкольного развития

Автор: Чувашева Светлана Вениаминовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №95, город Краснодар



В раздел начальное образование



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД КРАСНОДАР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 95 Принята на заседании педагогического совета от «___» ___________ 2016 г. Протокол № ____ Утверждаю Директор МБОУ СОШ №95 __________ И.Б. Пасичник «___» ___________ 2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

«________________________

Учимся играя

.



Развитие речи

____________»
(Указывается наименование программы)
Уровень программы:
__________ ознакомительный ____________________ (ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы:
_____1 год (60 часов)___________________ (общее количество часов)
Возрастная категория: от
5
до
7
лет

Вид программы:
____________авторская________________________ (типовая, модифицированная, авторская) Автор-составитель: Чувашева Светлана Вениаминовна, учитель начальных классов (указать ФИО и должность разработчика) г. Краснодар, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе программы по подготовке к школе детей 5-7 лет "Преемственность" Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.: М., Просвещение, 2012. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения, у него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.). Программа предшкольного развития «Учимся играя. Развитие речи» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 1 год (60 ч). Занятия проводятся 2 раза в неделю 30 недель. Продолжительность занятий 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
– подготовка ребенка к школьной жизни, успешная адаптация детей до школьного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи:

1)
образовательные:  обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;  включение в познавательную деятельность;
2)
личностные:  формирование самоопределения (мотивации учения);  развитие личностных качеств;  формирование ценностных установок и ориентаций;
3)
метапредметные:  развитие самостоятельности, ответственности, аккуратности;  формирование потребности в саморазвитии. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Учимся играя. Развитие речи» разработана по курсу «От слова к букве» (автор Н.А. Федосова), помогает практически подготовить детей к обучению чтению и совершенствовать их устную речь. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. В программе уделяется большое внимание на развитие и совершенствование устной речи, расширение словарного запаса детей, с овершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов, формирование умения правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки. Программа помогает обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка, совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах, выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Учебный план № п\п Название раздела/темы Кол-во часов Формы аттестации/контроля 1 Осенние странички 6 2 Зимние странички 6 3 Весенние странички 7 4 Летние странички 3 5 Мир вокруг меня 38 ИТОГО 60 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа «Учимся играя. Развитие речи» нацелена на подготовку старшего до- школьника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами
является формирование следующих умений:  определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);  в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , как поступить (при поддержке учителя);  при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;  понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
 выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;  объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Метапредметными результатами
является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по текст УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УДД:
 учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;  учиться работать по предложенному учителем плану;  учиться проговаривать последовательность действий на занятии;  учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;  учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
 учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;  учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);  учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;  сравнивать и группировать различные объекты (предметные картинки);  классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;  учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;  учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
 называть свои фамилию, имя, домашний адрес;  слушать и понимать речь других;  учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;  учиться оформлять свои мысли в устной форме;  строить понятные для партнера высказывания;  уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;  совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;  сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;  учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты:
 ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;  знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);  знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;  осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
 артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;  оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;  обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;  использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;  следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;  сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;  соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;  правильно произносить все звуки;  отчетливо и ясно произносить слова;  выделять из слов звуки;  находить слова с определенным звуком;  определять место звука в слове;  соблюдать орфоэпические нормы произношения;  составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;  составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;  пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения с 07.10.2016 г. по 28.05.2017 г. Год обучения октябрь ноябрь декабрь январь Недели обучения 10.10-16.10 17.10-23.10 24.10-30-10 07.11-13.11 14.11-20.11 21.11-27.11 28.11-04.12 05.12-11.12 12.12-18.12 19.12-25.12 26.12-01.01 09.01-15.01 16.01-22.01 23.01-29.01 30.01-05.02 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Год обучения с 03.10.2016 г. по 28.05.2017 г. Всего учебных недель Всего часов по программе Год обучения февраль март апрель май
Недели обучения 06.02-12.02 13.02-19.02 20.02-26.02 27.02-05.03 06.03-12.03 13.03-19.03 20.03-26.03 03.04-09.04 10.04-16.04 17.04-23.04 24.04-30.04 01.05-07.05 08.05-14.05 15.05-21.05 22.05-28.05 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 30 60 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
№ п/п Наименование объекта и средств материально – технического обеспечения Наличие 1. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5–7 лет, М.: «Просвещение», 2012 год. + 2. Н. А.Федосова, Т. В.Белова, В. А. Солнцева и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов, М., Просвещение, 2012 год. + 3. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. От слова к букве. Пособие для детей 5–7 лет. В 2 частях + 4 Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребёнок к школе: пособие для родителей + 5 Магнитная доска. + 6 Компьютер + 7 Принтер + 8 Ксерокс + 9 Мультимедийный проектор + 10 Документ-камера. + 11 Интерактивная доска + 12 Набор предметных картинок +
Информационное обеспечение
1. «YOU TUBE» - видеохостинг  Мультимама Азбука  Мультипедия Русский алфавит (уроки тетушки Совы)  Студия Эллиса Пластилиновая Азбука  Развивающий мультик Предки – Азбука ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предшкольного развития «Учимся играя. Развитие речи » не предусматривает итоговую аттестацию (Федеральный закон № 273-ФЗ, ст.75).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для проведения диагностики используется пособие Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребёнок к школе: пособие для родителей. Готовность ребенка к школе определяется по основным блокам, представленным в пособии. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В работе по программе предшкольного развития «Учимся играя. Развитие речи» используется словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, игровые, проблемные методы обучения. Для реализации программы используется технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология. Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, игра, конкурс, практическое занятие. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Кол-во часов Дата По плану По факту
Раздел «Осенние странички» (6 ч)
1 Составление рассказа по картине на тему «Осень», определение звуков осени (шум ветра, дождя, листьев). 1 2 Составление рассказа на тему «Осенний наряд деревьев», составление видовых пар на тему «Орудия труда». 1 3 Составление рассказа на тему «Игры и игрушки», описание предмета6 материал, форма, цвет, размер. 1 4 Составление рассказа на тему «Осенний урожай». Последовательность изложения рассказа по картинке. 1 5 Чтение педагогом рассказа М. Горького «Воробьишко», ответы на вопросы по тексту. Дифференциация звуков [с], [з]; [з], [ж]. 1 6 Работа со словами на темы «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Звуковой анализ слов жук, грач. Произношение гласных и согласных звуков. 1
Раздел «Зимние странички» (6 ч)
7 Составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Зима». Произношение твердых и мягких звуков. Выделение звуков в слове. 1 8 Составление рассказа по теме «Зимние забавы». Устная речь. Выделение предложений из устной речи. 1 9 Составление рассказа по выбранной теме. А.С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок). Выделение слов и словосочетаний. 1 10 Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок), составление предложений о зимней прогулке. Изучение на снегу следов птиц. 1 11 А.С. Пушкин «Зима». Подбор предложений из стихотворения к иллюстрациям. Заучивание стихотворения наизусть. 1 12 Составление рассказов о жизни животных зимой. Составление загадок о животных. Звуковой анализ слов лиса, белка. 1
Раздел «Весенние странички» (7 ч)

13 Весна. Признаки весны. Составление рассказа по картинке. Ответы на вопросы по темам «Птицы весной», «Перелетные птицы» 1 14 Составление рассказа на тему «Весенние забавы». Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Звуковой анализ слова птица. 1 15 Составление рассказа по картинке «Скоро лето». Чистоговорки. Скороговорки. 1 16 Весенние праздники. 1 17 Составление рассказа о весне и ее признаках. Е. Баратынский «Весна! Весна!..» 1 18 Чтение преподавателем рассказа К Ушинского «Ласточка». Составление по вопросам краткого пересказа. Знаки препинания в конце предложений. 1 19 Чтение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Ответы на вопросы. Пересказ сказки по иллюстрациям. 1
Раздел «Летние странички» (3 ч)
20 Составление рассказа по картинке «Лето». И. Суриков «Лето». Звуковой анализ слова улитка. 1 21 Составление рассказа на тему «Летний отдых детей» по картинке. Подбор загадки к картине. 1 22 Составление рассказа на тему «В летнем лесу». Ответы на вопросы. 1
Раздел «Мир вокруг меня» (38ч)
23 Составление рассказа на тему «Необыкновенное вокруг нас». Л. Толстой «Нашли дети ежа». Звуковой анализ слов игла, игра. 1 24 Составление рассказа по картинке на тему «Мир вокруг нас». Звуковая схема к слову радуга. 1 25 Словообразование: ворона, вороненок, проворонила. Звуковой анализ слова аист. 1 26 Игра «Подскажите словечко», словообразование: колокольчики, колокольчик, колокол. Звуковой анализ слов кит, кот. 1 27 Название животных и их детенышей. Звуковой анализ слов волк, тигр. 1 28 Семья. Звуковой анализ слов мама, папа, брат. Составление режима дня. 1 29 Составление рассказа по картинке о своей семье. Звуковой анализ слов осы, Оля. Звук [о], буквы О,о. 1 30 Элементы самообслуживания. Составление предложений о себе. Звуковой анализ слов астра, Анна. Звук [а], буквы А,а 1 31 К. Ушинский «Бишка». Составление рассказа «Отдых семьи». Звуковой анализ слов улитка, Уля. Звук [у], буквы У,у. 1 32 С. Дрожжин «Тени вечера сгущаются». Звуковой анализ слов сыр, мыши. Звук [ы], буква ы. 1 33 Составление рассказов на тему «Профессия». Звуковой анализ слов иглы, Ира. Звук [и], буквы И,и. 1 34 Составление рассказов на тему «Школа». Звуковой 1
анализ слов эму, Эдик. Звук [э], буквы Э,э. 35 Составление рассказов на тему «Класс». Звуковой анализ слов яблоко, мяч, дыня, Ваня. Звуки [ja], буквы Я,я 1 36 Составление рассказов на темы «Наша группа», «Наш преподаватель» Звуковой анализ слов юла, блюдо, Нюра. Звуки [ju], буквы Ю,ю. 1 37 Составление рассказов на тему «Школьные принадлежности». Игра «Что лежит в портфеле?». Звуковой анализ слов ели, зебра, Лена. Звуки [jэ], буквы Е,е. 1 38 Составление рассказов на тему «На занятиях». Звуковой анализ слов ёлки, мёд, Артём. Звуки [jo], буквы Ё,ё. 1 39 Составление рассказов о животных по картинке. К. Ушинский «Дятел». Звуковой анализ слов лук, люк, Лена. Звуки [л], [л’], буквы Л,л. 1 40 Русское народное творчество. К. Ушинский «Мышки». Звуковой анализ слов Маша, Миша. Звуки [м], [м’], буквы М,м. 1 41 Сказки народов мира о животных. Потешки. Звуковой анализ слов нос, Нина. Звуки [н],[н’], буквы Н.н. 1 42 Сказки народов мира о животных. Потешки. Составление сказки по рисунку. Звуковой анализ слов рак, Рита. Звуки [р], [р’], буквы Р.р. 1 43 Сказки народов мира. Составление сказки по рисунку. Звуковой анализ слов врач, Витя. Звуки [в], [в’], буквы В.в. 1 44 Сказки народов мира. Составление сказки по рисунку. Звуковой анализ слов флаг, Фёдор. Звуки [ф], [ф’] буквы Ф.ф. 1 45 Сказки народов мира. Составление сказки по рисунку. Звуковой анализ слов зонт, Зина. Звуки [з], [з’], буквы З.з. 1 46 Сказки, стихи, рассказы. Составление рассказа на тему «Цирк зверей». Звуковой анализ слов слон, Сима. Звуки [с], [с’], буквы С,с. 1 47 Сказки, стихи, рассказы. Скороговорки. Звуковой анализ слов шары, Шура. Звук [ш], буквы Ш.ш. 1 48 Сказки, стихи, рассказы. Скороговорки. Звуковой анализ слов жук, Женя. Звук [ж], буквы Ж.ж. 1 49 Сказки, стихи, рассказы. Скороговорки. Звуковой анализ слов барабан, Боря. Звуки [б], [б’], буквы Б.б. 1 50 К. Ушинский «Играющие собаки». Звуковой анализ слов пони, Петя. Звуки [п], [п’], буквы П.п. 1 51 Сказки, стихи, рассказы. Сказка к иллюстрации. Звуковой анализ слов дом, Дина. Звуки [д], [д’], буквы Д.д. 1 52 Сказка «Три медведя». Звуковой анализ слов тигр, Таня. Звуки [т], [т’], буквы Т.т. 1 53 Сказки, стихи, рассказы. Сказка к иллюстрации. Звуковой анализ слов гусь, Гена. Звуки [г], [г’], 1
буквы Г.г. 54 Л. Толстой «Косточка». Звуковой анализ слов кот, Кира. Звуки [к], [к’], буквы К.к. 1 55 Сказки, стихи, рассказы. Сказка к иллюстрации. Звуковой анализ слов хобот, Харитон. Звуки [х], [х’], буквы Х.х. 1 56 Сказки, стихи, рассказы. Сказка к иллюстрации. Звуковой анализ слов цапля, цепь. Звук [ц], буквы Ц.ц. 1 57 Сказки, рассказы. Звуковой анализ слов щука, щетка. Звук [щ’], буквы Щ.щ. 1 58 Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Звуковой анализ слав чайник, Дмитрий, часы, чашка. Звук [ч’], буквы Ч.ч. Звук [й’], буквы Й.й. 1 59 Мир вокруг меня. Звуковой анализ слов лось, дверь. Буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков. Буквы ъ,ь. 1 60 Проверь себя. Итоговое занятие. 1


В раздел начальное образование