"Творческий подход в инклюзивном обучении".
Педагогическое кредо
Автор: Казанцева Светлана Викторовна, педагог начальных классов, МБОУ "Школа № 35", город Полысаево, Кемеровская область
В раздел начальное образование
Творческий подход в инклюзивном обучении.
С 2011 года я являюсь педагогом индивидуального обучения детей на
дому с ограниченными возможностями здоровья, в рамках
экспериментальной площадки по инклюзивному обучению детей с ОВЗ, с
использованием интернет – технологий (1 – 4 класс).
Важным аспектом в работе с «особыми» детьми является то, что педагогу
необходимо думать об их реабилитации в социуме, вселить им надежду, что
они могут учиться и развиваться, а не быть изолированными от общества.
Мое кредо, как учителя, которому необходимо учитывать
психофизические особенности детей с ограниченными возможностями
здоровья: не навреди, помоги, всели уверенность.
Сознавая, что уровень жизненных возможностей детей с ОВЗ по
сравнению с «обычными» детьми снижен, я стараюсь сформировать у них
достаточную самооценку, воспитывая необходимый уровень социальной
активности.
Моя цель – направленное обучение ребенка – инвалида - дать ему знания
и общие представления о жизни.
Главная же задача – формирование личности, обладающей полезными
качествами, необходимыми для жизни в обществе, в котором ему предстоит
жить и развиваться.
Обучающиеся, с которыми я занимаюсь, имеют заболевания ДЦП разной
степени тяжести, с нарушением координации движений рук, ног, тела,
речевыми нарушениями, сниженным умственным развитием.
Для лучшего усвоения учебного материала, на уроках использую
личностно – ориентированный подход, применяю креативные, игровые
методы и формы обучения, помогаю обучающимся в той мере, в какой это
необходимо. Это – «золотое правило реабилитации». Главное на занятиях –
психоэмоциональное состояние ребенка. Их самочувствие и настроение –
залог активности и установка на эффективность результата. На своих
занятиях с ребятами, применяю различные методы и формы коррекционной работы: -Игра (через игру ребенок познает окружающий мир, повышается самооценка, настрой на позитивный диалог с педагогом, отношения с родителями, сверстниками). -Упражнения (развитие образного восприятия и воображения, познавательных процессов: рисование по точкам-дорисуй, докрась; волшебные кляксы-назвать, придумать; рисование в воздухе-повторить). -Арт-занятия (на уроке ребенок самовыражается, идет развитие моторики рук, увеличивается речевая активность, улучшается усвоение учебного материала, четко прослеживается индивидуальная динамика роста ребенка). -ИКТ (интерес и потребность общения). Мною разработаны коррекционные игры для индивидуальных занятий на развитие памяти, мышления, внимания: «Графический диктант», «Что изменилось». Так, Л. Максим, обучающийся 2 класса, за два года обучения смог положительно продвинуться в освоении программы – научился осознанно читать, запоминать текст, отвечать на вопросы; считать - решать задачки. Савельев Роман, обучающийся 2 класса, стал проявлять интерес к учебе, желание самореализации, повысил свою успеваемость. И. Даниил, обучающийся 3 класса, стал более усидчивым, внимание стало более устойчивым и концентрированным, что позволило успешнее выполнять задания этого уровня. Благодаря применяемым методам и формам в обучении детей с ОВЗ, даже небольшие положительные сдвиги в обучении являются для них и для меня, как педагога, большими результатами, которые, надеюсь, помогут им найти свое место в обществе.
Коррекционно – развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном коррекционном обучении и воспитании. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Главное в моей работе - ритмическая организация движений. Это упражнения. Ребенок должен воспроизвести движениями рук определенный ритмический рисунок. Это могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д. Подготовка к письму. Письмо – сложный координационный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Упражнения, как штриховка, правильное движение руки по строке, графические диктанты, письмо элементов букв, обведение шаблонов, способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
занятиях с ребятами, применяю различные методы и формы коррекционной работы: -Игра (через игру ребенок познает окружающий мир, повышается самооценка, настрой на позитивный диалог с педагогом, отношения с родителями, сверстниками). -Упражнения (развитие образного восприятия и воображения, познавательных процессов: рисование по точкам-дорисуй, докрась; волшебные кляксы-назвать, придумать; рисование в воздухе-повторить). -Арт-занятия (на уроке ребенок самовыражается, идет развитие моторики рук, увеличивается речевая активность, улучшается усвоение учебного материала, четко прослеживается индивидуальная динамика роста ребенка). -ИКТ (интерес и потребность общения). Мною разработаны коррекционные игры для индивидуальных занятий на развитие памяти, мышления, внимания: «Графический диктант», «Что изменилось». Так, Л. Максим, обучающийся 2 класса, за два года обучения смог положительно продвинуться в освоении программы – научился осознанно читать, запоминать текст, отвечать на вопросы; считать - решать задачки. Савельев Роман, обучающийся 2 класса, стал проявлять интерес к учебе, желание самореализации, повысил свою успеваемость. И. Даниил, обучающийся 3 класса, стал более усидчивым, внимание стало более устойчивым и концентрированным, что позволило успешнее выполнять задания этого уровня. Благодаря применяемым методам и формам в обучении детей с ОВЗ, даже небольшие положительные сдвиги в обучении являются для них и для меня, как педагога, большими результатами, которые, надеюсь, помогут им найти свое место в обществе.
Коррекционно – развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном коррекционном обучении и воспитании. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Главное в моей работе - ритмическая организация движений. Это упражнения. Ребенок должен воспроизвести движениями рук определенный ритмический рисунок. Это могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д. Подготовка к письму. Письмо – сложный координационный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Упражнения, как штриховка, правильное движение руки по строке, графические диктанты, письмо элементов букв, обведение шаблонов, способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
В раздел начальное образование