ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ"
методическая разработка
Автор: Иванова Надежда Васильевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ им.М.К.Овсянникова с.Исаклы, с.Исаклы
В раздел начальное образование
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ТЕМА УРОКА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «И В ШУТКУ И
ВСЕРЬЁЗ»
Цель деятельности педагога:
обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз».
Тип урока:
обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа; определять опорные слова для пересказа текста произведения. Личностные: внимание к красоте окружающего мира и внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: умение использовать учебную литературу для поиска необходимой информации в процессе выполнения учебных заданий; понимать знаки, символы. Регулятивные: умение сохранять учебную задачу; сравнивать свои результаты выполнения учебных заданий с результатами одноклассников; вносить коррективы в действие после его завершения с учётом характера ошибок. Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, при составлении описательных рассказов.
Формы и методы обучения:
фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы:
таблица слогов для чтения; иллюстрации к произведениям; карточки с названиями произведений и карточки с фамилиями авторов этих произведений; ребусы; карточки с пословицами.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
1. Пересказ рассказа М. Пляцковского по опорным слова м. 2. Составьте из двух половинок пословицы о труде: Любишь кататься всё перетрут Труд человека кормит по осени считают Терпенье и труд люби и саночки возить Цыплят а лень портит – Объясните смысл этих пословиц.
II. Постановка цели урока.
– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках?
– Прочтите слова и назовите те, которые подходят к разделу «И в шутку и всерьёз». – Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, зачем писатели и поэты пишут весёлые, шуточные стихи и рассказы.
III. Закрепление и обобщение материала.
1. Речевая минутк а. – Прочтите скороговорку: Крот и кролик крышу крыли, Карп и краб дрова рубили, Дрозд хорьку кроил сюртук, Крыса прыгала вокруг. Тряпки курица тащила, Кенгуру харчо варила, Дрозд в корыте фрак стирал, Бобр бруснику собирал. Норка громко грызла корку. Я твердил скороговорку. – Что необычного в этой скороговорке? – Какое настроение у вас возникло при её чтении? 2. Отработка навыка чтени я. – Прочтите быстро и четко слоги в столбиках таблицы: мыш га шаш ко миш ка шап ку мош да шуб ка кош та пуш кы кеп ба пеш кэ реп па каш ке щеп ва кас кя – Какой слог поможет составить 13 слов? Прочтите слова с таким слогом. – Проверьте себя. Читайте, думайте, какие слова вы не составляли? Наприме р: мошка, мишка, мышка, кошка, кепка, репка; щепка, щетка, шашка, шапка, шубка, трубка; пушка, пешка, кашка, ромашка.
– Попробуйте составить рифмованные строки. Наприме р: Под деревом мишка, В норе мышка, Скачет мышка, Ревёт мишка. Продолжите сами. 3. Перечитывание произведений раздел а. – Любите ли вы играть в весёлые игры? – В каком произведении описывается весёлая игра? Как называется это стихотворение? Кто его автор? – Как вы думаете, для чего придумала поэтесса такое стихотворение? – Прочтите наизусть стихотворение «Мы играли в хохотушки» так, чтобы все услышали детский смех. – Всегда ли можно смеяться над другими людьми? – Можно ли дразнить и обижать других людей? – Назовите произведения, которые учат нас общаться друг с другом. Кто их автор? – Какие истории можно назвать поучительными? – Прочтите стихотворение «Федотка» К. Чуковского, показав голосом, что мальчик не прав. – Чему учит это произведение? – Вспомните какой-нибудь смешной случай из своей жизни. Расскажите его так, чтобы нам стало очень весело. – Можно ли назвать смешными моменты, когда дети обижают и дразнят друг друга? – Какое произведение учит вас не дразнить других? – Назовите героев рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка». – Расскажите, как вы общаетесь со своими друзьями. – Бываете ли вы похожи на Сашу-дразнилку?
Физкультминутка
Вдоль по речке, по реке Парень тут же прыгнул в воду, Едет парень на бревне. Сунул руку под колоду. Видит парень: в глубине Под колодою нора… Старый дуб лежит на дне. Выходить тебе пора.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите понравившееся вам произведение раздела «И в шутку и всерьёз». – Зачем писатели и поэты пишут весёлые и шуточные произведения? Выберите ответ: • развеселить слушателя; • подшутить над кем-нибудь; • помочь увидеть поступки, поразмышлять над недостатками;
• развивать фантазию и воображение; • выяснить, понимает ли читатель юмор. – Разложите карточки парами: название произведения и рядом фамилия автора. – Разгадайте ребус ы. К каким произведениям относятся эти слова? а) б) (Шутка.) (Улыбка.)
Внеурочная деятельность:
задание 3 из раздела «Проверим себя и оценим свои достижения» на с. 28 (часть 2).
В раздел начальное образование